Теоретические аспекты аренды и лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования - оценить состояние и перспективы развития аренды и лизинга в Российской Федерации, а также выявить преимущества лизинговых схем и оценить их эффективность в деятельности российских предприятий.
При написании работы, ставились следующие задачи:
-рассмотреть теоретические аспекты аренды и лизинга;
-проанализировать современное состояние и перспективу развития лизинговой отрасли России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты аренды и лизинга…………………………….5
1.1 Экономическая сущность арендных отношений. Предмет и субъекты арендных отношений……………………………………………………………..5
1.2 Экономическая сущность Лизинга. Предмет и субъекты лизинга………..8
Глава 2. Классификация основных видов лизинга…………………………….11
2.1 Виды лизинга………………………………………………………………...11
2.2 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов…………16
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития лизинга………….20
3.1 Анализ состояния рынка лизинга на конец 2009 года…………………….20
3.2 Основные тенденции развития лизинговых услуг в 2010-2011гг………...29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 811.89 Кб (Скачать файл)

      В договоре лизинга можно предусмотреть  использование удобных, гибких схем погашения задолженности.

      Для лизингодателя. Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.

      До  завершающего платежа лизингодатель  остается юридическим собственником  оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать  его для погашения убытков.

      В случае банкротства лизингополучателя  оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.

      Лизингодателем  передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно  средства производства.

      Освобождение  от уплаты налога на прибыль, которая  получена от реализации договоров финансового  лизинга со сроком действия не менее  трех лет.

      Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении  временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.

       Для продавцов лизингового  имущества. В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.

      На  первом этапе для большинства  банков были характерны попытки осуществления  лизинговых сделок, в которых они  непосредственно выступали в  роли лизингополучателя. Это вносило  изменения в структуру банков - выделялись самостоятельные подразделения, либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.

       К общим причинам, сдерживающим развитие лизинга в России, относятся:

   • противоречия между положениями  Закона о лизинге и методическими  рекомендациями и нормативными документами, принятыми ранее;

   • слабая осведомленность экономических  субъектов, особенно предприятий, обо  всех преимуществах лизинговых операций;

   • инертность, слабость финансовых институтов, не желающих проводить дополнительную работу по внедрению лизинговых операций (предпочтение отдается обычному кредиту);

   • объективные трудности при прогнозировании  лизингового процента, лизинговой премии;

   • недостаток специалистов, владеющих  всеми тонкостями проведения лизинговых операций;

   • неразвитость вторичных рынков оборудования;

   • высокий уровень нелегальности  экономики, что сдерживает развитие лизинга (организации предпочитают иные способы налогового планирования, порой даже незаконные), а также  сложность выведения заработанных денег в легальный сектор, хотя лизинг вполне может выполнять эту  функцию.

      Специфическими  причинами и тенденциями, сдерживающими развитие лизингового бизнеса в регионах, являются:

   • отсутствие достаточного уровня свободного финансового капитала для долгосрочных вложений, основная доля которого обращается в европейской части России;

   • слабость местных лизинговых компаний, а также нежелание крупных  российских лизинговых компаний продвигаться в регионы, поскольку им достаточно сложно оценить риски, особенно при  работе в «узких» сегментах рынка;

   • «фиктивный» лизинг. Некоторые местные  лизинговые компании зачастую являются «карманными» компаниями крупных корпораций и в большей мере служат целям  минимизации налогов;

   • слабое участие региональной власти в развитии лизинговой деятельности.

      Несмотря  на недостатки развития лизингового  бизнеса в России, в ближайшие  годы следует ждать бурного (до 30—50%) роста лизинга в России. Это связано со следующими фактами. Во-первых, лизинг — один из наиболее эффективных инструментов обновления основных фондов, расширения бизнеса. И если ранее было сложно найти организацию с обоснованным долгосрочным планом, то сейчас ситуация изменилась. Обновление оборудования, приобретение передовых технологий стало первоочередной задачей.

      Во-вторых, на фоне рецессии мировой экономики  иностранные инвесторы определенно  оценят потенциал российского лизинга  как прибыльного и довольно надежного  инструмента. Крупные западные производители  транспорта и оборудования также  не упустят возможности воспользоваться  столь эффективным инструментом продвижения своих продуктов  на растущий российский рынок. 
 
 

3. Современное состояние и перспективы развития лизинга

3.1 Анализ состояния рынка лизинга на конец 2009 года

      Проанализировав статистические данные Российской ассоциации лизинговых компаний, представленные в приложении, можно сказать, что  вторая половина 2009 года ознаменовалась «оттаиванием» лизинговой отрасли. Объем нового бизнеса без учета  НДС составил более 270 млрд. руб. За третий и четвертый кварталы прошлого года прирост составил порядка 330%. В целом  в 2009 году наблюдалось двукратное падение  объемов лизинга.

      Совокупный  портфель лизинговых компаний, принявших  участие в исследовании, проведенном  Ассоциацией Рослизинг, за 2009 год  изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457, 9 млрд руб. Число  заключенных в прошедшем году контрактов сократилось в 2 раза и  составило 29333 штук. Лизинговые компании значительно ужесточили процессы отбора лизингополучателей. На фоне сокращения числа обращений предприятий  к лизинговым компаниям (на 9,5%), была одобрена лишь треть сделок (33,81%). В 2008 году контракты заключались в 50 случаях из 100. Топ-менеджмент лизинговых компаний признает проблему поиска «качественных» заемщиков одной из наиболее серьезных  задач, с которым лизингодателям пришлось столкнуться в истекшем году. Она останется актуальной и  в 2010 г. [10, с.12]

      Подушкой  безопасности, не допустившей еще  более глубокого проседания рынка  по итогам года, стал сегмент лизинга  авиации. Также в сравнении с  прошлым годом выросли объемы лизинга подвижного состава и  сельскохозяйственной техники. Автолизинг, как и автопром в целом, сократился двукратно. Заметное падение наблюдалось  и в большинстве сегментов  сделок с оборудованием за исключением  телекоммуникационного и нефтегазового. Основной тенденцией-2009 можно признать рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, в большинстве своем имеющих отношение к государственному капиталу.

      В региональном разрезе наблюдалось  смещение центра тяжести в сторону  центральных регионов, Сибирь также  демонстрирует рост привлекательности  для лизингодателей.

      В 2009 году продолжился рост степени  значимости собственных ресурсов компаний для финансирования лизинговых операций. Доля авансовых платежей практически  не менялась, что, по-видимому, указывает  на исчерпанность возможностей лизинговых компаний для перекладывания части  расходов на лизингополучателей без  угрозы потери привлекательности оказываемых  услуг.

      Еще одна тенденция 2009 года – это постепенное  сокращение операционных расходов компаний. Лизингодатели закрывают свои региональные представительства – филиальная сеть лизинговых компаний в 2009 году уменьшилась  на 8%, и увольняют персонал – общее  сокращение штатов составило около 15%. [19, с. 6]

      Середина 2009 года стала переломным моментом для рынка лизинга. После стремительного падения объемов бизнеса, наблюдавшегося на протяжении трех кварталов, рынок  начал вновь оживать. В результате к концу года объем лизинговых операций составил более 270 млрд. руб. без  учета НДС.

      Возобновление активности лизингового сектора  происходило на фоне общего усиления инвестиционных процессов и роста  промышленного производства. Инвестиции в основной капитал за 2009 год составили 7 539,9 млрд. рублей (на 17% меньше, чем в 2008 году). Учитывая регрессивную динамику начала года, и резкое ускорение  темпов прироста в четвертом квартале (в декабре рост по сравнению с  ноябрем составил 66%), можно рассчитывать, что «второй волны» кризиса не будет. Согласно опросу, проведенному Росстатом в конце 2009 года, почти  две трети (62%) руководителей российских компаний хотят в 2010 году увеличить  объем инвестиций в основной капитал, сокращение запланировали 19%.[19, с. 11]

      Промышленное  производство за год сократилось  на 10,8%, демонстрируя в июне-декабре  положительную динамику (за исключением  августовского проседания). В первом полугодии после резкого падения  в начале года промышленность находилась в стагнации, положительные тенденции  проявились уже во втором полугодии, среднеквартальные темпы прироста составили около 6,4%.

      В целом сокращение рынка по сравнению  с показателями 2008 года составило  порядка 330%. Падение объемов нового бизнеса в 2009 году могло было быть более значительным. Удержать вес  получилось во многом благодаря крупным  контрактам в сегменте «big ticket», заключенными тремя крупнейшими компаниями ОАО  «Ильюшин Финанс», ЗАО «Сбербанк  Лизинг» и ОАО «ВЭБ-Лизинг». Более  того, именно сделки ОАО «Ильюшин Финанс»  на поставку в течение следующих  двух лет 60 новых самолетов Ан-148, Ил-96 и Ту-204 общей стоимостью свыше 50 млрд. рублей обеспечили свыше 20% нового бизнеса всей лизинговой отрасли  в 2010 году. Также значительная доля пришлась на ОАО «Росагролизинг», заключивший  в 2009 году сделок на 35,1 млрд. руб. [19, с. 16]

      В целом можно сказать, что наиболее значительный прирост в 2009 году показали лизинг авиации подвижного состава. Прирост показателей лизинга этих отраслей составил 78,77%, что видно на графике 1.

      График 1. Прирост показателей лизинга различных отраслей.

      В целом пятерка крупнейших компаний в 2009 году обеспечила около 60% объема нового бизнеса, при этом каждая из них в  той или иной форме связана  с государственным капиталом.

      Для независимых частных компаний, в  портфеле которых значительную долю занимают сегменты автотранспорта и  оборудования, год запомнится продолжением резкого торможения, начавшегося  еще в 2008 году.

      Из  диаграммы 1 и графика 2 видно, что в структуре лизинга снова увеличилась доля железнодорожного транспорта, доля авиации продолжила стремительно расти. За счет роста их объемов уменьшилась значимость автолизинга в формировании нового бизнеса (18,08%).

      Диаграмма 1. Структура нового бизнеса в абсолютных показателях. 

      График 2. Структура нового бизнеса в относительных показателях.

      Совокупный  портфель 73 лизинговых компаний, принявших  участие в исследовании, за 2009 год  изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457, 9 млрд руб. Объем  полученных платежей показал рост на 16% и составил 153,5 млрд рублей. В будущем  положительная динамика едва ли сохранится из-за сокращения объемов бизнеса  и возможного рост доли просроченной задолженности. В то же время положительный  результат свидетельствует о  способности компаний взыскивать платежи  и продуманности стратегий риск-менеджмента. [19, с. 23]

      Сократился  не только бизнес. Можно констатировать спад спроса на услуги лизинга. Проанализировав график 3 можно сказать, что в 2009 году число обращений в лизинговые компании сократилось на 9,4%. Число одобренных обращений упало на 38,2%.

      График 3. Динамика обращений в лизинговые компании.

      Продолжается, начавшаяся в конце года, тенденция  к сворачиванию бизнеса в регионах. Компании закрывают свои региональные подразделения. Доля Москвы в объеме нового бизнеса в сравнении с 2008 годом выросла на 10% и составила 39%, в совокупности с Центральным  федеральным округом объем приходящегося  на центральную часть рынка составляет почти 60%, что видно на графике 4. При этом из регионов уходит не сам бизнес, а его объемы, распределение лизингополучателей практически не изменилось. Промышленное производство в регионах сильнее ощутило на себе влияние кризиса, значительно сократился платежеспособный спрос.

Информация о работе Теоретические аспекты аренды и лизинга