Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:10, реферат
Современное состояние, проблемы и перспективы развития молочной отрасли Республики Беларусь.
Основные методики моделирования параметров развития перерабатывающих предприятий АПК.
В настоящее время в мире уже сформировались различные производственные стратегии, отличающиеся использованием капитала, труда земли и приводящие к разным производственным результатам, доходам и расходам. Так в Беларуси отчетливо просматривается повышение производственных затрат, особенно на корма и техническое оснащение коровников, ставящее под угрозу сохранение рентабельности производства молока [2, с.17].
Примечательно, что крупный рогатый скот в республике имеет достаточно высокий генетический потенциал – удой на уровне 7,0 – 7,5 тыс. кг. С такой продуктивностью отрасль может и должна производить конкурентоспособную продукцию. На самом же деле по молочной продуктивности мы, вроде, достигли рекордного показателя – среднегодовой удой 4020 кг. Однако генетический потенциал при этом используется только на 53 %. Уровень продуктивности животных определяется на 70 % – кормами, на 20 % – породой и на 10 % – условиями содержания. На производство молока в республике расходуется 83 % кормов, в том числе 54 % концентратов. На производство 1 ц молока в среднем израсходовано по 1,25 ц к. ед. кормов (при нормативах на молоко – 1,0-1,1 ц к. ед.). Следовательно, возникает необходимость производить корма, сбалансированные по всем компонентам и отвечающие стандартам, что позволит производить конкурентную продукцию животноводства [14, с. 9-11].
Также в
значительной мере конкурентоспособность
на внутреннем и внешнем рынках определяется
высоким качеством производимой
продукции. Специфика молокоперерабатывающ
Молочная промышленность Республики Беларусь насчитывает 16 молочных комбинатов (не считая 16 филиалов), 18 молочных заводов, 16 маслосырзаводов, 7 молоко-консервных заводов, 9 сырзаводов, 4 маслодельных комбината, 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 иных предприятий по производству молока и молочных продуктов. Производственные мощности по переработке молока в среднем на 1 предприятие составляют 210 тонн в смену, суммарная мощность – 5,0 млн. т в год. Ассортимент вырабатываемой в республике молочной продукции включает более 1000 наименований, в том числе масла – 30, сыров – более 160, цельномолочной продукции – более 500 наименований [15].
Значительное внимание в настоящее время уделяется техническому переоснащению и реконструкции молокоперерабатывающих предприятий, расширению ассортимента выпускаемой продукции.
В республике в последние годы наблюдается тенденция к преобразованию небольших молокозаводов в структурные подразделения крупных производств, при этом повышается уровень загрузки мощностей с учётом роста выработки сырья до 90 % [13, с. 41].
Весьма разнообразен ассортимент производимой молочной продукции. Масла коровьего выпускается порядка 30 наименований, из них более 60 % – «Крестьянского». В перспективе предусматривается сокращение объемов производства масла, которое производится сверх потребляемого уровня, что связано с использованием молочной сыворотки (основного побочного продукта, являющегося вторичным сырьём) на производство новых видов продукции.
Наблюдается устойчивая тенденция роста выпуска жирных сыров. В 2008 г. превышен уровень производства сыров 1990 г. – 96,7 % . Причем более 80 % приходится на твердые сыры, по которым уровень 1990 г. был достигнут еще в 2003 г. Ассортимент сыров достигает 160 наименований, из них твердых – 60. Самым популярным является сыр «Российский» (доля потребительских предпочтений – 9,9 %). Рейтинг популярности сыров приведен в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Рейтинг популярности сыров в Беларуси
Место |
Название сыра |
Доля, % |
1 |
Российский |
9,9 |
2 |
Сливочный |
8,4 |
3 |
Голландский |
8,0 |
4 |
Пошехонский |
6,8 |
5 |
Монастырский |
5,3 |
6 |
Пармезан |
4,9 |
7 |
Северный |
4,5 |
8 |
Мраморнй |
3,7 |
9 |
Голден чиз |
2,9 |
10 |
Солнечный |
2,9 |
Источник: [16].
Очень широк ассортимент
В значительных количествах выпускается продукция, обогащенная витаминами, а также обладающая про- и пребиотическими свойствами.
Внедрение новых линий по производству творога и творожных изделий позволило освоить выработку взбитых творожных десертов, зерненного творога, в том числе с наполнителями, традиционного творога в полимерной упаковке и др. Значительно возросли и сроки годности продукции. В настоящее время творог и творожные изделия широко востребованы на внешнем рынке.
Большое внимание на молокоперерабатывающих предприятиях уделяется упаковке: продукция фасуется в полимерную пленку, пакеты «тетра-пак» различной модификации, полимерные бутылки, стаканчики из полимерных материалов вместимостью 125 – 500 мл и др. Однако наибольшие объемы молока и кисломолочной продукции с учетом потребительского спроса по-прежнему упаковываются в полимерную пленку.
Объем производства сгущенных молочных консервов и сухих продуктов также из года в год увеличивается, и эта тенденция будет сохраняться (таблица 1.4).
Таблица 1.4 – Производство молочной продукции по видам, тыс. т
Вид продукции |
Годы |
2008 г. в % к 2000 г. | ||||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | ||
Масло сливочное |
159,1 |
65,1 |
65,1 |
64,3 |
81,6 |
85 |
87,6 |
82,3 |
98,8 |
151,8 |
Цельномолочная продукция |
1776 |
801 |
954 |
927 |
992 |
1122 |
1282 |
1326 |
1370 |
143,6 |
Консервы молочные, млн. усл. банок |
168,3 |
75,4 |
94,1 |
115,7 |
110,3 |
139.9 |
219.6 |
214.1 |
251,8 |
267,6 |
Сыры |
65 |
24,7 |
41,0 |
52,6 |
65,1 |
82,3 |
101,0 |
110,0 |
127,9 |
312,0 |
Источник: [4].
Нерешенной остается проблема переработки молочной сыворотки. Одним из основных направлений при этом является производство молочных напитков в ассортименте. Некоторые предприятия освоили выработку сухой сыворотки, которая очень востребована на внешнем рынке, однако объемы ее производства невелики, поскольку она вырабатывается на мощностях по производству сухого обезжиренного молока (СОМ), однако основная же масса сыворотки направляется на корм скоту [17, с.3-5].
Для решения этой проблемы была разработана государственная программа «Переработки молочной сыворотки и производства сухих молочных продуктов на 2008 – 2010 гг.», утвержденная постановлением Совета Министров от 3 сентября 2008 г. № 1281. Согласно программе, в Республике Беларусь до конца 2010 г. планируется создать четыре крупных центра по переработке сыворотки: на Слуцком сыродельном комбинате (Минская область), филиале Березовского сыродельного комбината в городе Иваново (Брестская область), на Сенненском филиале Оршанского молочного комбината (Витебская область) и на Калинковичском заводе заменителя молока (Гомельская область). По программе, в центры по переработке будет поставляться сгущенная сыворотка из других молочных заводов и перерабатываться в сухой порошок, а затем упаковываться в различную тару. Срок окупаемости данных производств составит 7 лет, а установленное оборудование не потребует существенной модернизации в течение 20-25 лет. Общий объем инвестиций на реализацию данной программы составляет свыше $90 млн. [18].
В настоящее время финансовое состояние предприятий в значительной мере определяет структура действующих мощностей и соответственно структура переработки молока, поскольку эффективность производства разных видов продукции различна. Серьезное влияние на финансовое состояние перерабатывающих предприятий отрасли оказывает кредитование неэффективных сельхозорганизаций для выплаты заработной платы [19, с. 29-30].
В настоящее время уже недостаточно произвести продукцию, даже качественную и биологически ценную, более важная задача – её выгодно продать, найти надёжные каналы сбыта, удовлетворить потребительский спрос и получить требуемую прибыль. Поэтому основной целевой задачей любых товаропроизводителей является не производство и даже не расширение воспроизводства продукции, а выгодный объём продаж, способный давать необходимые доходы для возмещения понесённых затрат и формирования экономической базы для последующего устойчивого воспроизводства самого процесса производства и получаемой продукции [17, с. 2-7].
На современном этапе состояния белорусского рынка молочных продуктов наблюдается практически полное господство продукции отечественного производства на прилавках магазинов. По определенным позициям наши производители не просто сравнялись с иностранными, но и смогли даже превзойти их. Поскольку переработка молока неизменно сопряжена с реализацией готовой продукции, увеличение объемов производства молока сопровождается увеличением рынков сбыта как внутренних, так и внешних. Но зачастую выйти на внутренний рынок со своей продукцией не менее сложно, чем соперничать на внешнем. Уже сейчас предприятия-переработчики молока ощущают напряжение на внутреннем рынке. Ассортимент отечественной продукции в настоящее время шире по сравнению с аналогичным иностранным показателем, так как, наладив выпуск ранее неизвестных отечественным потребителям продуктов (йогурты, муссы с наполнителями, фруктовое и обезжиренное молоко), белорусские производители сохранили в своем товарном ассортименте традиционные молочные продукты (сметана, кефир, ряженка, простокваша и др.). К тому же отечественные переработчики молока смогли предложить потребителю более низкую цену на свою продукцию, которая в нашей стране является социально значимой, что является еще одним их конкурентным преимуществом. Наблюдается и постепенное снижение объемов импорта, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности отечественной продукции (таблица 1.5) [20, с. 1-4].
Таблица 1.5 – Соотношение между экспортом и импортом в Республике Беларусь, тыс. т
Показатели |
Годы |
2008 г. в % к 2000 г. | ||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | ||
Импорт, тыс. т. |
54 |
43 |
58 |
82 |
86 |
50 |
86 |
65 |
60 |
111,1 |
Экспорт, тыс. т. |
786 |
1078 |
1182 |
1349 |
2018 |
2366 |
2677 |
2725 |
2985 |
379,8 |
Источник: [21, разработка автора].
В товарной структуре экспорта преобладает сливочное масло и прочие молочные жиры. Основным импортером сливочного масла является Россия. Другие страны СНГ отдают предпочтение белорусским молочным продуктам длительного хранения – консервированному и сгущенному молоку, а также сыру. При благоприятной конъюнктуре рынка объемы экспорта могут превысить достигнутый уровень, что, естественно, будет способствовать динамичному развитию отрасли. При этом отечественные производители молочной продукции должны уделить особое внимание повышению ее конкурентных преимуществ, поскольку мировой рынок функционирует в новой и очень жесткой относительно экологической безопасности продукта системе международных стандартов качества ИСО 9000.
Убытки от реализации масла животного на экспорт в 2008 г. составили по республике свыше 80 млрд. руб. С учетом расхода обезжиренного молока на производство СОМ и казеина прибыль от их реализации не перекрывает убытков от реализации животного масла (при производстве 1 т масла образуется в среднем 21,5 т обезжиренного молока, на 1 т СОМ расходуется 11 – 12 т обезжиренного молока, на 1 т казеина – 41 т).
Основной причиной уменьшения эффективности экспорта молочной продукции в целом по республике явилось снижение экспортных цен на сухое обезжиренное молоко и технический казеин.
Экспорт молока и молочных продуктов из Республики Беларусь в 2008 г. составил 430 тыс. т. Большая часть молока и молочных продуктов поставлялась в страны СНГ – 423,2 тыс. т. Наибольшую часть в структуре экспорта занимает экспорт молока и сливок сгущенных и сухих – 161,887 тыс. т., а также сыров и творога - 102,036 тыс. т, структура экспорта молочной продукции приведена на рисунке 1.5.