Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 20:28, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена актуальной теме – управление туристическим бизнесом. Управление на малых предприятиях в индустрии туризма имеет некоторые тонкости по сравнению с менеджментом среднего и тем более крупного бизнеса. Это объясняется особыми нормами права, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, особыми формами учета, другими уровнями денежного и товарного оборота, численностью персонала. Чем меньше людей работает на предприятии, тем, во многих случаях, легче организовать быстрое и плодотворное взаимодействие между ними.
3. Аналогично п. 2 с
созданием малых гостиниц на
базе действующих
4. Создание малых
гостиниц на базе
5. Создание специализированных
малых гостиниц (мотелей, кемпингов
и др.) как на базе действующих
гостиничных объектов, так и на
базе сооружений из
При создании сети малых гостиниц должна быть предусмотрена их экономическая привлекательность для малого бизнеса, включающая конкретное определение статуса малой гостиницы с предоставлением налоговых и других льгот, упрощением порядка и характера регистрации и с реально действующим механизмом поддержки малого предпринимательства в гостиничной сфере.
В частности, уже на начальном этапе реализации проекта по созданию сети малых гостиниц предусматривается:
- разработка системы
договоров на управление, обеспечивающих
единые стандарты обслуживания,
централизованные бронирование, загрузку,
материально-техническое
- разработка организационно-
- целевая организация
подготовки и повышения
Сегментация малых гостиниц на классы.
Как и все гостиницы, малые также сегментируются на классы:
1) Отели «люкс»: с большой численностью персонала, эти отели обеспечивают очень высокий уровень сервиса самым требовательным клиентам. Гостиницы класса «люкс» располагаются в центре крупного города; цены на размещение и услуги очень высокие, но и условия проживания – элитные. Цена, как правило, соответствует качеству: номера с дорогой отделкой, управление – по высшим профессиональным европейским стандартам. Такие отели обычно используют деловые туристы для деловых встреч: руководители корпораций, профессионалы высокого ранга, участники конференций на высоком уровне.
Примером малой гостиницы такого типа является «Хаслер» в Риме: 35 номеров, 13 апартаментов и 2 президентских номера. Гостиница расположена в историческом здании, открыта в 1885 г., имеет постоянную клиентуру, ее среднегодовая загрузка составляет 85%. Стоимость одноместного номера – 350$ в сутки, а двухместного номера – 550$.
2) Отели высокого класса: обычно расположены в пределах крупного города и имеют широкий набор услуг, качественно обученный обслуживающий персонал управляется профессиональной командой менеджеров и, соответственно, цены выше средних по региону. В номерах - дорогая мебель и оборудование, в отеле – просторное фойе и ресторан. Обычно в таких отелях останавливаются бизнесмены, участники конгрессов или индивидуальные туристы.
3) Отели среднего класса: располагаются обычно в пределах города и предполагают типичный набор услуг. Тарифы – на уровне средних цен данного региона или чуть выше их. Команда управления подготовлена достаточно профессионально.
4) Отели экономического класса: расположены вблизи городской черты, вдоль транспортных магистралей города, по которым легко доехать до центра. Цена за номер в таких отелях обычно на 30 –50% ниже средней по региону. Эти гостиницы рассчитаны на бизнесменов и туристов, не нуждающихся в полном пансионе и стремящихся получить просто современный стандартный номер и расположенный вблизи ресторан с приличной кухней.
Надо сказать, что термин «экономический» подчеркивает снижение стоимости услуг не за счет снижения качества обслуживания, а за счет целого ряда факторов: строгой экономии при строительстве гостиницы, упрощенной системы обслуживания и управления, стандартизации и систематизации гостиничного продукта за счет резкого снижения эксплуатационных расходов.
Сегодня именно малые гостиницы экономического класса имеют тенденцию гибко и быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру российского туристского рынка, экономически выгодны и быстро окупаются.
Механизмы экономического управления туристическим бизнесом определяются тем особым местом, которое этот бизнес занимает в экономическом комплексе страны (региона). Если экономический комплекс рассматривать как исторически сложившуюся систему связанных между собой общественным разделением труда и формами собственности секторов, отраслей и сфер деятельности в определенных территориальных границах (регион, страна, весь мир), то туризм относится к сфере обслуживания, хотя часто употребляется в значении области деятельности. Однако в общегосударственный классификатор отраслей народного хозяйства туризм пока не введен. Субъекты туристической деятельности как самостоятельные хозяйствующие структуры образуют сферу туристического обслуживания населения, которая называется туристическим бизнесом внутри страны, региона или всего мира. Сущность механизма экономического управления определяется тем, что управление — это процесс воздействия на объект управления с целью получения определенного результата. Таким результатом в экономическом управлении предприятием выступает прибыль. Постоянное получение прибыли не является случайностью, а выступает результатом плановой деятельности. Основным рычагом экономического воздействия на объект управления является план. Поэтому под экономическим управлением понимается перспективное (стратегическое), текущее и оперативное планирование, а также организация и контроль за выполнением планов. Результатом планирования является соответствующая документация, система планов, в которой отражены все виды планируемых задач в форме системы показателей на определенный период. Плановые показатели являются основой для увязки стратегий, целей и задач деятельности предприятия. Стратегическое планирование характеризуется следующими методологическими особенностями: — Адаптивностью планов, что проявляется в их гибкости и легкому приспособлении к неопределенности изменений внешней среды (стратегический план определяет основное направление деятельности предприятия на длительный период времени, а непрерывные изменения деловых и социальных обстоятельств вызывают необходимость его корректировки); — Субъективным характером подхода к условиям неопределенности и риска (стратегический план основывается на обширных исследованиях и фактических данных, требует всестороннего мониторинга деятельности предприятия, рынка его товаров, конкуренции и т.п.); — Направленностью на перспективы развития предприятия в единой системе туристического бизнеса; — Широким привлечением обоснованной стратегической базы данных о развитии туризма в стране и мире. Экономическое управление строится на целенаправленных решениях, принимаемых на основе анализа и многовариантных экономических расчетов на будущий (плановый) период с учетом индикативного планирования, которое имеет характер рекомендаций (пожеланий) общегосударственного или регионального уровней. Государственные программы (планы) являются ориентирами для разработки конкретных планов каждым субъектом предпринимательства. Сущность экономического управления предприятием заключается в разработке планов работы и мер обеспечения их выполнения на крупную, среднюю и малую перспективы. Итак, экономическое управление туристическим бизнесом сводится к разработке стратегии и тактики туристической деятельности субъектов предпринимательства. Оно предусматривает рациональное использование туристических ресурсов по критерию экономической целесообразности. В плане должно быть четкое определение того, что, сколько и по каким ценам покупать, чтобы после комплектования туристического продукта выгодно для себя его продать. Предпосылками планирования выступают результаты анализа деятельности предприятия за предплановый период. Объектом планирования деятельности туристического предприятия является обоснование системы показателей, в которой выражаются результаты производства туристических услуг, комплектования, реализации и потребления туристического продукта за определенный промежуток времени. На этапе анализа рассматриваются внешние и внутренние условия (факторы), влияющие на деятельность предприятия, оценивается степень влияния этих факторов на показатели, которые планируются. Постановка альтернативных задач, с одной стороны, является результатом анализа, а с другой — требует многовариантности расчетов. Поэтому альтернативные расчеты выступают третьим этапом экономического управления, в результате которого определяются ожидаемые экономические результаты от различных вариантов плановых действий. Альтернативные расчеты обеспечивают выбор лучшего варианта для принятия решения, которое на следующем этапе воплощается в планы. Разработка планов — это обоснование на будущий период экономических задач принятым вариантом планирования и внесения их в документ, который называется планом. В плане экономической деятельности предприятия фиксируется программа действий отдельных его структурных подразделений и всего предприятия в целом. Выполнение планов — это воплощение плановых заданий в работу предприятия, которое является основным функциональным этапом экономического управления деятельностью предприятия. Конкретная деятельность предприятия отражается в отчетности. Составление отчетов представляет собой описание полученных экономических результатов деятельности по выполнению плановых заданий предприятия за определенный период. Завершается экономическое управление контролем выполнения планов. Контроль — это сравнение отчетных показателей с плановыми за соответствующий период, выявление отклонений и подача на анализ. Итак, экономическое управление — это целенаправленное воздействие на деятельность предприятия через систему плановых заданий и разработку мероприятий по их выполнению и контроля, а планирование следует рассматривать не только как процесс разработки задач на перспективу и контроля за их выполнением, но и как экономическую категорию. В смысле экономической категории планирование представляет собой экономические отношения по получению, обработке и информации в процессе обоснования эффективных мер достижения стратегической цели деятельности через выполнение тактических задач разного по иерархии уровня управления предприятием. Поскольку каждый субъект туристической деятельности в условиях рынка выступает как открытая система, которая взаимодействует с внешней (окружающей) средой, то планирование направлено на преодоление неопределенности внешней среды. Взаимодействие туристических предприятий с окружающей средой имеет двойственную направленность. С одной стороны, туристические предприятия получают из внешней среды все необходимые ресурсы, а с другой — передают во внешнюю среду результаты своей деятельности как положительные, так и отрицательные (вредные для экологии, исторических памятников, заповедных зон и т.п.). Окружающая среда в широком смысле — это совокупность хозяйственных субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных структур, а также других внешних для предприятия условий и факторов. Характер влияния внешней среды на экономическое управление предприятием зависит от тесноты взаимосвязей. По этому признаку выделяется микро-и макросреда. Внешняя микросреда — это среда прямого влияния на деятельность туристического предприятия. К нему относятся поставщики туристических услуг, потребители турпродукта и отдельных услуг, посредники при закупке туристических ресурсов и продаже готового к потреблению турпродукта (услуги), конкуренты, государственные органы регулирования и контроля, финансово-кредитные учреждения, контактные аудитории. Контактная аудитория — это группа юридических и физических лиц, которая выявляет реальный и потенциальный интерес к предприятию или влияет на его способность достигать поставленных целей. Предприятие во внешней микросреде выступает системообразующим центром, который имеет обратное влияние на эту среду. Все факторы микросреды должны тщательно изучаться и учитываться в процессе экономического управления. Важным средством наблюдения, обобщения и анализа факторов микросреды с целью использования при планировании деятельности туристических предприятий является мониторинг. Внешняя макросреда — это среда косвенного воздействия на деятельность туристического предприятия. Среди факторов такой среды главными являются природно-климатические, демографические, научно-технические, общеэкономические, экологические, политические и международные. Особое значение при учете внешней среды в процессе планирования деятельности предприятий туризма имеет наличие и достоверность. Внешняя среда для экономического управления туристическим бизнесом имеет не меньшее значение, чем внутренние условия предпринимательской деятельности. При стратегическом и текущем планировании чаще всего используется два подхода: прямой и обратный. При прямом подходе к планированию используются реально сложившиеся исходные факторы и предпосылки, на основе которых определяются задачи на плановый период. В прямых расчетах используются результаты, полученные в предплановом периоде. Они экстраполируются с учетом предполагаемых изменений на плановый период. Результат плановых расчетов определяется условиями функционирования предприятия в предплановом периоде и возможными их изменениями. При обратном подходе к планированию выходят из желаемого (целевого) результата, а затем на основе целевых задач разрабатывают меры, которые обеспечат их выполнение. Обратный процесс планирования осуществляется программно-целевым методом. Возможна также интеграция «прямого» и «обратного» подходов к планированию, при которой сначала проектируется вероятное будущее, а затем согласовывается с современными и будущими факторами. При обоих подходах цель деятельности находится на вершине иерархии потребностей предприятия. На втором уровне иерархии размещаются различные факторы (внутренние и внешние), влияющие на результат планирования деятельности предприятия. План деятельности предприятия имеет силу приказа для его исполнителей. В каждом плане цель деятельности количественно выражается системой абсолютных и относительных показателей. В планах предусматриваются также средства достижения поставленной цели, этапы и сроки выполнения задач, исполнители планов по видам работ и срокам, методы и средства контроля за выполнением плана
Значение малого бизнеса на экономику страны, а в частности на индустрию туризма, продолжает крепнуть. Не смотря на то, что сейчас этот сегмент предпринимательства всё ещё остается довольно хрупким (более половины мелких предприятий закрываются, не проработав года
Разумеется, что правильная организация структуры управления, это половина успеха предприятия. Любой частный бизнес, будь то франшиза, практически лишенная коммерческих рисков, или семейное предприятие, открытое с нуля, достоин быть успешным. Поэтому так важно грамотно распределить организационные обязанности.
Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.
.
Вывод: предпринимательства в организационных структурах имеют ряд особенностей и зависят они от таких показателей, как рыночная ниша, занимаемая предприятием, объем производства, вкладываемый капитал, количество сотрудников и т.п.
Курсовая работа «Теоретические основы управления туристическим бизнесом» выполнена мною самостоятельно, и на все источники, имеющиеся в работе, даны соответствующие ссылки.
____________________/_________
1 Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес. – М.: Книжный мир, 2001 - Стр. 6
2 Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес. – М.: Книжный мир, 2001 - Стр. 8-13
3 Байлик С.И. Гостиничное хозяйство: организация, управление, обслуживание. – Киев: Альтерпресс, 2002.
4 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
5 Современные организационные структуры гостиничных комплексов и системы их управления, ГАО «Москва», 2007.
6 Кабушкин Н.И.,Бондаренко Г.А.Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб.пособие. - Мн.: Новое знание, 2001.
7 Кабушкин Н.И.,Бондаренко Г.А.Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб.пособие. -Мн.:Новое знание, 2001.
Информация о работе Теоретические основы Управления туристическим бизнесом