Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:34, курсовая работа
Одним из первых, кто определил научное определение миграционных процессов в 1885-1889 гг. считается английский ученый Е. Равенштейн, понимая под ней постоянное или временное изменение места жительства человека.
«Миграция» — (от лат. migratio), означающее перемещение, переселение.
Этим словом обозначают перемещение людей, животных, капиталов, химических элементов в земной коре и т д. Интересующая нас миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему.
• Меры, способствующие сочетанию, как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан.
• Меры, направленные на взаимную защиту интересов стран - экспортеров и стран - импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).34
В данной главе рассмотрено теоритические основы международной миграции, а так же какие воздействия она оказывает на мир в целом, и подходы к регулированию данного процесса.
Следующая глава курсовой работы связана с особенностями миграции в РФ, в ней проанализированы объемы, характер и структура миграционных потоков, выявлены плюсы и минусы последствия международной миграции для России, рассмотрены российские подходы к регулированию международной миграции рабочей силы.
Российская Федерация не осталась в стороне от миграционных процессов. Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения.
Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят:
• Распад бывшего СССР,
• Проявления национализма,
• Терроризм,
• Незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ,
• Ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды,
• Экономическая нестабильность и социальные конфликты.
В то же время к положительным факторам относятся:
• Демократизация общественно – политической жизни,
• Реализация конституционного принципа свободы передвижения,
• Развитие рыночных отношений,
• Вхождение в международный рынок труда
К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков в России, можно отнести: интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. В соответствии этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России35. (Таблица 6)
Таблица 6. Основные особенности
современных миграционных потоков в России
Характерные черты |
Миграционные потоки | ||
Внутренние |
Внешние: между Россией и странами… | ||
ближнего зарубежья |
дальнего зарубежья | ||
1.
Интенсивность миграционных |
Сокращение перемещений |
Волнообразный характер; снижение интенсивности потоков |
В начале 90-х гг. увеличение потоков мигрантов, но затем сокращение, особенно после августа 1998 г. |
2.
Направление миграционных |
1992 г. – инверсия в миграциях «город– село»; отток с севера и востока страны в старообжитые районы |
Приток мигрантов из всех бывших союзных республик в Россию |
Приток в основном из стран Центральной и Юго-Восточной Азии (Китай, КНДР, Вьетнам), а также Турции, бывших соц. Стран; отток в основном в США, германию, Израиль |
3. Состав мигрантов |
Семейная миграция; пониженная доля мигрантов в трудоспособном возрасте; достаточно квалифицированные кадры |
Семейная миграция; сложный неоднородный состав; преобладает русское и русскоязычное население; возрастной состав мигрантов прогрессивнее, чем возрастной состав местного населения; в основном высококвалифицированные кадры |
Резкое преобладание мигрантов трудоспособного возраста; уровень квалификации выезжающих выше уровня квалификации въезжающих |
4. Мотивы перемещения мигрантов |
Экономические (преобладание вынужденной) |
Этнополитические (резкое преобладание вынужденной) |
Экономические, социальные |
5. Степень легализации |
___ |
Низкая |
Средняя |
6.
Степень приживаемости |
Низкая |
Низкая (почти половина мигрантов транзитные) |
Средняя |
7.Особенности размещения мигрантов на территории России |
Концентрация в регионах наиболее глубокого промышленного кризиса, с высокой безработицей, но развитым частным сектором экономики |
Концентрация в регионах развития частного сектора экономики и в приграничных районах |
Концентрация в регионах с развитой инфраструктурой, привлекательных для иностранных инвесторов, и в приграничных районах |
С 1990 года Россия стала одной из наиболее «принимающих» стран не только на постсоветском пространстве, но и в Европе. Хотя за это время иммиграция на Запад и увеличилась, ее рост был относительно ограниченным и представлял собой менее значимое явление для страны, чем перемещения по территории бывшего СССР (в большей части в сторону Российской Федерации и через нее), а также иммиграция в Россию из стран Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки. Россия превратилась в своего рода буферную зону на пути мигрантов в Европу.36
В 2001 году было обусловлено введенными ограничениями приема граждан стран СНГ и Балтии.
Такая ситуация привела к искусственному сокращению потоков учитываемых иммигрантов, численность которых за 2004 год была наименьшей за последние 50 лет37, плюс ко всему повлиял экономический кризис 2004-2007 гг. (рис. 1)
Рисунок 1. Поток постоянных иммигрантов в страны ОЭСР в сравнительной характеристики за 2007 и 2010 гг., в связи с кризисом.
Так же общая численность работающих на территории Российской Федерации легальных трудовых мигрантов за период с 2005 по 2010 годы постоянно менялась. В 2005-2008 г.г. отмечалась стабильная динамика прироста их численности: в 2005 году, по сравнению с 2004 годом, количество работающих в России иностранцев увеличилось примерно в 1,5 раза, в 2006 и в 2008 годы по сравнению с предшествующими - в 1,4 раза, а в «переломный» 2007 год численность легальных трудовых мигрантов возросла по сравнению с 2006 годом - почти в 1,7 раза.38
Негативные последствия кризиса и достаточно жесткой, ограничительной (квотной) миграционной политики привели к тому, что в 2009 г. и 2010 г. положительная тенденция изменилась, и после нескольких лет роста, наблюдается снижение объемов привлечения иностранной рабочей силы: в 2009 г. по сравнению с 2008 г. примерно на 11%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. - еще на 13,6%.39 Таким образом, общая численность иностранных граждан, легально работавших в стране в 2010 г. составляла 1 млн. 640 тыс. человек, и впервые «спустилась» ниже уровня 2007 г.40 (рис. 2).
Рисунок 2.41 Динамика численности иностранной рабочей силы в Российской Федерации за 2005 - 2010 годы (человек)
С 2011 изменились правила регистрации. В статистический учет долгосрочной миграции населения стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более (ранее – на 1 год и более). Изменение критерия долговременной миграции – снижение минимального срока пребывания с 1 года до 9 месяцев – привело к значительному увеличению, прежде всего, числа прибывающих и чистой миграции. Изменение правил учета долгосрочной миграции (влияющей на численность постоянного населения), по всей видимости, было, в определенной мере, связано со стремлением полнее учесть реальные потоки миграции. Такие попытки предпринимались и раньше – при текущей оценке численности населения в 2004-2010 года (табл. 1), - однако оказались недостаточными. Всероссийская перепись населения 2010 года зафиксировала более миллиона мигрантов, не попавших в текущий статистический учет, - численность постоянного населения России, по итогам ВПН-2010, оказалась
на 1008 тысяч человек, или 0,7% больше, чем оценивалось по данным текущего учета (в 2002 году отклонение составило 1851 тысячу человек, или 1,3%).42
По предварительным данным
ВПН-2010, население России увеличилось
по сравнению с данными
По данным текущего учета за 2003-2010 годы совокупный миграционный прироста составил 1405,2 тысячи человек.43 ( таблица 7)
Таблица 7. Оценки миграционного прироста населения России, 2003-2011 годы, тысяч человек
Оперативный учет международной миграции* |
Годовая разработка данных о миграции | ||
по данным регистрации по месту жительства** |
оценочные данные об итогах миграции*** | ||
2003 |
35,1 |
43,9 |
93,1 |
2004 |
39,4 |
41,3 |
98,9 |
2005 |
107,4 |
107,4 |
125,9 |
2006 |
132,3 |
132,3 |
154,5 |
2007 |
239,9 |
239,9 |
258,2 |
2008 |
242,1 |
242,1 |
257,1 |
2009 |
247,4 |
247,4 |
259,4 |
2010 |
158,1 |
158,1 |
- |
2011 |
106,7 |
- |
- |
2003-2010 |
1201,8 |
1212,5 |
1405,2 |
В течение всего рассматриваемого периода выделяется несколько государств, наиболее активно поставляющих работников в Российскую Федерацию. К ним относятся Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Китай, Вьетнам, Турция.
Наиболее высокими темпами росла численность иностранной рабочей силы из республик Средней Азии (Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). В 2005 г. на долю этих трех государств приходилось 16,8% общего миграционного потока в Россию и более 34,3% из стран СНГ. В 2006 г. эти показатели выросли до 23,4% и 44%, соответственно. В 2007 г. они уже составляли 41% и 61%. По итогам 2010 года граждане этих трех государств составили 55% от числа всех легальных иностранных работников в России и 72% от работников из СНГ.44 Таким образом, отмечается существенное усиление азиатской составляющей трудовой миграции.45 (рис. 3).
Рисунок 3.46 Страны - наиболее крупные экспортеры иностранной рабочей силы в Россию в 2010 г.
Миграция в зависимости от ее объема, скорости и качественных характеристик, может быть как благом, так и проблемой для любой страны. Так последствия миграционных потоков в России имеют двоякий характер.
Негативными последствиями миграции в РФ являются:
• Вынужденные переселенцы и беженцы. По данным ФМС России, на 1 октября 2011 года в стране насчитывалось 91,6 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Около 35% из них (31,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 16% (14,3 тыс.) - Грузии, 13% (11,4 тыс.) - Узбекистана, 6,8% (6,2 тыс.) - Таджикистана. Более 21 тыс. человек (23%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.47
• Незаконная миграция. Анализ миграционных процессов в России за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится до 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов)48.
• Рост преступности. Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками. За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный вес мигрантов в общем числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7 %, то в 2011 – 2012 годах – уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).48 (таблица 7).
Таблица 7. Динамика преступности 2011-2012 гг.
Годы |
Особо тяжкие преступления |
Тяжкие |
Убийства |
Покушения на убийства |
2011 г. |
4439 |
11235 |
567 |
45 |
2012 г. |
3812 |
7608 |
439 |
50 |
По данным МВД России, в 2011 году по расследованным уголовным делам было выявлено 29937 человек – иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, против 28650 человек за 2001 год (больше на 4,5 %).Наибольшее число преступлений на территории России за 2011 год было совершено иностранными гражданами стран, указанных в следующей таблице.49 (таблица 8).
Информация о работе Теоритические основы анализа миграции рабочей силы