Теоритические основы анализа миграции рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Одним из первых, кто определил научное определение миграционных процессов в 1885-1889 гг. считается английский ученый Е. Равенштейн, понимая под ней постоянное или временное изменение места жительства человека.
«Миграция» — (от лат. migratio), означающее перемещение, переселение.
Этим словом обозначают перемещение людей, животных, капиталов, химических элементов в земной коре и т д. Интересующая нас миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему.

Файлы: 1 файл

Теоритические основы анализа миграции рабочей силы.docx

— 3.29 Мб (Скачать файл)

15 млрд. долл.19

• Значительный доход из-за "переноса" знаний из страны  эмиграции. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долл.20

• Иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;

• Складывается двойной рынок труда. Это национальная рабочая сила, которая зачастую занята в благоприятных условиях, и выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг и иностранная рабочая сила, зачастую она связана с самыми трудоёмкими и вредными для здоровья вида работ и заработная плата за такую работу ниже, чем за национальную.

• Иммигранты стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, расширяя емкость внутренних товарных рынков, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.21

• Иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.

• Иностранная рабочая сила как фактор развития производительных сил стран иммигрантов. Иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров. На тяжелую работу охотно нанимаются индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.22

• Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но и, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

• Страны импортеры за счет такого вида миграции как «утечка мозгов» экономят большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов» Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл.1 США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В Соединенных Штатах учатся тысячи людей из Азии, Африки и Латинской Америки и многие из них остаются в этой стране.

Тем не менее, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:

• Обостряется ситуация на национальном рынке труда. Так как часто в страну въезжают специалисты, то обостряется диспропорция между спросом и предложением на рынке высококвалифицированных кадров. Приток иностранных специалистов в условиях избытка соответствующей группы кадров может способствовать увеличению безработицы среди специалистов, более широкому использованию этих кадров для выполнения работы, не соответствующей их квалификации.

• Вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

• Провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами. Неприязнь по отношению к иностранцам.

• Географическая концентрация мигрантов. Влечёт за собой формирование этнических анклавов23   с так называемой этнической экономикой24   или этнически замкнутыми сферами экономической активности, в которых воспроизводятся язык, культура, многие обычаи и поведенческие стереотипы, характерные для социокультурной среды стран прежнего проживания мигрантов, поэтому ассимиляционные25   импульсы национальной экономики и общественных институтов имеют на них слабое воздействие.

 

    1. Международное регулирование миграционных процессов

Учитывая, что правительство  каждой страны суверенно в своем  праве определять направления и  цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.

Ратифицируя международные  конвенции, страны, регламентирующие процесс  трудовой миграции, признают приоритет  норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.26

В настоящее время значительное число учреждений и организаций

прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов:

• Комиссия ООН по народонаселению - располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.

• Деятельность Международной организации труда - в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения.

• ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) -  создан ряд

международных договоров, содержат специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов.

• ЮНЕСКО - в конвенциях имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Так же возрастает роль Международной  организации по миграции (MOM), целью  которой является обеспечение упорядоченной  и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией  по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с  обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).27

Некоторые документы, составляющие международно-правовую основу для внешней трудовой миграции:

• Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.,

• Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.,

• Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – СБСЕ (1 августа 1975 г.),

• Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников СБСЕ, рекомендации и конвенции Международной организации труда (МОТ) о внешней трудовой миграции и положении трудящихся-мигрантов. Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п.28  Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

  • организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (статья 2);
  • принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (статья 3);
  • принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (статья 4);
  • организацией соответствующих медицинских служб (статья 5);
  • разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (статья 9).
  • Так же в ней изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения.

• Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и др.

Во многих аспектах интересы стран - экспортеров и импортеров

рабочей силы оказываются  тесно переплетенными. Правовое выражение  взаимной заинтересованности стран, принимающих  и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе Действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках  МОТ, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.29

Политика стран - импортеров трудовых ресурсов, которые постоянно  испытывают потребности в привлечении  рабочей силы, основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

О высоких требованиях  к качеству прибывающей рабочей  силы свидетельствует необходимость  прохождения процедуры признания  имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности.30 

Возрастной ценз является одним из распространенных критериев  отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального  состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения.31

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят32:

• Требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

• Дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);

• Ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гралсданства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного  качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов.

Миграционная  политика стран-экспортеров направлена на определенные цели:

•    Эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;

•   Эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень;

• Требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

И чтобы этого  достичь они используют различные методы33:

• Методы и средства защиты интересов государства – экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

• Методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т. д.

• Методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т. д.). А также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т. п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

Информация о работе Теоритические основы анализа миграции рабочей силы