Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:34, курсовая работа
Одним из первых, кто определил научное определение миграционных процессов в 1885-1889 гг. считается английский ученый Е. Равенштейн, понимая под ней постоянное или временное изменение места жительства человека.
«Миграция» — (от лат. migratio), означающее перемещение, переселение.
Этим словом обозначают перемещение людей, животных, капиталов, химических элементов в земной коре и т д. Интересующая нас миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему.
15 млрд. долл.19
• Значительный доход из-за "переноса" знаний из страны эмиграции. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долл.20
• Иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
• Складывается двойной рынок труда. Это национальная рабочая сила, которая зачастую занята в благоприятных условиях, и выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг и иностранная рабочая сила, зачастую она связана с самыми трудоёмкими и вредными для здоровья вида работ и заработная плата за такую работу ниже, чем за национальную.
• Иммигранты стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, расширяя емкость внутренних товарных рынков, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.21
• Иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.
• Иностранная рабочая сила как фактор развития производительных сил стран иммигрантов. Иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров. На тяжелую работу охотно нанимаются индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.22
• Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но и, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.
• Страны импортеры за счет такого вида миграции как «утечка мозгов» экономят большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов» Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл.1 США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В Соединенных Штатах учатся тысячи людей из Азии, Африки и Латинской Америки и многие из них остаются в этой стране.
Тем не менее, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
• Обостряется ситуация на национальном рынке труда. Так как часто в страну въезжают специалисты, то обостряется диспропорция между спросом и предложением на рынке высококвалифицированных кадров. Приток иностранных специалистов в условиях избытка соответствующей группы кадров может способствовать увеличению безработицы среди специалистов, более широкому использованию этих кадров для выполнения работы, не соответствующей их квалификации.
• Вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
• Провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами. Неприязнь по отношению к иностранцам.
• Географическая концентрация мигрантов. Влечёт за собой формирование этнических анклавов23 с так называемой этнической экономикой24 или этнически замкнутыми сферами экономической активности, в которых воспроизводятся язык, культура, многие обычаи и поведенческие стереотипы, характерные для социокультурной среды стран прежнего проживания мигрантов, поэтому ассимиляционные25 импульсы национальной экономики и общественных институтов имеют на них слабое воздействие.
Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.
Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.26
В настоящее время значительное число учреждений и организаций
прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов:
• Комиссия ООН по народонаселению - располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.
• Деятельность Международной организации труда - в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения.
• ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) - создан ряд
международных договоров, содержат
специальные нормы, которые касаются
физического состояния
• ЮНЕСКО - в конвенциях имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Так же возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).27
Некоторые документы, составляющие международно-правовую основу для внешней трудовой миграции:
• Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.,
• Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.,
• Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – СБСЕ (1 августа 1975 г.),
• Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников СБСЕ, рекомендации и конвенции Международной организации труда (МОТ) о внешней трудовой миграции и положении трудящихся-мигрантов. Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п.28 Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
• Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и др.
Во многих аспектах интересы стран - экспортеров и импортеров
рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе Действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.29
Политика стран - импортеров трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
О высоких требованиях
к качеству прибывающей рабочей
силы свидетельствует необходимость
прохождения процедуры
Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.
Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения.31
К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят32:
• Требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
• Дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);
• Ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гралсданства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов.
Миграционная политика стран-экспортеров направлена на определенные цели:
• Эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;
• Эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень;
• Требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.
И чтобы этого достичь они используют различные методы33:
• Методы и средства защиты интересов государства – экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;
• Методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т. д.
• Методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т. д.). А также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т. п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.
Информация о работе Теоритические основы анализа миграции рабочей силы