Теоретико-методические подходы к инвестированию средств: мероприятия по производству нового вида продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 00:30, реферат

Описание работы

Основные этапы процесса разработки нового вида продукции. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в разработке новой продукции.

Файлы: 1 файл

глава 1.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

Как видно из таблицы 1.1, затраты на НИОКР составляют в среднем 15—20 % , а на внедрение товара — 80—85 %. [c. 116].

1.2 Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в разработке новой продукции

Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения добавленной стоимости, чистой прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности.

Каждое предприятие  стремится обеспечить выпуск конкурентной продукции, т.е. такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкретном рынке в данное время исходя из ценовых, эксплуатационных, экологических и прочих неценовых факторов.

Предпочтение по ценовым  факторам обеспечивается инновационной деятельностью, направленной на использование новых технологий, оборудования, материалов, позволяющих уменьшить затраты на производство и реализацию продукции данного вида, что приводит к снижению цены изделия.

Инновационная деятельность позволяет  повышать конкурентоспособность продукции  и за счет неценовых факторов, так  как новые изделия с улучшенными  технико-экономическими параметрами привлекают потребителей. При этом потребитель часто выбирает более дорогой по цене товар, учитывая экономию, которую он получит в процессе его эксплуатации.

Если для реализации на предприятии законченных научно-технических  разработок, новых или усовершенствованных технологий требуются значительные инвестиции, то разрабатывается инновационный проект. Он обосновывается так же, как и инвестиционный проект, но важнейшая его отличительная особенность - учет более высокого уровня риска, который является внутренней характеристикой инновационной деятельности.[, с. 685]

Для оценки эффективности  инноваций применяют более обширную систему показателей, чем для  оценки эффективности инвестиций. Их можно объединить в три группы:

1. К первой группе относятся показатели, которые характеризуют производственный эффект инновации:

1.1. Прирост объема производства продукции:

                                                  ,                                        (1.2)

где - валовой объем производства продукции соответственно после и до использования новшества.

1.2. Прирост добавленной стоимости ( ):

                                                  ,                                        (1.3)

где - добавленная стоимость соответственно после и до использования новшества.

1.3. Экономия материальных ресурсов ( ):

                                                                                      (1.4)   

где - расход материальных ресурсов соответственно после и до использования новшества; - годовой объем производства продукции в натуральном выражении после применения новшества.

1.4. Экономия от снижения себестоимости продукции ( ):

                                                   ,                                         (1.5)

где - себестоимость единицы продукции соответственно после и до использования новшества.

1.5. Сокращение затрат труда на производство продукции ( ):

                                                 ,                                     (1.6)

где - затраты труда на производство единицы продукции соответственно после и до использования новшества.

Если данную экономию разделим на годовой фонд рабочего времени одного рабочего, то получим  относительное сокращение количества рабочих в результате инновации.

1.6. Рост производительности труда (среднечасовой выработки):

                                     ,                                     (1.7.)

где - затраты труда на производство продукции до внедрения инноваций; среднечасовая выработка до нововведений.

1.7. Снижение материалоемкости продукции ( ):

                                           ,                              (1.8)

где -сумма материальных затрат на производство продукции до использования новшества; - экономия материальных затрат за счет инновации.

1.8. Снижение издержкоемкости продукции ( ):

                                          ,                                (1.9)

где - сумма затрат на производство продукции до нововведений; - изменение затрат за счет нововведений.

2. Ко второй группе относятся показатели, которые характеризуют финансовую эффективность инновации:

2.1. Прирост чистого дохода ( ) за счет инноваций:

                                              ,                                          (1.10)

где - доход, включающий чистую прибыль и амортизацию, соответственно после и до использования новшества.

2.2. Прирост прибыли до выплаты процентов и налогов ( ):

                                           ,                                     (1.11)

где - сумма прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов соответственно после и до использования новшества.

2.3. Прирост чистой прибыли  после выплаты процентов и налогов ( ):

                                              ,                                          (1.12)

где - сумма чистой прибыли соответственно после и до использования новшества.

2.4. Прирост рентабельности затрат, исчисленной отношением прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов к полной себестоимости реализованной продукции ( ):

                                                  ,                                           (1.13)

где - рентабельность затрат соответственно после и до использования новшества.

2.5. Прирост рентабельности оборота, исчисленной отношением прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов к сумме выручки ( ):

                                              ,                                           (1.14)

где - рентабельность оборота соответственно после и до использования новшества.

2.6. . Прирост чистой нормы прибыльности, исчисленной отношением чистой прибыли от реализации продукции до выплаты процентов  и налогов к сумме нетто-выручки ( ):

                                              ,                                               (1.15)

где - чистая норма прибыльности соответственно после и до использования новшества.

2.7. Прирост рентабельности совокупного капитала, вложенного в активы предприятия ( ):

                                          ,                                         (1.16)

где - рентабельность совокупного капитала соответственно после и до использования новшества.

2.7. Прирост рентабельности собственного капитала, исчисленной отношением чистой прибыли к средней величине собственного капитала ( ):     

                                        ,                                         (1.17)                                                                                                                                    

где - рентабельность собственного капитала соответственно после и до использования новшества.

3. К третьей группе  относятся показатели инвестиционной  эффективности инвестиций. Здесь  используется та же система  показателей, что и для оценки эффективности реальных инвестиций [7, c 205].

Наиболее часто используются пять основных методов (не считая их модификаций) оценки эффективности инвестиционных проектов, которые условно объединяют в две группы:

  • простые (статистические) методы;
  • динамические методы (методы дисконтирования).

К первой группе относятся методы:

  • срок (период) окупаемости инвестиций ( Payback period - РР);
  • бухгалтерская рентабельность инвестиций (Return to Investment – ROI).

Ко второй группе относятся  критерии:

  • чистый приведенный эффект (Net Present Value – NPV);
  • индекс рентабельности инвестиций (Profitability Index - РI);
  • внутренняя норма прибыли (Internal Rate of Return - IRR);
  • модифицированная    внутренняя    норма   прибыли (Modified Internal Rate of Return -  MIRR);
  • дисконтированный срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback period - DPP).

        Статистические методы оценки эффективности инвестиций

Метод определения  срока окупаемости инвестиций (РР) следует признать одним из самых простых. Он не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений и может быть широко распространенным в аналитической практике. Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиций. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом лет, в течение которых инвестиция в инновацию будет погашена кумулятивным доходом.

В наиболее общем виде указанный инвестиционный проект Р представляет собой такую модель (используется алгоритмизация, принятая в странах с развитой рыночной экономикой):

                                             ,                                            (1.18)

где - инвестиция в i-м году, i = 1, 2, 3,..., т 
(чаще всего считается, что т=1); CFk - приток (отток) денежных средств в k-м году, где k=1, 2, 3 n; n - продолжительность проекта; r - коэффициент дисконтирования. 
Общая формула расчета показателя РР имеет вид:

                          n, при котором                                  (1.19)

Если же при исчислении показателя РР учитывается временной аспект, то в этом случае в расчет принимаются денежные потоки, дисконтированные по показателю «цена» авансированного капитала (СС), а формула для расчета дисконтированного срока окупаемости (DPP) принимает вид:

                    n, при котором     (1.20) 
        В случае дисконтирования срок окупаемости увеличивается, т.е. всегда DPP > PP. Иначе говоря, инновационный проект, приемлемый по критерию РР, может оказаться неприемлемым по критерию DPP.

Метод расчета бухгалтерской рентабельности инвестиции (ARR) имеет две характерные черты:

    • он не предполагает дисконтирования показателей дохода;
    • доход характеризуется показателем чистой прибыли PN.

Алгоритм расчета исключительно  прост, что обусловливает возможность широкого использования этого показателя на практике: коэффициент эффективности (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах). Средняя величина инвестиций находится делением исходной суммы капитальных вложений на 2, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны. Если же допускается наличие остаточной или ликвидационной стоимости (RV), то ее оценка должна быть исключена [9, c 521].

                                                                                     (1.21)

Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей суммы прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (среднюю).

Динамические методы оценки эффективности инвестиций

Метод расчета  чистого приведенного эффекта (NPV) основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (1С) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, то он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим, делается прогноз, что инвестиция (1С) будет генерировать в течение п лет годовые доходы в размере ..., Рп. Общая накопленная величина дисконтируемых доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам (1.6) и (1.7):

Информация о работе Теоретико-методические подходы к инвестированию средств: мероприятия по производству нового вида продукции