Шведская модель рынка труда
характеризуется активной политикой государства
в области занятости, в результате чего
уровень безработицы в этой стране минимальный.
Главное направление политики на рынке
труда – предупреждение безработицы,
а не содействие уже потерявшим работу.
Достижение полной занятости осуществляется
путем проведения:
· ограничительной фискальной
политики, которая направлена на поддержку
менее прибыльных предприятий и сдерживание
прибыли высокодоходных фирм для снижения
инфляционной конкуренции между фирмами
в повышении заработной платы;
· «политики солидарности»
в заработной плате, которая преследует
цель достижения равной оплаты за равный
труд независимо от финансового состояния
тех или иных фирм, что побуждает малоприбыльные
предприятия сокращать численность работающих,
сворачивать или перепрофилировать свою
Деятельность, а высоко прибыльные фирмы
– ограничивать уровень оплаты труда
ниже своих возможностей;
· активной политики на рынке
труда по поддержке слабо конкурентоспособных
работников.
· поддержки занятости в секторах
экономики, которые имеют низкие результаты
деятельности, но обеспечивают решение
социальных проблем.
В Швеции для обеспечения полной
информированности о вакансиях и условиях
предполагаемой работы, об изменениях
на рынке труда принят Закон об обязательной
регистрации вакантных мест в учреждениях
по трудоустройству. Это позволяет вести
систематический учет вакантных мест,
создавать единый банк данных. С целью
информирования населения в Швеции создано
88 институтов рынка труда. Они изучают
возможности клиентов, дают рекомендации,
направляют на курсы. Именно в Швеции первоначально
возникла активная политика рынка труда
как одна из составляющих шведской модели
механизма регулирования рынка труда.
2 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТРУДА
Функционирование рынка труда
основано на том, что население, для того
чтобы вести нормальную жизнедеятельность,
вынуждено продавать свой труд за вознаграждение,
которое представлено в форме оплаты труда. Здесь специфическими товаром
является труд — определенная совокупность
интеллектуальных, духовных, физических
способностей человека, которые, в общем,
представляют собой индивидуальный трудовой
потенциал. С другой стороны, другая часть
населения согласна оплачивать труд наемных
работников. На рынке труда они являются
работодателями.
Спрос на рынке труда — представляет
собой совокупность спроса на ресурсы
труда страны при любой цене на них.
Предложение на рынке труда —
это совокупное предложение ресурсов
труда работников в стране при всех возможных
ценах на труд.
Факторы, влияющие на спрос
и предложение на рынке труда
Основным показателем рынка
труда является оплата труда, которая определяется
в том числе исходя из совокупной стоимости
благ, необходимых для обеспечения нормальной
жизнедеятельности человека. Эта точка
является отправной, ниже которой невозможно
установление заработной платы. Конечный
уровень оплаты труда определяется под
воздействием множества факторов, к основным
из которых относится спрос и предложение
на рынке труда.
Основными факторами, под влиянием
которых формируется размер оплаты труда,
относятся:
возрастная и половая структура
рынка труда. Большое влияние на рынок
труда оказывает количество на нем людей
различных возрастных и половых групп;
характер интенсивности общественного
труда;
производительность общественного
труда;
уровень социально-экономического
развития национальной экономики;
уровень научно-технического
развития национальной экономики;
географическое, природное
и климатическое размещение трудовых
ресурсов.
Изменение уровня и размера
оплаты труда находится в прямом взаимодействии
с изменением спроса и предложения на
рынке труда. Другим важным фактором, который
оказывает определяющее воздействие на
функционирование рынка труда, является
спрос — потребность работодателя в сотрудниках,
отличающихся определенной квалификационной
и профессиональной характеристикой.
Спрос на рынке труда формируется
под влиянием следующих факторов:
структуры общественного производства;
уровня развития и масштабов
структуры общественного производства;
доминирующих форм общественного
производства;
объемов общественного производства;
уровня научно-технического
развития и оснащенности национальной
экономики;
темпов роста и развития национальной
экономики.
Предложение на рынке труда
формируется под влиянием следующих основных
факторов:
среднего уровня оплаты труда;
количества населения и в целом
демографической ситуации;
профессиональной структуры
рынка труда (заключается в переизбытке
или недостатке определенных профессий);
мобильности населения;
этнических, религиозных, культурных,
психологических особенностей населения;
Субъектами спроса на рынке
труда выступают бизнес и государство,
а субъектами предложения — домашние
хозяйства.
На рынке совершенной конкуренции
количество нанимаемых предпринимателем
работников определяется двумя показателями
- размером заработной платы и предельным
продуктом труда в денежном выражении.
Привлечение дополнительной
единицы труда прекратится, когда эти
показатели сравняются, т.е.
.
Функциональная зависимость
между величиной заработной платы и объемом
спроса на труд выражается в виде кривой
спроса на труд (рис. 1).
Рис. 1. Кривая спроса на труд:
— ставка заработной платы;
— величина требующегося труда;
Рис. 2. Кривая предложения труда:
— ставка заработной платы;
— величина предлагаемого труда;
— кривая предложения труда
Предложение труда также зависит
от величины заработной платы, получаемой
за производительные услуги. Продавцы
на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение
при росте заработной платы. Поэтому кривая
предложения труда имеет положительный
наклон (рис. 2).
Объединив оба графика — кривой
спроса и кривой предложения, получим
точку пересечения Е, в которой спрос на
труд равен предложению труда, т.е. рынок
труда находится в равновесном состоянии (рис.
3). Это означает, что все предприниматели,
согласные платить заработную плату
, находят на рынке необходимое количество
труда, их спрос на труд удовлетворен полностью.
В положении рыночного равновесия полностью
трудоустроены и все работники, желающие
предложить свои услуги при заработной
плате
. Поэтому точка
определяет положение полной занятости. При любой другой величине
заработной платы, отличной от
, равновесие на рынке труда нарушается.
При совпадении спроса на труд и предложения
труда заработная плата выступает как
цена равновесия на рынке труда.
Рис. 3. Равновесие на конкурентном
рынке труда
Если ставка заработной платы
выше уровня равновесной, предложение
на рынке труда превышает спрос. В этой
ситуации происходит отклонение от положения
полной занятости, рабочих мест не хватает
на всех желающих продать свой труд при
высокой заработной плате. Возникает избыток
предложения труда.
В случае снижения ставки заработной
платы по сравнению с равновесной спрос
на рынке труда превышает предложение.
В результате этого образуются незаполненные
рабочие места вследствие нехватки работников,
согласных на более низкую заработную
плату.
Обе эти ситуации (безработица
и наличие незанятых рабочих мест) не могут
быть устойчивыми (долгосрочными), они
корректируются рыночным механизмом в
направлении восстановления положения
полной занятости.
Таким образом, рынок труда развивается, как
и любой рынок, по законам спроса и предложения,
равновесие на нем восстанавливается,
а продолжительной безработицы не может
быть.
Однако безработица существует. Наличие
же устойчивой безработицы свидетельствует
лишь о том, что на рынке труда отсутствуют
условия совершенной конкуренции: свободный
перелив ресурсов на различных сегментах
рынка труда, гибкая заработная плата,
совершенная информация и т.д. На рынке
труда присутствуют так называемые внеконкурентные
факторы, к которым следует отнести различные
институты. Во-первых, к ним относится государство, активно
регулирующее рынок труда, лишая заработную
плату рыночной гибкости. Во-вторых, профсоюзы, оказывающие
большое влияние на уровень заработной
платы в направлении ее повышения по сравнению
с равновесным уровнем. В-третьих, крупные
корпорации тяготеют к установлению сравнительно
стабильной во времени стандартной ставки
заработной платы, отказываясь слишком
часто пересматривать ее в зависимости
от соотношения спроса и предложения на
рынке труда.
Регулирование рынка труда
предполагает воздействие как на спрос,
так и на предложение труда. Объектами
регулирования выступают заработная плата,
продолжительность рабочей недели и отпусков,
порядок найма и увольнения, различные
виды социального обеспечения и др.
3 РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Правительство Республики Беларусь принимает
меры по обеспечению занятости населения
республики. Это позволит сохранить стабильность
в социальной сфере, улучшить ситуацию
на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы,
будет способствовать снижению напряжённости
на рынке труда.
Общая конъюнктура рынка труда 2014 года
характеризуется устойчивым превышением
спроса на рабочую силу над предложением.
Количество свободных рабочих мест, заявленных
нанимателями в комитет по труду, занятости
и социальной защите Минского горисполкома,
управления (отделы) по труду, занятости
и социальной защите городских, районных
исполкомов (далее – органы по труду, занятости
и социальной защите), на 1 декабря 2013 г.
составило 65 тыс. вакансий. На 1 декабря
2012 г. было 67,5 тыс. вакансий.
Анализируя потребность в рабочей силе,
следует отметить, что организации нуждаются
в рабочих профессиях и неквалифицированной
рабочей силе, соответственно на 80 и 11
процентов.
Спрос на работников в основном формировался
в таких видах экономической деятельности:
– обрабатывающая промышленность (заявлено
16,5 тыс. вакансий, или 24,6 процента от общего
их числа),
– строительство (11,4 тыс. вакансий, или
17 процентов),
– сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство (7,2 тыс. вакансий, или 10,8 процента),
– торговля, ремонт автомобилей, бытовых
изделий и предметов личного пользования
(6,5 тыс. вакансий, или 9,7 процента),
– транспорт и связь (5 тыс. вакансий,
или 7,4 процента),
– операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг потребителям
(4,9 тыс. вакансий, или 7,3 процента),
– здравоохранение и предоставление
социальных услуг (4,8 тыс. вакансий, или
7,1 процента).
С января по ноябрь 2013 г. в органы по труду,
занятости и социальной защите за содействием
в трудоустройстве обратилось 242,9 тыс.
человек (88,5 процента к аналогичному периоду
2012 года). Из них зарегистрировано в качестве
безработных 147,3 тыс. человек, т. е. 87,6 процента.
В трудоустройстве нуждалось 284 тыс. человек
(88,6 процента), включая граждан, состоявших
на учёте в органах по труду, занятости
и социальной защите на начало года. Из
них 172,2 тыс. безработных (87,7 процента).