Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 16:58, курсовая работа
Объектом исследования является экономика России в аспекте институциональных преобразований, способствующих ликвидации теневой экономики и повышению уровня экономической безопасности страны.
Предметом исследования выступает ликвидация теневой экономики как направление обеспечения экономической безопасности России.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические подходы к исследованию сущности, универсальных причин и форм теневой экономики, ее размеров и влияния на экономику страны.
Предложить классификацию методов оценки теневой экономики и направлений минимизации ее негативных воздействий на социально-экономическое развитие страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Понятие теневой экономики 6
1.2 Причины возникновения теневой экономики 14
1.3 Механизмы функционирования теневой экономики 21
Глава 2. ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК 25
2.1 Оценка теневого бизнеса в России 25
2.2 Анализ международной динамики ухода экономики в тень 27
2.3 Опыт развитых стран по легализации хозяйствующих субъектов и выхода их из теневого сектора 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА
Конечно, коррупция существует в любом обществе вне зависимости от того плановые или рыночные принципы лежат в основе его жизнедеятельности. Российская специфика коррумпированности в том, что она не просто часть неформальных отношений, а их начальная и определяющая стадия. С. Кордонский называет коррупцию «административным рынком». На нем можно было приобрести всё, но не всем. Деньги сами по себе не играли в этой системе роли всеобщего эквивалента. Гораздо важнее было наличие «блата».
Большинство неформальных действий в советской системе фактически представляли собой прямое воровство у государства, причем не косвенного характера, как, например, уклонение от уплаты налогов, а путем непосредственного изъятия или использования в личных целях государственных ресурсов. За неимением своих собственных ресурсов субъекты, стремящиеся к улучшению своего благосостояния, прибегали к использованию тех государственных благ, которые были в их служебном распоряжении. При этом перемещение в служебной иерархии обуславливали соответственное изменение возможностей и реального участия в неформальных отношениях. Это было воровство «по чину», когда занимаемая должность несла с собой конкретные негласные привилегии, которые в конечном счете и определяли привлекательность той или иной работы. [12, c.39]
Связь неформальной деятельности с рабочим местом и должностью обуславливало предметную привязку (что работник производит, то он и крадет) и стратифицированный характер (вышестоящему дозволено больше, и если субъект неформальных отношений не имеет прямого доступа к ресурсам, но прямо или косвенно участвует в их распределении, то он получает свою долю в виде регулярных подношений).
Вывод о теснейшей взаимосвязи легальной и нелегальной экономик имеет большое значение не только для понимания развития теневых отношений в советской и постсоветской экономиках, но и для анализа проблемы в целом.
Налицо дуализм советской экономики, сегменты которого образовывали не отдельные самостоятельные уклады, а единую систему.
Так, в системе институциональной коррупции противостояли друг другу и дополняли друг друга четыре сектора:
1) легальная командная экономика;
2) легальная рыночная экономика;
3) нелегальная рыночная экономика;
4) нелегальная командная экономика.
Таким образом, в советской хозяйственной системе существовали не одна, а две параллельные командные экономики – легальная (выполнение плановых заданий) и нелегальная (получение нелегальных личных благ привилегий благодаря личным связям). Общим правилом было совмещение ролей: каждый государственный служащий участвовал в формировании не только плановых заданий и их выполнении, но и в обеспечении «своих людей» дефицитными благами в обход официальных норм.
1.3 Механизм функционирования теневой экономики.
Механизмы функционирования теневой экономики можно разделить на два больших класса. Речь идет об основных и вспомогательных (обслуживающих) механизмах.
Первый, основной, предполагает наличие «объекта эксплуатации», при этом в роли «дойной коровы» выступает государство или крупное предприятие.
В одном случае, при предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Эта схема является симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.
В другом, некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отделов сбыта завода, которые переадресуют наиболее выгодные заказы “параллельному предприятию”.
Существует так же схема, когда базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По истечении обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ срока, деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета «расчищаются», а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые «научные работники».
Отмеченный второй класс механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы” указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся за рубеж.
Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций.
Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты на их содержание и эксплуатацию в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, из-за чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “проедания” основных доходов.
Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместнуютеневую деятельность, обычно включает: предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции , банк, “службу безопасности”, связи.
Каждый из этих элементов следует рассмотреть подробнее. Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и специализируется на их “расшивке”.
Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно). Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях. “Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.
Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.
Таким образом, структуры теневой экономики в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.
Вывод по главе:
Таким образом, можно сказать,
что теневая экономика - это экономическая деятельность,
скрываемая от общества и государства,
находящаяся вне государственного контроля
и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной ча
Теневая экономика образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.
Глава 2.ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК
2.1 Оценка теневого бизнеса в России
Основными сферами теневой экономики в России являются: чисто криминальная (наркобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, контрабанда, проституция, выбивание долгов, заказные убийства, похищение людей с целью выкупа и др.); финансово-кредитная; внешнеэкономическая; фондовый рынок; естественные монополии; автомобилестроение; потребительский рынок, в частности, незаконное производство и продажа алкогольной продукции; незаконное производство интеллектуальной продукции .
«Ненаблюдаемая экономика составляет примерно 16 процентов от ВВП. Она представляет собой корректировку ВВП на теневые операции юридических лиц, а также операции неформального сектора экономики, производство домашних хозяйств для собственного конечного пользования. Но это без незаконных видов деятельности: без проституции, торговли наркотиками, без порнографии, контрафакта. По сегодняшним оценкам, там занято примерно 13 миллионов человек, или 17-18 процентов экономически активного населения» - глава Росстата Александр Суринов.
По данным Росстата, ВВП России в 2010 году составил 44,5 трлн. рублей. Это означает, что на теневой сектор экономики приходится более 7 трлн. рублей.
Данные цифры Росстата,
получены путем изучения двух
из трех видов экономических
отношений, которые не поддаются
оценке прямыми методами. К ним
скрытое производство (предприятие
изготавливает товар законно, однако
скрывает его объемы и
Вместе с тем данные об объеме теневого сектора в российской экономике предоставляет и другое ведомство - МВД. Согласно данным министерства, в тени находится около 40%. Подсчитывая ущерб государству, полиция анализирует собственные данные, то есть учитывает все нелегальные финансовые потоки, включая коррупцию.
По данным исследования всемирного банка удельный вес теневой экономики в России составляет почти 49% ВВП. Оценка Всемирного банка доли теневой экономики в России расходится с официаль¬ными данными Росстата приблизительно в 2 раза. Это происходит из-за того, что смысл понятия «теневая экономика» в разных странах сильно отличается. Все зависит, конечно, от действующих законов.
Теневая экономика России, как показывает статистика, боится холода – чем дальше на Север, тем ее меньше. Причин этому несколько – велика доля теневой экономики в торговле, сельском хозяйстве, в строительстве, транспорте, а чем дальше на север, тем ниже вклад в экономику регионов этих видов экономической деятельности. И тем более регламентированы и контролируемы властями и налоговыми органами эти отрасли. [9, c.101]
Способов анализировать нелегальный сектор у статистиков много, один из них - простое сравнение произведенных ресурсов с их потреблением.
Постепенно уменьшается доля прямого обналичивания средств, когда предприниматели просто кладут деньги в карман, уводя их от налогов. В то же время сильно выросли операции со скрытыми платежами, когда клиент благодарит делового партнера или чиновника, оплачивая за него ряд услуг.
В первой половине 2008 года МВД раскрыло почти 150 тыс. экономических преступлений, ущерб от которых составил свыше 24,5 млрд. рублей. В первой половине 2009 года количество преступлений выросло незначительно - до 155 тыс., однако объем ущерба увеличился почти вдвое, до 44,5 млрд. рублей.
А связанно это с тем, что начинающие бизнесмены предпочитают не проходить сложные административные процедуры, а работать без соответствующих лицензий и документов. Так трудятся частные извозчики, нянечки, репетиторы.
2.2 Анализ международной динамики ухода экономики в тень
Происходит теневая экономика, как было выявлено выше, от невозможности фирмы развернуться в условиях нынешней конкуренции, от ее неплатежеспособности, от недостатка в клиентах, фирма не имеет возможность платить налоги и получать доходы одновременно. В то же время у фирмы появляется возможность скрыть часть средств и продержаться на плаву долгое время.
При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка.
Основной причиной ухода в тень остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим «неналоговым фактором» считают коррумпированность государственного аппарата: «неформальные выплаты» при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.).
Также предприятия теневой экономики могут не соблюдать стандарты (например, ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.
Влияние на развитие теневой экономики оказывает несбалансированность спроса и предложения, как уже было выявлено ранее, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг. Экономическими и социальными последствиями такой деятельности является изъятие из легальной экономики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой неплатежи, падение производства, а также вызывает задержки выплаты заработной платы и пенсий как источником существования основной части населения.