Кроме того, существенное влияние на
рынок труда оказывает отток квалифицированных
кадров за пределы республики, в особенности
в условиях свободного передвижения через
границы в рамках Единого экономического
пространства.
На фоне выбытия высококвалифицированных
специалистов и рабочих в связи с выходом
на пенсию наблюдается снижение престижа,
непопулярность рабочих профессий среди
молодёжи.
В современных условиях инновационного
развития экономики уровень подготовки
молодых специалистов не всегда соответствует
требованиям нанимателя, производства,
что является следствием отсутствия тесного
взаимодействия нанимателей и учреждений
образования при осуществлении процесса
обучения и оценки его качества.
Рынок труда будет пополняться за счёт
лиц, уволенных по причинам текучести
кадров, лиц, высвобождаемых в результате
модернизации производства и оптимизации
численности работников, выпускников
учреждений образования, лиц, имеющих
длительный (более года) перерыв в работе,
а также лиц, ранее занятых в домашнем
хозяйстве и длительно неработающих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышеизложенного можно сделать
вывод, что конечной целью рынка труда
является:
во-первых, удовлетворение профессионально-экономических
интересов экономически активного населения,
включая социальную защиту и обеспечение
народного хозяйства нужными ему кадрами;
во-вторых, достижение максимально
полной и минимально прерывной занятости,
с учетом потребности в частичной рабочей
неделе, скользящем графике рабочего дня
и т.п.
Так как рынок труда еще только
формируется, его функционирование невозможно
без государственного регулирования.
Главные, социально значимые цели регулирования
рынка труда - это снижение уровня безработицы,
поддержание оптимального соотношения
между спросом и предложением рабочей
силы (а значит, и косвенное установление
ее цены). Для достижения всех этих целей
требуется создание эффективно работающей
инфраструктуры рынка труда. Ее основными
элементами на государственном уровне
является: определение минимально необходимых
норм и нормативов функционирования рынка
труда, его общих границ. Государство обеспечивает
унификацию системы социального и трудового
законодательства, определяет объем прав
работодателей и работников в сфере найма,
возможность их участия в управлении производством,
пределы компетенции местных органов
управления рынком труда и т.д.
Помимо использования нормативов
прямого действия, государство осуществляет
косвенное регулирование рынка труда
через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную
политику, а также с помощью других мер
общеэкономического характера, то есть
можно говорить о решающей роли государства
в формировании рынка труда.
Категория занятости и безработицы
занимают одно из важнейших мест в анализе
рынка труда. Занятость населения определяет
уровень и качество жизни как отдельных
граждан, так и общества в целом. Существует
множество видов безработицы, которые
объединяются экономистами в три основных
типа: фрикционную, структурную, циклическую.
В развитых странах безработица
является результатом высоких темпов
развития НТП и несовпадения спроса и
предложения на рынке труда. В Беларуси
основными типами безработицы являются
структурная, скрытая и женская. Уровень
безработицы в последнее время неуклонно
растет.
В развитых странах мира государственная
политика занятости функционирует по
двум направлениям: содействие в трудоустройстве
и переобучение, создание гибкого рынка
труда. Среди перспективных путей снижения
безработицы наиболее интересными являются:
сокращение рабочей недели, работизация,
расширение сферы услуг и надомного производства.
В Беларуси в силу специфики
сложившейся ситуации, традиционные методы
сокращения безработицы не могут дать
тот же эффект. Основными методами должны
стать стимулирование деловой активности,
технологическое перевооружение и обеспечение
самозанятости населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Антонова, Н.Б. Государственное
регулирование экономики / Н.Б Антонова.
– Минск: Академия управления при Президенте
Республики Беларусь, 2007. – 775с.
- Арещенко, В.Д Рынок труда и
занятость населения / В.Д. Арещенко. –
Минск: Мисанта,2001. – 419 с.
- Бокун, Н.Ч. Исследование методов
анализа занятости при оценке размеров
теневой экономики / Н.Ч. Бокун. – Минск:
Мисанта, 2001. – 310 с.
- Ванкевич Е.В. Рынок труда: тенденции
развития в Республике Беларусь / Е.В. Ванкевич.
– Минск: БГЭУ, 2006. – 298 с.
- Закон Республики Беларусь
от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости населения
Республики Беларусь».
- Куприянова, В.В. Некоторые особенности
занятости населения в разных секторах
экономики / В.В. Куприянова // Эконом. и
соц. перемены: мониторинг общественного
мнения. – 2009 - N 6. – С. 24 – 27
- Лутохина, Э.А. Макроэкономическая
нестабильность: занятость и безработица
/ Э.А. Лутохина. - Акад. упр. при Президенте
Респ. Беларусь, - Минск: АУ, 2006. – 408 с.
- Медведев, О.М. Правовое регулирование
обеспечения занятости населения / О.М.
Медведев. - Москва: Изд. МГТУ, 2008. – 210 с.
- Никифорова, А.А. Рынок труда:
занятость и безработица / А.А. Никифорова.
- Москва: Междунар. отношения, 2008. – 258
с.
- Скрыпник, Н. Занятость в мире:
перемены не в лучшую сторону / Н. Скрыпник
// Человек и труд. - 2009. - №2 – С. 9 – 11
- Шимов В.Н., Тихонова Л.Е. Рынок
труда в Беларуси: проблемы государственного
регулирования // Рынок труда: мировой
опыт и тенденции развития в Республике
Беларусь: Сб.науч.тр. / НИЭИ Минэкономики
РБ. - Минск, 2006. – 614 с.
- Министерство труда
и социальной защиты Республики Беларусь
[Электронный ресурс]— Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru.- Дата доступа: 20.10.2014.