Теоретические основы бизнес - планирования на предприятии в условии рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что современная экономическая ситуация диктует предприятиям новый подход к планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план. Без тщательно подготовленного бизнес-плана в условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет работать прибыльно.

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.docx

— 457.69 Кб (Скачать файл)

Введение:

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д.

Необходимо точно представлять свои потребности на перспективу не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в финансовых ресурсах, что особенно существенно в рыночной экономике. Важно предусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

  Планирование имеет особую значимость для обеспечения ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов достижения высокой результативности бизнеса, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.

Главная цель, которую преследует предприятие достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке.

 Хлеб необходимый и полезный продукт, употребляемый каждым человеком изо дня в день. Хлеб постоянно пользуется спросом, и его производство является очень выгодным делом во все времена.

Пекарня является отличным видом предпринимательства почти в любом городе.Постоянная востребованность вашего товара на рынке является одним из основных и непременных условий ведения вашего бизнеса. Хлеб и хлебобулочные изделия, как раз и являются такими товарами, которые нужны всегда.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что современная экономическая ситуация диктует предприятиям новый подход к планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план. Без тщательно подготовленного бизнес-плана в условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет работать прибыльно. 

Бизнес-план, выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и, в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы. 

Целью курсовой работы является подробное изучение понятия «бизнес-плана», определение роли в современном предпринимательстве, разработать реальный бизнес-план  мини –пекарни ООО «Колосок».

Для реализации этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, функции  и значение понятия «бизнес-план».

2. Определить роль планирования  в финансово-экономической деятельности  предприятия.

3. Рассмотреть бизнес-план  как метод осуществления финансово-экономической  деятельности предприятия.

4. Провести исследование особенностей сферы пекарней , рассмотреть типы пекарней, особенности их статуса, дать характеристику основных направлений организации и производства на данных предприятиях

5. Рассмотреть анализ рынка и основных конкурентов предприятия  . 6.Выполнить разработку бизнес плана для мини – пекарни ООО «Колосок».

  Объект исследования: бизнес-план и его роль в обеспечении эффективного управления перспектив предприятия.

Предмет исследования: бизнес-план развития пекарни.ООО «Колосок»

        Структура работы: Введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, библиографический список.

Методика выполнения работы связана с применением следующих методов: анализ и синтез информации объекта и предмета познания. В работе широко применялись элементы системного анализа для оценки объекта исследования, как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Большую роль в работе играет метод конкретизации, который позволяет реально адаптировать решения, связанные с данным бизнес проектом.

Значимость работы заключается в адаптации существующих методик составления бизнес-планов для конкретного процесса в сфере общественного питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы бизнес - планирования на предприятии в условии рыночных отношений.

    1. Сущность, функции, задачи и значение понятия «бизнес-план».

В настоящее время имеется большое разнообразие определений бизнес- плана, его значения, структуры и методов разработки. Дословно «бизнес-план» переводится с английского business plan как план предпринимательской деятельности и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план . Слово «бизнес» здесь рассматривается как синоним предпринимательства. В новых экономических справочниках и словарях «бизнес» называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг.

Таким образом, бизнес-план - объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия (фирмы) и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией[15,с.26].

В соответствии с вышеизложенным «бизнес-план» - это сложный по структуре документ, отражающий основные аспекты будущего коммерческого предприятия, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес план - это программа осуществления бизнес - операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

В этом плане с достаточной полнотой анализируются, с одной стороны, проблемы, с которыми может столкнуться предприятие (фирма), а с другой - способы решения этих проблем.

Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит мощным инструментом финансирования бизнеса. Бизнес-план может быть и хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации. Бизнес-план является своего рода документом, отражающим успех предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск. Бизнес-план не имеет законодательного характера. Его структура и содержание основных разделов корректируются в зависимости от конъюнктуры рынка, и тем самым это позволяет отслеживать изменение рыночной ситуации. Как правило, формирование бизнес-плана начинается с определения конечных целей, с определения того, что получает предприятие от реализации задуманной программы и какие будут достигнуты в результате финансовые результаты. В него включаются многие компоненты, касающиеся как самого предприятия, так и его стремления к обновлению продукции и совершенствованию услуг, технологии, организации и управления производством, готовности идти на разумный риск, деловой шаг, самоотверженно трудится для решения сверхзадач, грамотно соизмерять затраты с ожидаемыми результатами производства.

Разработка бизнес-плана является многоцелевым, много аспектным процессом, и требует глубоких научных и практических знаний, как в экономике, так и в политологии, социологии, в области права, законодательства, в том числе знаний законов о налогообложении.[20.с.38].

В процессе разработки бизнес-плана производится оценка организационной и производственной структуры предприятия. При этом определяется реальный вклад каждой его структуры в намечаемую программу производства. Не должно быть ни одного структурного подразделения, не оправдывающего своего назначения. Такой подход приводит к оздоровлению финансового состояния предприятия. 

На практике небольшие фирмы чаще всего разрабатывают бизнес-план на один год. Большие по размеру фирмы разрабатывают чаще всего бизнес-план на один три года. В этом случае подробно выполняются расчеты на первый год и делаются прогнозы на второй и третий годы. Крупные фирмы разрабатывают бизнес-планы на более длительный период: три пять лет.[3.с.5].

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов.

При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Разработчиками бизнес-плана могут быть фирмы, авторские коллективы, специалист по бизнес - планированию. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. Руководитель фирмы, включаясь в работу по подготовке бизнес-плана лично, как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность инвестиционного замысла.

С целью объективной оценки подготовленного бизнес-плана проводится его проверка специализированной аудиторской организацией.

Бизнес-план может быть разработан по полному и сжатому вариантам. Крупные фирмы, как правило, разрабатывают бизнес-план по полному варианту. Небольшие фирмы в момент их создания чаше всего разрабатывают сжатый вариант бизнес-плана. Но после того как фирма начинает функционировать, разрабатывается все равно полный вариант бизнес-плана.

К сожалению, в российских компаниях несерьезно подходят к планированию своей деятельности. С одной стороны, это связано с отсутствием соответствующей квалификации у менеджеров, с другой - с нашим "авось", т.е. начнем с того, что имеем, а дальше время покажет. Если даже бизнес - план готовится, то в нем практически отсутствует аргументация получения тех или иных исходных экономических показателей, финансовых расчетов и результатов. Главная ценность бизнес-плана заключается в самом процессе планирования. Можно верить или не верить в планирование, но избежать его в полном смысле этого понятия никому не удается. Отсюда альтернатива: планировать самому или быть планируемым.

1.2 Роль планирования  в финансово-экономической деятельности  предприятий.

Бизнес планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив. 

Бизнес планы развития предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну бизнес стратегию развития, а сложная - несколько на различных уровнях действия.[16,с .67].

Концептуальная модель бизнес плана развития предприятия позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:

Анализ окружающей среды: 
а) внешняя среда, 
б) внутренние возможности. 
Определение политики предприятия (целеполагание). 
Формулирование стратегии и выбор альтернатив: 
а) стратегия маркетинга, 
б) финансовая стратегия, 
г) стратегия производства, 
д) социальная стратегия, 
е) стратегия организационных изменений, 
ж) экологическая стратегия.

 
  Планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности.Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла.[10,с.29].

Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы.

Второй - контрольно-управленческий. Здесь планирование - одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.

Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования.Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества:делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий , проясняет возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации.

Можно было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы подтвердить такую зависимость. Однако дальше отдельных предположений дело обычно не идет. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда проявляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.[1,с.41].

Информация о работе Теоретические основы бизнес - планирования на предприятии в условии рыночных отношений