Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:18, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
а) рассмотреть задачи и принципы учета затрат на производство;
б) рассмотрение учета затрат и калькулирования в системе управления себестоимостью продукции;
в) рассмотрение системы производственных счетов;
Введение 3
1 Теоретические аспекты учета затрат на производство продукции 5
1.1 Задачи и основные принципы организации учета затрат на производство продукции (работ, услуг) 5
1.2 Учет и оценка незавершенного производства 10
2. Порядок отражения производственных затрат в бухгалтерском учете 13
2.1 Оценка незавершенного производства в бухгалтерском учете 15
2.2 Сводный учет затрат и учетные регистры 17
2.3 Аналитический учет затрат на производство 25
Заключение 33
Список использованной литературы 35
На втором этапе суммируются и распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25 и 26 расходы сначала распределяются между выпущенной продукцией и остатками незавершенного производства пропорционально нормативной их величине.
Затем общепроизводственные
и общехозяйственные расходы
распределяются между отдельными видами
продукции, работ, услуг. Базой для
распределения этих расходов могут
использоваться: заработная плата производственных
рабочих без доплат по прогрессивно-премиальным
системам; затраты на обработку без
стоимости материалов, полуфабрикатов
и доплат по прогрессивно-премиальным
системам; прямые затраты и др. Для
распределения
Расходы, учтенные на счетах 25 и 26, списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 20 с кредита счетов 25, 26.
Предприятия могут принять в учетной политике порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90 с кредита счета 26.
На третьем этапе при
наличии производственного
По завершении данного этапа на счете 20 собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный период.
На четвертом этапе
определяется фактическая производственная
себестоимость выпущенной продукции
и устанавливаются остатки
Д-т сч. 43 "Готовая продукция" К-т сч. 20 "Основное производство".
Фактическая себестоимость определяется:
СФ = НЗПнп + Зт.п. – ВО – НЗПкп,
где СФ - фактическая себестоимость выпущенной из производства готовой продукции (КО 20 сч.);
НЗПнп и НЗПкп - остатки незавершенного производства на начало и конец периода (начальное и конечное сальдо 20 счета соответственно);
Зт.п. – затраты текущего периода (ДО 20 сч.);
ВО – возвратные отходы (Кт 20 сч.) [10, стр. 305].
Основная задача бухгалтеров в этой области сводится к расчету фактически израсходованных ресурсов, включение их в себестоимость продукции, работ, услуг с целью возмещения средств для осуществления в будущем различных хозяйственных процессов. Конечно, в некоторых случаях трудно сразу рассчитать, какая сумма затрат должна быть списана на определенный вид продукции, заказ, работу, поэтому бухгалтерам рекомендуется ведение специальных учетных регистров (например, листков-расшифровок), в которых будут собираться затраты по статьям расходов для дальнейшего распределения их между видами продукции, работ и т.п.
Учет и распределение расхода материалов. Материальные ценности отпускаются в производство на основе надлежаще оформленных документов по весу, объему, площади или счету, в строгом соответствии с нормами и требованиями технологического процесса. Процесс распределения израсходованных материалов осуществляется на основе первичных документов, которые группируются:
При журнально-ордерной форме учета такая группировка дает возможность составить разработочную таблицу № 1 «Распределение расхода материалов за отчетный месяц».
При разработке учетной политики организации руководители финансовых служб могут выбрать один из вариантов расчета фактической себестоимости израсходованных материалов:
1. Исходя из средней
2. Метод ЛИФО (последним пришел, первым вышел) используется в период инфляции, так как позволяет организации включать в затраты отчетного периода в первую очередь более дорогостоящие поставки позднего периода поступления, т.е. их цену, хотя они могли и не использоваться в отчетном периоде.
3. Метод ФИФО (первый пришел, первый
вышел) используется при
При любом способе расчета фактической стоимости израсходованных материалов первичные учетные документы должны отражать учетную цену, а по окончании месяца через отклонения - разницу между учетной стоимостью и фактически подлежащей к списанию (средней, ЛИФО, ФИФО) довести ее до фактической. Ведь ее сумма может быть рассчитана только по окончании месяца. Сумма отклонений должна списываться и распределяться между заказами счета 20 (дебет счета 20, кредит счета 10).
Важно помнить, что, несмотря на использование материалов на производство продукции, работ, услуг (дебет счета 20), на содержание и ремонт оборудования (дебет счета 25), на исправление брака (дебет счета 28), на содержание офиса (дебет счета 26) и прочие нужды, сумма транспортно-заготовительных расходов на весь объем израсходованных материалов списывается только на счет 20, т.е. непосредственно на себестоимость продукции, работ, услуг. Списание производится пропорционально сумме израсходованных ценностей по учетным ценам [11, стр. 258].
Исчисленные суммы ТЗР записывают в журнале-ордере № 10 на дебет счета 20 «Основное производство» отдельной строкой с кредита тех счетов, к которым они относятся (10).
Учет отходов. При обработке материалов в процессе производства образуются отходы.
Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нужды, называют возвратными, или ценными.
Отходы, не представляющие никакой потребительской ценности, называются безвозвратными.
Стоимость возвратных отходов уменьшает сумму затрат производства, что требует бухгалтерской записи по счетам: Д 10-К 20.
На основе накладных, на сдачу на склад отходов материалов составляют группировочную ведомость о списании их стоимости с соответствующих заказов, работ, услуг.
Указанные суммы записывают в карточках аналитического учета затрат на производство по заказам по статье «Возвратные отходы производства» со знаком минус (-) и в журнале ордере № 10/1 бухгалтерской записью (дебет счета 10, кредит счета 20).
Распределение заработной платы, начисление
на нее премий и резерва на отпуск рабочим. Большой удельный
вес в затратах на производство занимают
расходы, связанные с затратами труда
и их оплатой. Распределению подлежит начисленная заработная
плата, зафиксированная в соответствующих документах. Для административно-управленческог
Распределенная сумма
Одновременно, если учетной
политикой организации предусмо
Таким образом, на основе первичных документов и дополнительных расчетов бухгалтер составляет разработочную таблицу, которая может быть названа «Распределение заработной платы, социального налога и резерва на отпуск». Последняя служит основой для записи операций в тех же регистрах, что и расход материалов (карточки аналитического учета затрат на производство по заказам, ведомости № 12 и 15). Одновременно в этой таблице указывают суммы начисленных премий за счет затрат на производство (дебет счетов 20, 25, 26, кредит счета 70) или прочих расходов (дебет счета 91), или суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности (дебет счета 69, кредит счета 70), суммы отпускных, начисленных рабочим за счет резерва (дебет счета 96, кредит счета 70).
Учет и распределение прочих затрат на производство. Амортизационные отчисления. В составе прочих затрат, связанных с процессом производства, важное положение занимают средства труда, при помощи которых создается продукция, выполняются работы, оказываются услуги.
Это основные средства и нематериальные активы. Для возмещения их стоимости с целью обновления объектов и замены указанного имущества в бухгалтерии ежемесячно рассчитывают суммы их амортизации (износа), т.е. потери объектами моральных и физических качеств. В учетной политике организации устанавливается порядок расчета амортизации (износа) по различным видам средств труда:
по объектам основных средств варианты расчета предусмотрены Положением о бухгалтерском учете основных средств - ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 264. Организация должна выбрать и указать в учетной политике более подходящие для нее варианты расчета амортизации (износа) основных средств в разрезе установленных ей групп основных средств.
Их четыре: линейный способ, способ уменьшающегося остатка, способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Начисленные суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств в разрезе цехов и отделов предприятий отражаются по статьям расходов производственных счетов 25, 26, 97 и других с записью в ведомостях № 12, 15 кредита счета 02 «Амортизация основных средств».
Амортизация нематериальных активов осуществляется согласно установленным организацией самостоятельно сроков и норм, в течение которых объект будет эксплуатироваться и приносить доход. Суммы начисленной амортизации по нематериальным активам относятся в дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 05 «Амортизация нематериальных активов» или 04 «Нематериальные активы» с записью в карточки аналитического учета по заказам (счет 20), ведомости №12 и 15 [12, стр. 175].
Учет и распределение услуг со стороны. Ни одна организация не может полностью самостоятельно обеспечить свои потребности в воде, энергии, паре, ремонтных работах, аренде, транспортных услугах и пр. По каждому виду услуг с их поставщиком заключается договор. Исполнение договора оформляется впоследствии выпиской платежных требований-поручений, актов, счетов за оказанные услуги, а также счетов-фактур. Эти затраты фиксируются в журнале-ордере № 6 к счету 60 в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 96, 97 и других с учетом задолженности перед партнерами в составе счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». За каждый отчетный период указанные затраты суммируются по статьям расходов или по заказам в листках-расшифровках и затем общими итогами за месяц записываются в карточках по заказам и в ведомостях № 12 и 15.
Аналитический учет затрат на производство ведется по следующим статьям затрат: учет материалов, учет заработной платы, учет основных средств, учет прямых затрат на производство, учет вспомогательного производства.
Аналитический учет материалов на предприятии начинается с «карточки складского учета материалов» (типовая межотраслевая форма № М-17), которая составляется на основании первичных документов на поступление материалов на склад и на отпуск материалов со склада. Учет ведется по себестоимости каждой единицы материалов. Материалы принимаются и учитываются по фактической себестоимости приобретения, т.е. по сумме всех расходов до момента их получения без учета НДС уплаченного за них.
Перемещение материалов внутри
производства (между складом и
цехом) документируется путем
По окончании отчетного периода составляется «ведомость учета сырья и материалов по счету 10» путем перенесения итогов «карточек складского учета материалов». Затем на ведомости делаются бухгалтерские проводки на итоги движения материалов за отчетный период и через них данные переносятся в Главную Книгу, а затем в Баланс.
Аналитический учет заработной платы на предприятии начинается с «лицевого счета работника» (типовая межотраслевая форма № Т-55) в которую записываются необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу, дату рождения и т.д.), все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц.
Путем перенесения последних записей из «лицевых счетов работников» составляется «расчетно-платежная ведомость» (типовая межотраслевая форма № Т-49), которая исполняет следующие функции: накопительного документа в месяц начисления заработка для исчисления налогов и сборов в бюджеты и фонды; расходного кассового ордера, по которому в следующем месяце выплачивается заработная плата; стороннего гаранта соблюдения права работника на исполнение обязанности со стороны работодателя по выплате заработной платы.