Теоретические концепции международной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Новые явления в мировой экономике в 1950-1970-х гг вызвали к жизни различные теории, призванные определить сущность, причины, предпосылки и последствия экономической интеграции и выявить некоторые общие тенденции.
Интеграционным процессам уделено внимание различными науками, прежде всего политологией, социологией, правом. Не осталась в стороне от проблем интеграции и экономическая теория1. Экономисты утверждали, что одна из главных причин появления интеграционных объединений лежит в экономической плоскости.
Теоретические концепции международной экономической интеграции развивались на основе и в русле общей теории международной торговли и в рамках общей экономической теории, восходящей к классическим школам.

Файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

Активизируются разработки теории интеграции в развивающихся странах, в частности в Латинской Америке, Азии, Африке, арабских странах, в связи  с

усилением интеграционных тенденций  в этих регионах в 1990-х гг. Существующие западные школы не отражают в полной мере интересов развивающихся государств и их потребностей (целей, задач) в  интеграционных процессах.

Многие из современных теорий, по сути, представляют собой теории регионализма.

Проблема определения региона  и регионализма возникла в академической  литературе в конце 1960-х - начале 1970-х  гг., но результат еще не обладает высокой степенью ясности. Регионализм - это политика государства, направленная на сближение политических и экономических  отношений в том или ином регионе. Иными словами, регионализм - это  государственная «интеграционная  политика». В противоположность  этому, «регионализация» - это процесс, включающий серьезную «неформальную  компоненту», а именно структуры, возникающие  в рамках гражданского общества, социальных институтов и формирующиеся в  условиях географической, социальной или даже культурной близости. Если регионализм - это процесс «интеграции  сверху», близкий к понятию интернационализации, то регионализация - это процесс  «интеграции снизу», или транснационализация межстрановых отношений.

Проблемы регионализма в какой-то мере — результат тенденции глобализации и тесно с ней взаимосвязаны. Эта связь приводит некоторых  исследователей (например, Б. Хеттне) к  анализу «нового» регионализма и  его противопоставления регионализму «старому» (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Особенности «нового» и «старого»  регионализма

«Старый» регионализм»

«Новый» регионализм

Существовал в условиях биполярности

Развивается как современная версия многополярности

Формировался в значительной степени «сверху», под контролем двух конкурирующих держав

Формируется «снизу», содержит элементы спонтанности и автономии его акторов

Носил протекционистский характер

Реализует идеи «открытого» регионализма, совместимого с экономической взаимозависимостью

Как правило, четко ориентировался на решение либо экономических проблем, либо проблем безопасности

Более многомерен, поскольку включает в себя торгово-финансовое, экологическое, социальное, политическое и другие измерения

Включал в себя исключительно

Предполагает участие

отношения между суверенными

негосударственных и субнациональных

государствами

акторов


 

Источник: Hettne B. Globalization and the New Regionalism. - L., 1999. - P. 7-8.

Дальнейшее развитие процессов  международной экономической интеграции и их трансформация под влиянием глобализации, как и растущее влияние как первых, так и вторых на суверенные государства, порождают новые научные исследования и разработку новых теорий.

    1. Теоретическая разработка проблем международной экономической интеграции отечественными экономистами

Существенный вклад в теорию международной экономической интеграции внесли отечественные ученые - советские и российские.

Начало изучения интеграционных процессов  отечественными учеными положено в 1957 г. в связи с подписанием  Римских договоров и, соответственно, формированием Европейских экономических  сообществ - ЕЭС и Евратом (как  отмечает Ю. Борко, созданное в 1951 г. ЕОУС не вызвало интереса у наших

ученых)17.

Выделяют три этапа в изучении отечественными исследователями процессов  международной (региональной) экономической  интеграции.

Первый этап - 1957 - начало 1960-х гг. — характеризовался следующими основными  моментами. Во-первых, отечественная  научная школа интеграции развивалась  в этот период практически изолированно от западных и практически в противовес последним. Во-вторых, в указанный период отечественные исследователи осуществляли первоначальное накопление информации о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме, а также знакомились с западными теориями экономической интеграции. В-третьих, значительное влияние на исследование оказывали идеологические и политические факторы.

К началу 1960-х гг. появились первые серьезные научные работы, содержащие определенные выводы. Академик Е.С. Варга18, рассматривая влияние региональной экономической интеграции на развитие внутренних рынков участвующих государств, - с позиций классической марксистской школы, приходил к заключению, что экономическая интеграция способствует росту внутреннего спроса на товары

производственного назначения, но одновременно негативно воздействует на динамику потребительского спроса.

В целом на данном этапе советская  научная школа пришла к выводу об объективном характере международной  экономической интеграции и ее кумулятивном эффекте; отмечались такие эффекты интеграции, как дополнительный импульс росту, НТП и развитию производства на основе усиления конкурентных

начал19.

Второй этап развития отечественных  теоретических исследований, начавшийся в 1960-е гг., продолжился практически до конца 1980-х гг. В этот период значительный вклад в теорию интеграции внесли М.М. Максимова20, В.В. Шмелев21, Ю.В. Шишков22, исследуя причины и эффекты процесса международной экономической интеграции, а также отдельные ее аспекты, например соотношение государства и рынка в регулировании интеграционными процессами.

Относительно причин, почему именно Западная Европа стала регионом зарождения интеграционных процессов, М.М. Максимова  высказывает точку зрения, что  здесь наибольшей остроты достигло противоречие между потребностями развития производительных сил капитализма и узкими рамками национальных рынков (ввиду наличия в этом регионе значительного числа сравнительно небольших, но высокоразвитых в экономическом отношении стран). Западноевропейские страны на путях интеграции стремятся укрепить позиции по отношению к США, которые опираются на сравнительно более емкий внутренний рынок, чем рынки отдельных западноевропейских государств23.

На этом этапе значительное внимание исследователей привлекали интеграционные процессы в рамках Совета экономической  взаимопомощи (СЭВ), имевшие теоретическую  и практическую значимость, и интеграционные процессы развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Третий этап - 1990-е гг. по настоящее  время - значительно расширил объект и предмет исследования, так как  в условиях глобализации происходит трансформация интеграционных процессов, изменяются мотивы, причины, эффекты  интеграции и ее современные механизмы.

В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин определяют международную экономическую интеграцию как объективный, осознанный и направляемый процесс сближения и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития24.

Интеграционные процессы на рубеже веков осуществляются более комплексно. Например, на стадии формирования зоны свободной торговли современная практика предполагает либерализацию не только процессов взаимной торговли стран- участниц, но и миграции капитала, акцентирует внимание на вопросах, касающихся интеллектуальной собственности, экологии и др.

Ю.В. Шишков отмечает, что сочетание  объективных движущих сил и субъективных факторов региональной интеграции имеет  своим результатом значительную интенсификацию процессов сближения  и взаимоприспособления национальных хозяйств в рамках данного интеграционного  комплекса25.

К тому же интеграционные процессы как  развитых, так и развивающихся  государств утрачивают форму коллективного  протекционизма, а рассматриваются  как шаг (или инструмент) к более  активному, многоплановому и глубокому  взаимодействию стран-участниц интеграционного  объединения с третьими странами, организациями и блоками в  глобальных экономических процессах.

Растет значение наднационального регулирования интеграционных процессов. К.А. Семенов рассматривает экономическую  интеграцию как «обобществление  производства на международном уровне посредством сознательного регулирования  правительствами участвующих в  ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации»26.

Отметим еще одну точку зрения на проблемы глобальных и региональных процессов и роль государства. Так, М.А. Мунтян выделяет три группы факторов и три уровня этих процессов как  результат действия факторов. Первая группа - факторы предпосылочного  характера (географический, социально-психологический, культурологический); результат их действия - интернационализация хозяйственной  жизни. Вторая группа - факторы экономические, составляющие основу, сердцевину региона; результат их действия - международная (региональная) экономическая интеграция. Третья группа - факторы, обладающие при любой конфигурации регионального строения субъективно-волевым характером (политические); результат их действия - регионализация. Отсутствие первой группы факторов существенно ослабляет систему региональных отношений, а отсутствие второй или третьей - приводит к ее разрушению27.

Активизируются исследования интеграционных процессов на пространстве СНГ, роль и позиции в них Российской Федерации. Эти исследования имеют  огромное научное и практическое значение, позволяя разрабатывать стратегию  и тактику, выявлять перспективные  направления интеграции28.

Еще одним из направлений научного исследования современной теории и  практики интеграции можно считать  изучение взаимодействия России с различными интеграционными объединениями  и/или участие в них в условиях, когда наша страна активно разрабатывает  новые подходы, направления и  возможности к включению в  мирохозяйственные процессы, активизации  своей роли в системе мирового хозяйства, повышению экономической  эффективности своих внешнеэкономических  связей. Прежде всего - это сотрудничество с ЕС-27, а также АСЕАН, АТЭС, другими блоками (ССАГПЗ, СААРК, МЕРКОСУР и др.)29.

К данной теме растет интерес и  у зарубежных, прежде всего европейских, исследователей30. Так, Андре Герритс, ведущий исследователь Голландского института международных отношений «Клингендель» в Гааге, и Жак де Йонг, старший научный сотрудник этого же института, сотрудник Международной энергетической программы «Клингендель», полагают, что отношения между Европой и Россией лучше, чем это кажется на первый взгляд. Основная проблема, порождающая недопонимание, с его точки зрения, - конфликт ценностей между понятиями «суверенитет» и «интеграция». Международные отношения, которые выстраивала Россия, базировались на принципе суверенитета, что «конфликтует с основной позицией ЕС, направленной на интеграцию». А. Герритс считает, что Россия и Европейский Союз должны найти «пути взаимопонимания по этим двум основным позициям: суверенитет и интеграция».

Шишков Ю. В. считает, что в условиях глобализации эффективность таможенных союзов снижается. Особенно четко это  проявляется в международной  торговле, которая благодаря усилиям  ВТО-ГАТТ все больше либерализуется не только в части тарифных, но и  нетарифных барьеров. В процесс либерализации  все шире вовлекается продукция  аграрной сферы, сферы услуг. Смещение центра конкуренции в сторону  наукоемких, технологических товаров  и услуг меняет соотношение конкурентообразующих факторов и снижает роль цены в  конкуренции, усиливая роль качества. Это означает, что роль таможенных барьеров, обеспечиваемых таможенными  союзами, обесценивается и защитные средства таможенного союза утрачиваются31.

Отечественная школа международной  экономической интеграции с начала своего появления делала упор на содержательную сторону процесса. В ней определяющее место отводилось изучению закономерностей  межотраслевого и внутриотраслевого  разделения труда, процессам международного переплетения капитала (факторов производства) и даже еще шире - взаимопроникновению  и переплетению национальных воспроизводственных  процессов в целом. С точки  зрения отечественной школы международной  экономической интеграции, этот процесс включает в себя не только торговлю, но и производство, распределение, обмен и потребление, и все это - с учетом исторических и страновых особенностей интегрирующихся стран.

При этом не упускались, разумеется, и  торгово-политические, и иные субъективные аспекты международных отношений, которые, однако, трактовались как производные  от первых. Интеграция в полном соответствии с практикой рассматривалась как сложный, многоаспектный, саморазвивающийся исторический феномен, который поначалу зарождается в наиболее развитых с техникоэкономической и социально-политической точек зрения регионах мира. И шаг за шагом втягивает в этот процесс все новые страны по мере дозревания их до необходимых экономических, политических и правовых кондиций. Такой подход несравненно сложнее, чем выявление степени дискриминации нерезидентов в рамках того или иного торгово-экономического объединения32.

Особое внимание российской школой всегда уделялось вопросу, где пролегает  грань между интеграцией и  доинтеграционными стадиями интернационализации.

Российская экономическая школа  рассматривает международную экономическую  интеграцию как объективный по сути, конфликтно-компромиссный процесс «сближения, взаимодействия национальных хозяйств»; интеграционные блоки — субъекты мировой экономики и международных экономических отношений.

Отметим во многом совпадающие подходы  ряда зарубежных авторов к сравнительному анализу процессов интеграции и  глобализации, подчеркиванию опасностей последней для государств переходного  периода.

Выводы

  1. Отличительная особенность теорий интеграции — все они изначально созданы на базе европейской интеграционной практики, причем они следуют за практикой, а не наоборот.
  2. Конкретные проблемы, находящиеся в центре научных исследований, определяются, как правило, особенностями и задачами интеграции на том или ином историческом этапе. Различное истолкование этих проблем приводит к возникновению противоборствующих школ и направлений, которые исторически были разделом общей теории международной торговли.
  3. Каждая из существующих теорий рассматривает международную экономическую интеграцию со своих позиций:

Информация о работе Теоретические концепции международной экономической интеграции