Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 20:28, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена актуальной теме – управление туристическим бизнесом. Управление на малых предприятиях в индустрии туризма имеет некоторые тонкости по сравнению с менеджментом среднего и тем более крупного бизнеса. Это объясняется особыми нормами права, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, особыми формами учета, другими уровнями денежного и товарного оборота, численностью персонала. Чем меньше людей работает на предприятии, тем, во многих случаях, легче организовать быстрое и плодотворное взаимодействие между ними.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра менеджмента и маркетинга
Теоретические основы Управления туристическим бизнесом
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента 3 курса
322 группы
направления 080200 «Менеджмент»
экономического факультета
Жиналеева Сарсенгалия Айдаровича
Научный руководитель
Доцент _________________ Л.Б. Пронина
Зав. Кафедрой
к.э.н., доцент _________________ Л.И. Дорофеева
Саратов 2015
Содержание
Данная курсовая работа посвящена актуальной теме – управление туристическим бизнесом. Управление на малых предприятиях в индустрии туризма имеет некоторые тонкости по сравнению с менеджментом среднего и тем более крупного бизнеса. Это объясняется особыми нормами права, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, особыми формами учета, другими уровнями денежного и товарного оборота, численностью персонала. Чем меньше людей работает на предприятии, тем, во многих случаях, легче организовать быстрое и плодотворное взаимодействие между ними.
Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований во всех сферах, включая сферу туризма и гостеприимства.
Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора.
Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.
В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
В различных странах приняты разные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям. Основные критерии - численность работников и объем хозяйственного оборота.
Общим международным критерием при сравнении предприятий, является численность занятых на них, т.к. данный показатель наиболее прост в практическом применении).
В среднем в Европе в сектор МСП (МСП - малые и средние предприятия МП - малые предприятия) включаются предприятия - за исключением сельского хозяйства, лесной и рыбной промышленности - с числом занятых менее 500 человек. В рамках сектора МСП выделяются следующие категории:
- микро предприятия - до 9 работников;
- малые предприятия - 10-99 работников;
- средние предприятия - 100 - 499 работников.1
Итак, очевидно, что в большинстве случаев, когда речь идет о малом предприятии, имеется в виду его размер, который устанавливается на основе показателя численности работников, стоимости основных производственных фондов или оборота капитала.
Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что предельный уровень численности персонала по отраслям составляет:
- в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек;
- в науке и научном обслуживании - 60 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Этот показатель определяется в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и организациях. Принятые решения, определяющие конкретные границы малых предприятий, адекватны реальной экономической ситуации в нашей стране.
Согласно Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. То есть, чисто экономический показатель - ограничение численности - дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия (качественной характеристикой). Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
С правовой точки зрения малое предприятие является особым хозяйствующим субъектом, отличающимся от других только своим размером. Главное, что дает статут малого предприятия - определение налоговых льгот и системы защиты предпринимательской деятельности.
Предприятие может утратить статус малого:
- если оно превышает максимально установленную границу среднесписочной численности;
- если при сохранении достигнутых размеров численности предприятие изменяет структуру своего производства, что влечет за собой и изменение основных показателей.
Поэтому, для того чтобы не потерять статуса малого предприятия, необходимо следить за двумя показателями:
- численностью работников;
- структурой производства.
Если эти показатели выходят за установленные пределы, предприятие не прекращает своего существования. Оно продолжает функционировать, но лишается права на получение тех льгот, которые установлены для малых предприятий.
Малое предприятие может быть создано:
- гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хазяйство;
- государственными, арендными, коллективными, совместными предприятиями, общественными организациями и их предприятиями, кооперативами, акционерными обществами, хозяйственными обществами и товариществами, хозяйственными ассоциациями, другими предприятиями и организациями, являющимися юридическими лицами;
- государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом.
Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно с государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Малое предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений или структурных единиц по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения (подразделений) или структурной единицы (единиц), если на это есть согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа предприятия, объединения, организации) и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием, объединением, организацией договорных обязательств. В этих случаях предприятие, объединение, организация, из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.
Существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:
- государственное предприятие;
- муниципальное предприятие;
- индивидуальное (семейное) частное предприятие;
- полное товарищество;
- смешанное товарищество;
- товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа);
- акционерное общество открытого типа;
- филиал или представительство;
- предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом.
Создание, реорганизация и ликвидация предприятий с введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 кодекса.
Таким образом, на территории РФ малым можно считать предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), доля которых в уставном капитале не превышает 25%, а также на смешанной форме собственности, осуществляющее деятельность не запрещенную законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких предприятий. К малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, удовлетворяющие требованиям Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Основным количественным показателем при отнесении предприятия к разряду малого на сегодняшний день можно считать среднесписочную численность работающих с разбивкой по отраслям (не более 100 человек).
Малые предприятия независимо от организационно-правовой формы подлежат государственной регистрации в местных органах власти по месту нахождения. Учредительными документами являются: решение о создании или договор учредителей, устав предприятия. Для регистрации представляются Заявление учредителя, решение о создании предприятия (договор учредителей), устав предприятия, свидетельство об уплате государственной пошлины. Устав предприятия утверждается его учредителем, в нем указывается:
1) вид предприятия, его наименование и местонахождение;
2) предмет и цели деятельности;
3) порядок образования имущества, его выкупа;
4) ресурсы -трудовые, материальные, финансовые;
5) права и ответственность;
6) условия реорганизации и прекращения деятельности.
Основным нормативным документом МП является его устав, утверждаемый его учредителями. В нем указываются:
1) вид предприятия, его наименование и местонахождение (адрес);
2) предмет и цели деятельности;
3) размер уставного капитала, организационно-правовая форма предприятия;
4) органы управления и контроля;
5) имущество и средства предприятия;
6) планирование и отчетность;
7) финансовая деятельность предприятия;
8) оплата труда на предприятии;
9) условия реорганизации и прекращения деятельности.
После получения решения местных органов о регистрации малому предприятию необходимо в следующей последовательности зарегистрироваться в финансовом органе и отделе учета нежилых помещений, далее обратиться в ОВД для получения разрешения на изготовление печатей и договориться по этому вопросу со специальным учреждением; в выбранном банке заполнить карточку-заявление для открытия счета и кредитования; встать на учет в финансовом управлении и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Законодательство России устанавливает минимальную величину уставного капитала для всех организационно-правовых форм, равную 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а для акционерных обществ, предприятий с долевым участием иностранного капитала, государственного или муниципального предприятия -1000-кратный размер минимальной оплаты труда в месяц. Регистрационный орган вправе потребовать экологическую экспертизу будущего малого предприятия, получить экспертные оценки его санитарного состояния, проверить, как решаются вопросы водопользования и электроэнергии, потребовать лицензию. Возможны также другие вопросы, связанные с состоянием и развитием данного региона. Игнорировать такие требования властей, требующих от предприятия определенных гарантий соблюдения интересов подведомственных им территорий, нельзя. Следующий важный этап образования предприятия -разрабатывается пакет документов внутреннего пользования будущего малого предприятия: положение об оплате труда и системах премирования работников предприятия и совместителей, план организационно-технических мероприятий, порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива и другие.2
Управление малым предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.
Руководителем предприятия малого бизнеса может быть собственник имущества предприятия. Собственник имущества может нанимать руководителя предприятия путем подписания контракта и назначения его на должность.
На государственных и муниципальных предприятиях право по заключению контракта с руководителем предприятия имеет собственник имущества предприятия в лице руководителя. При этом для заключения контракта необходимо решение трудового коллектива, принятое общим собранием коллектива и его выборным органом - Советом трудового коллектива.
Если собственником имущества предприятия является трудовой коллектив, контракт от его имени заключает Совет трудового коллектива. Собственник имущества имеет право самостоятельно заключать контракт с руководителем предприятия.
Главным для малого предприятия является правильное определение направления деятельности и создание адекватной организационной структуры управления.
Туристская индустрия - совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма, которая включает в себя следующие компоненты:3
Приведенный перечень является далеко не полным. В индустрию туризма также включают предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров), органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации), учебные, научные, проектные учреждения, банки, страховые компании, лечебные и медицинские учреждения, организации связи и многое другое.
Информация о работе Теоретические основы Управления туристическим бизнесом