Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:27, курсовая работа
Цель настоящего исследования - оценить состояние и перспективы развития аренды и лизинга в Российской Федерации, а также выявить преимущества лизинговых схем и оценить их эффективность в деятельности российских предприятий.
При написании работы, ставились следующие задачи:
-рассмотреть теоретические аспекты аренды и лизинга;
-проанализировать современное состояние и перспективу развития лизинговой отрасли России;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты аренды и лизинга…………………………….5
1.1 Экономическая сущность арендных отношений. Предмет и субъекты арендных отношений……………………………………………………………..5
1.2 Экономическая сущность Лизинга. Предмет и субъекты лизинга………..8
Глава 2. Классификация основных видов лизинга…………………………….11
2.1 Виды лизинга………………………………………………………………...11
2.2 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов…………16
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития лизинга………….20
3.1 Анализ состояния рынка лизинга на конец 2009 года…………………….20
3.2 Основные тенденции развития лизинговых услуг в 2010-2011гг………...29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………..42
В договоре лизинга можно предусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности.
Для лизингодателя. Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.
До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков.
В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.
Лизингодателем передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.
Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.
Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.
Для продавцов лизингового имущества. В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.
На первом этапе для большинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно выступали в роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру банков - выделялись самостоятельные подразделения, либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.
К общим причинам, сдерживающим развитие лизинга в России, относятся:
• противоречия между положениями Закона о лизинге и методическими рекомендациями и нормативными документами, принятыми ранее;
• слабая осведомленность экономических субъектов, особенно предприятий, обо всех преимуществах лизинговых операций;
• инертность, слабость финансовых институтов, не желающих проводить дополнительную работу по внедрению лизинговых операций (предпочтение отдается обычному кредиту);
•
объективные трудности при
• недостаток специалистов, владеющих всеми тонкостями проведения лизинговых операций;
• неразвитость вторичных рынков оборудования;
•
высокий уровень нелегальности
экономики, что сдерживает развитие
лизинга (организации предпочитают
иные способы налогового планирования,
порой даже незаконные), а также
сложность выведения
Специфическими причинами и тенденциями, сдерживающими развитие лизингового бизнеса в регионах, являются:
• отсутствие достаточного уровня свободного финансового капитала для долгосрочных вложений, основная доля которого обращается в европейской части России;
• слабость местных лизинговых компаний, а также нежелание крупных российских лизинговых компаний продвигаться в регионы, поскольку им достаточно сложно оценить риски, особенно при работе в «узких» сегментах рынка;
• «фиктивный» лизинг. Некоторые местные лизинговые компании зачастую являются «карманными» компаниями крупных корпораций и в большей мере служат целям минимизации налогов;
• слабое участие региональной власти в развитии лизинговой деятельности.
Несмотря на недостатки развития лизингового бизнеса в России, в ближайшие годы следует ждать бурного (до 30—50%) роста лизинга в России. Это связано со следующими фактами. Во-первых, лизинг — один из наиболее эффективных инструментов обновления основных фондов, расширения бизнеса. И если ранее было сложно найти организацию с обоснованным долгосрочным планом, то сейчас ситуация изменилась. Обновление оборудования, приобретение передовых технологий стало первоочередной задачей.
Во-вторых,
на фоне рецессии мировой экономики
иностранные инвесторы
3. Современное состояние и перспективы развития лизинга
3.1 Анализ состояния рынка лизинга на конец 2009 года
Проанализировав статистические данные Российской ассоциации лизинговых компаний, представленные в приложении, можно сказать, что вторая половина 2009 года ознаменовалась «оттаиванием» лизинговой отрасли. Объем нового бизнеса без учета НДС составил более 270 млрд. руб. За третий и четвертый кварталы прошлого года прирост составил порядка 330%. В целом в 2009 году наблюдалось двукратное падение объемов лизинга.
Совокупный портфель лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, проведенном Ассоциацией Рослизинг, за 2009 год изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457, 9 млрд руб. Число заключенных в прошедшем году контрактов сократилось в 2 раза и составило 29333 штук. Лизинговые компании значительно ужесточили процессы отбора лизингополучателей. На фоне сокращения числа обращений предприятий к лизинговым компаниям (на 9,5%), была одобрена лишь треть сделок (33,81%). В 2008 году контракты заключались в 50 случаях из 100. Топ-менеджмент лизинговых компаний признает проблему поиска «качественных» заемщиков одной из наиболее серьезных задач, с которым лизингодателям пришлось столкнуться в истекшем году. Она останется актуальной и в 2010 г. [10, с.12]
Подушкой
безопасности, не допустившей еще
более глубокого проседания рынка
по итогам года, стал сегмент лизинга
авиации. Также в сравнении с
прошлым годом выросли объемы
лизинга подвижного состава и
сельскохозяйственной техники. Автолизинг,
как и автопром в целом, сократился
двукратно. Заметное падение наблюдалось
и в большинстве сегментов
сделок с оборудованием за исключением
телекоммуникационного и
В региональном разрезе наблюдалось смещение центра тяжести в сторону центральных регионов, Сибирь также демонстрирует рост привлекательности для лизингодателей.
В 2009 году продолжился рост степени значимости собственных ресурсов компаний для финансирования лизинговых операций. Доля авансовых платежей практически не менялась, что, по-видимому, указывает на исчерпанность возможностей лизинговых компаний для перекладывания части расходов на лизингополучателей без угрозы потери привлекательности оказываемых услуг.
Еще одна тенденция 2009 года – это постепенное сокращение операционных расходов компаний. Лизингодатели закрывают свои региональные представительства – филиальная сеть лизинговых компаний в 2009 году уменьшилась на 8%, и увольняют персонал – общее сокращение штатов составило около 15%. [19, с. 6]
Середина 2009 года стала переломным моментом для рынка лизинга. После стремительного падения объемов бизнеса, наблюдавшегося на протяжении трех кварталов, рынок начал вновь оживать. В результате к концу года объем лизинговых операций составил более 270 млрд. руб. без учета НДС.
Возобновление активности лизингового сектора происходило на фоне общего усиления инвестиционных процессов и роста промышленного производства. Инвестиции в основной капитал за 2009 год составили 7 539,9 млрд. рублей (на 17% меньше, чем в 2008 году). Учитывая регрессивную динамику начала года, и резкое ускорение темпов прироста в четвертом квартале (в декабре рост по сравнению с ноябрем составил 66%), можно рассчитывать, что «второй волны» кризиса не будет. Согласно опросу, проведенному Росстатом в конце 2009 года, почти две трети (62%) руководителей российских компаний хотят в 2010 году увеличить объем инвестиций в основной капитал, сокращение запланировали 19%.[19, с. 11]
Промышленное
производство за год сократилось
на 10,8%, демонстрируя в июне-декабре
положительную динамику (за исключением
августовского проседания). В первом
полугодии после резкого
В целом сокращение рынка по сравнению с показателями 2008 года составило порядка 330%. Падение объемов нового бизнеса в 2009 году могло было быть более значительным. Удержать вес получилось во многом благодаря крупным контрактам в сегменте «big ticket», заключенными тремя крупнейшими компаниями ОАО «Ильюшин Финанс», ЗАО «Сбербанк Лизинг» и ОАО «ВЭБ-Лизинг». Более того, именно сделки ОАО «Ильюшин Финанс» на поставку в течение следующих двух лет 60 новых самолетов Ан-148, Ил-96 и Ту-204 общей стоимостью свыше 50 млрд. рублей обеспечили свыше 20% нового бизнеса всей лизинговой отрасли в 2010 году. Также значительная доля пришлась на ОАО «Росагролизинг», заключивший в 2009 году сделок на 35,1 млрд. руб. [19, с. 16]
В целом можно сказать, что наиболее значительный прирост в 2009 году показали лизинг авиации подвижного состава. Прирост показателей лизинга этих отраслей составил 78,77%, что видно на графике 1.
График 1. Прирост показателей лизинга различных отраслей.
В целом пятерка крупнейших компаний в 2009 году обеспечила около 60% объема нового бизнеса, при этом каждая из них в той или иной форме связана с государственным капиталом.
Для независимых частных компаний, в портфеле которых значительную долю занимают сегменты автотранспорта и оборудования, год запомнится продолжением резкого торможения, начавшегося еще в 2008 году.
Из диаграммы 1 и графика 2 видно, что в структуре лизинга снова увеличилась доля железнодорожного транспорта, доля авиации продолжила стремительно расти. За счет роста их объемов уменьшилась значимость автолизинга в формировании нового бизнеса (18,08%).
Диаграмма
1. Структура нового бизнеса в абсолютных
показателях.
График 2. Структура нового бизнеса в относительных показателях.
Совокупный портфель 73 лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, за 2009 год изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457, 9 млрд руб. Объем полученных платежей показал рост на 16% и составил 153,5 млрд рублей. В будущем положительная динамика едва ли сохранится из-за сокращения объемов бизнеса и возможного рост доли просроченной задолженности. В то же время положительный результат свидетельствует о способности компаний взыскивать платежи и продуманности стратегий риск-менеджмента. [19, с. 23]
Сократился не только бизнес. Можно констатировать спад спроса на услуги лизинга. Проанализировав график 3 можно сказать, что в 2009 году число обращений в лизинговые компании сократилось на 9,4%. Число одобренных обращений упало на 38,2%.
График 3. Динамика обращений в лизинговые компании.
Продолжается,
начавшаяся в конце года, тенденция
к сворачиванию бизнеса в регионах.
Компании закрывают свои региональные
подразделения. Доля Москвы в объеме
нового бизнеса в сравнении с
2008 годом выросла на 10% и составила
39%, в совокупности с Центральным
федеральным округом объем