Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:10, реферат
Современное состояние, проблемы и перспективы развития молочной отрасли Республики Беларусь.
Основные методики моделирования параметров развития перерабатывающих предприятий АПК.
Рисунок 1.5 – Структура экспорта молочной продукции в 2008 г., %
Источник: [22].
В последнее время белорусское сыроделие развивается достаточно быстрыми темпами. При этом задачу наращивать производство сыров в Беларуси поручил президент республики А.Г. Лукашенко. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия, Беларусь уже сейчас занимает 10,8 % в мировом объеме продаж сыра, он также отметил, что в летний период в стране не выгодно производить сухое молоко, а потому лучше переориентироваться на выпуск сыров [23, с. 5].
Таким образом, развитие сыродельной промышленности в Беларуси имеет большие перспективы не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Дело в том, что уровень потребления сыров в нашей стране составляет около 2 кг на душу населения. Для сравнения: в Греции этот показатель равен 29 кг, во Франции 25 кг, в целом по Евросоюзу – 19 кг, в Финляндии – 16 кг, США – 15,5 кг, в соседних с нами Польше и Литве – соответственно по 12,5 и 12 кг на человека. А в качестве перспективных рынков сбыта для белорусских сыров могут рассматриваться крупные мировые державы – Китай и ЮАР, где уровень потребления сыра еще ниже, чем в Беларуси [24].
Однако комитет ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в отношении значения Беларуси идет от 35 до 50% молока, то у нас этот показатель до недавнего времени не дотягивал в мировом экспорте по позиции «сыр и творог» оперирует цифрой не более 2 %. Объемы производства белорусских сыров в последние годы существенно выросли, а объемы экспорта в среднем в денежном выражении увеличивались на 50 %. При этом по сырьевой базе у Беларуси имеется значительный потенциал: так если в крупнейших молокопроизводящих странах на производство сыров и до 30 %.
Нужно также отметить, что Беларусь, хотя и не входит в число 17 ведущих мировых производителей молока (главные из них – Индия и США), но имеет значительные излишки этого продукта. Молочными излишками, к сведению, располагают не так уж и много стран. Самая известная из них – Новая Зеландия, которая экспортирует до 90 % производимого в стране молока и молочных продуктов.
Наибольший удельный вес экспорта приходится на российский рынок, и его доля ежегодно увеличивается. Так, согласно таможенной статистике внешней торговли Республики Беларусь, в Россию в 2008 г. было реализовано около 92 % всей экспортированной молочной продукции, что в натуральном выражении составляет 396,5 тыс. т. В Россию реализуется до 30% всей цельномолочной продукции, производимой в стране. По данным российских аналитиков, Беларусь является крупнейшим поставщиком молока и молочных продуктов на рынок России – своего основного внешнеторгового партнера. Продукцию в Россию поставляют более 60 предприятий молочной отрасли. Российский рынок достаточно емкий, а собственное производство не обеспечивает его потребности, однако, и здесь приходится конкурировать с другими производителями. Путь на российский рынок лежит только через новые технологии. Существующий технический и технологический уровень молочных предприятий не позволяет полностью обеспечить эффективную переработку сырья. В связи с этим техническое перевооружение позволит многим предприятиям не только наладить производство современного ассортимента, но и улучшить качество и товарный вид производимой продукции. Вместе с тем, в связи с ростом закупочных цен на молочное сырье, а также увеличением производственных расходов из-за повышения цен на энергоресурсы, сохранить ценовую конкурентоспособность белорусских молочных продуктов на российском рынке становится затруднительно (в особенности это касается сливочного масла).
Для удержания позиций на рынке требуется осуществить комплекс мероприятий по снижению себестоимости продукции, повышению ее качества, использованию современной упаковки, усилению маркетинговых служб и проведению рекламной кампании. В противном случае экспорт молочных продуктов из Беларуси в Россию может сократиться [13].
Анализируя изложенные выше данные можно сделать вывод, что в настоящее время молочная отрасль Республики Беларусь находится на стадии масштабной перестройки, которая касается как сельскохозяйственных предприятий, производящих молоко, так и молокоперерабатывающих предприятий. Перспективами развития отрасли в ближайшем будущем будут повышение требований к качеству поступающего на переработку сырья, наращивание производства молочной продукции востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынках, увеличение ассортимента выпускаемой продукции, увеличение экспортных поставок, модернизация производства и т.д.
1.2 Основные методики моделирования параметров развития перерабатывающих предприятий АПК
В рыночных условиях перерабатывающее предприятие АПК представляет собой сложную экономическую систему, в которой внутренняя и внешняя среда постоянно изменяется. В результате возникает необходимость варьировать формы, методы и систему управления, применяя современные компьютерные технологии. Наиболее научное и качественное управление объектами третьей сферы агропромышленного комплекса достигается на основе целостной системы прогнозирования, основные звенья которой: стратегический и долговременный план; бизнес-план; текущие и оперативные программы.
Сочетание перечисленных приемов планирования базируется на основе использования системы экономико-математических задач (ЭМЗ), заключительной из которых является оптимизационная экономико-математическая модель производства и сбыта конечных продуктов.
В условиях тесных взаимосвязей сфер производства (поставки сельскохозяйственного сырья), переработки (выпуск конечного продукта) и торговли (продажа по разным каналам) согласованное и сбалансированное ведение коммерческой деятельности перерабатывающих предприятий предполагает применение следующей схемы:
а) анализ функционирования предприятия с целью выявления внутренних резервов для повышения эффективности. Предлагаемый подход предполагает использование различных статистических и математических методов и моделей: методы индексного, дискриминантного, факторного, кластерного и корреляционно-регрессионного анализа; одномерная и многомерная группировка и др.;
б) составление оптимальной
В базовую экономико-
Целевая функция — максимизация
прибыли перерабатывающего
И.В. Шафранская в качестве целевой функции предлагает использовать максимальный маржинальный доход, т.е. определить максимум разности между стоимостью товарной продукции в организации и переменными затратами на её производство, в связи с чем в базовую ЭММ добавляются следующие ограничения:
Для обоснования оптимальной рецептуры выпускаемых товаров используется ЭММ оптимизации рецептуры выпускаемой продукции, которая включает следующие ограничения:
Целевой функцией выступает минимизация затрат предприятия на приобретение продуктов (сырья) для производства продукции, выпускаемой по данной рецептуре [27, с.7].
Для перерабатывающих предприятий
также целесообразно
В качестве целевой функции целесообразно использовать максимизацию прибыли.
ЭММ формирования
сырьевых зон перерабатывающих предприятий
С. Н. Волкова и Л. С. Твардовской
предполагает использование
В данном
случае критерием оптимальности
может выступать минимум
Однако
указанные критерии оптимальности
учитывают эффективность
Показатель удельных приведенных затрат отраслевого подкомплекса регионального АПК рассчитывают по формуле (1.1).
(1.1)
где – удельные произведенные затраты, руб./т;
– приведенные затраты в сельскохозяйственном производстве, инфраструктуре и перерабатывающей отрасли промышленности соответственно, тыс. руб.;
– издержки и капитальные вложения на сельскохозяйственных предприятиях, связанные с производством сырья, тыс. руб.;
– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
– издержки и капитальные вложения в инфраструктуре отраслевого подкомплекса регионального АПК, связанные с доставкой и хранением сырья, тыс. руб.;
– издержки на переработку сырья в конечную продукцию и капитальные вложения на перерабатывающих предприятиях, тыс. руб.;
– объем производимой за сезон продукции, тыс. т.
Если в региональном АПК делают прогнозные проработки по нескольким отраслевым подкомплексам с малотранспортабельным сырьем, то нужно учитывать экономию капитальных вложений в инфраструктурных подразделениях.
Необходимость учета капитальных вложений обусловливается тем, что различное размещение сырьевой культуры по сельскохозяйственным предприятиям влияет не только на величину ежегодных затрат, но и на капитальные вложения в хозяйствах производственной инфраструктуры АПК: на реконструкцию (например, увеличение мощности) и строительство новых перерабатывающих предприятий. В связи с этим в качестве оценок ( ) плана в распределительной задаче необходимо использовать сумму удельных приведенных затрат, определяемых по формуле (1.2).
(1.2)
где – индекс маршрута от сельскохозяйственного до перерабатывающего предприятия.
Среди всех возможных вариантов находят такой, для которого сумма удельных приведенных затрат по всем маршрутам будет минимальной. Для оптимизации схем связей перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий при неизменяющихся капитальных вложениях во всех звеньях АПК в качестве оценок ( ) плана может быть использована сумма удельных ежегодных издержек на производство конечной продукции по формуле (1.3) [28, с. 138-144].
(1.3)
Следует отметить, что ЭММ для перерабатывающих предприятий могут быть использованы отдельно как самостоятельные программы, однако целесообразнее их комплексное использование для разработки более точной и приближенной к реальности программы развития конкретной перерабатывающей организации.