Теория человеческого капитала. Измерение и оценка человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Отражением стремительных изменений в производительных силах общества после 2-й Мировой войны стала теория человеческого капитала, становление которой приходится на середину XX века. Теория приобела необыкновенную популярность на Западе, а ее разработчики Шульц и Беккер были удостоены Нобелевской премии по экономике. Нашлись ответы на многие «трудные» вопросы о роли человека в производстве.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........
3
Глава 1. Теория человеческого капитала …………………………………........
5
1.1. Понятие человеческого капитала…………………………………….
5
1.2. Генезис теории………………………………………………………..
8
Глава 2. Подходы к измерению и оценки человеческого капитала……………
11
2.1. Натуральные индикаторы……………………………………………
11
2.2. Измерение человеческого капитала на основе оценки прошлых
усилий …………………………………………………………………

14
2.3. Измерение человеческого капитала на основе оценки отдачи…….
17
Глава 3. Человеческий капитал России………………………………………….
20
Заключение………………………………………………………………………..
23
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Измерение и оценка человеческого капитала (Курсовая).docx

— 58.30 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  институт электронной техники

(технический университет)

Институт экономики, управления и права

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

«Экономическая теория»

 

 

Тема: «Теория человеческого капитала. Измерение и оценка человеческого капитала»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

ЭУ-11 Пронюк С. В.

 

Научный руководитель:  

к.э.н., доцент Ермошина Г. П.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........

3

Глава 1. Теория человеческого капитала …………………………………........

5

           1.1. Понятие человеческого капитала…………………………………….

5

           1.2. Генезис теории………………………………………………………..

8

Глава 2. Подходы к измерению  и оценки человеческого капитала……………

11

2.1. Натуральные индикаторы……………………………………………

11

           2.2. Измерение человеческого капитала  на основе оценки прошлых

                  усилий …………………………………………………………………

 

14

           2.3. Измерение человеческого капитала  на основе оценки отдачи…….

17

Глава 3. Человеческий капитал  России………………………………………….

20

Заключение………………………………………………………………………..

23

Список используемой литературы………………………………………………

25


 

 

Введение

Отражением стремительных  изменений в производительных силах  общества после 2-й Мировой войны  стала теория человеческого капитала, становление которой приходится на середину XX века. Теория приобела необыкновенную популярность на Западе, а ее разработчики Шульц и Беккер были удостоены Нобелевской премии по экономике. Нашлись ответы на многие «трудные» вопросы о роли человека в производстве.

 

Хотя эта теория была принята  далеко не единодушно, она по сей  день остается ведущей в своей  области, на ней основывается большинство  современных исследований. При этом многие методологические элементы концепции  до сих пор дискуссионны.  

 

Выдвижение человека в  центр современного воспроизводственного процесса нашло отражение в высоком росте популярности теории человеческого капитала. Особенность вклада человеческого капитала в экономический рост заключается в том, что он выступает  источником новых идей и инноваций, а также фактором, облегчающим их восприятие и распространение.

Анализ основных методов  оценки  интеллектуальных активов  показывает, что нет единой методики, позволяющей надежно оценить  совокупность интеллектуальных активов  компании. Кроме того, даже имеющиеся  методики не являются адекватным отражением справедливой стоимости интеллектуальных активов, и,  как правило, выражают стоимость оцениваемых компонентов  достаточно приближенно.

Человеческий капитал  — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Применение понятия «человеческого капитала » позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику. Согласно теории человеческого капитала совершенствование качественных характеристик человека в сферах образования и здравоохранения обеспечивает создание экономических ресурсов длительного пользования. Образование трансформирует рабочую силу, придавая ей способность к высококвалифицированному труду, а здравоохранение увеличивает срок и интенсивность использования накопленной индивидом способности к труду. Исходя из этих предпосылок, производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему обладателю получение в течение некоторого времени определенных доходов.

В этой работе я раскрыл  сущность человеческого капитала, рассмотрел генезис его теории, структуру и основные характеристики, изучил подходы к концепции человеческого капитала и способы его оценки. Я рассмотрел роль и качественные аспекты состояния человеческого капитала в России.

 

Глава 1. Теория человеческого капитала.

    1. Понятие человеческого капитала.

Для того, чтобы рассматривать теорию человеческого капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых понятий. Человеческий капитал, — в экономической науке, — способность людей к участию в процессе производства.

Человеческий капитал  подразделяется на:

  1. Общий человеческий капитал: знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.
  2. Специфический человеческий капитал: знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.
  3. Человеческий интеллектуальный капитал: капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

Итак, под человеческим капиталом  в экономике понимается имеющий  у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1. приобретенный запас  знаний, умений, навыков;

2. что этот запас целесообразно  использовать в той или иной  сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности  труда и производства;

3. что использование данного  запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в  будущем путём отказа от части  текущего потребления;

4. что увеличение доходов  способствует заинтересованности  работника, и это приводит к  дальнейшему инвестированию в  человеческий капитал;

5. что человеческие способности,  дарования, знания и т.д. являются  неотъемлемой частью каждого  человека;

6. и что мотивация является  необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства  (формирование, накопление, использование)  человеческого капитала носил  полностью завершенный характер.

Человеческий капитал, являясь  частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную  подготовку, здравоохранение, перемещение  рабочей силы1. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:

                         ЧК = Кз + Кк + Ко,

Где ЧК – человеческий капитал;

Ко – капитал образования;

Кз – капитал здоровья;

Кк – капитал культуры.

 

Экономисты при определении  понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности.

1. Человеческий капитал  является главной ценностью современного  общества, а также основополагающим  фактором экономического роста.

2. Формирование человеческого  капитала требует значительных  затрат как от самого индивидуума  так и от общества в целом.

3. Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.

4. Инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества вложения дают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект.

5. Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12 – 20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени.

 

    1. Генезис теории

Теория человеческого  капитала имеет отнюдь не простую  и весьма противоречивую историю.

С одной стороны, человеческий капитал как объективное экономическое  явление признавался ещё со времён А.Смита, К.Маркса и многих других представителей классической и пост-классической экономической теории. Смит писал, что основной капитал состоит не только из машин и оборудования, но и из полезных способностей членов общества, приобретение которых всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал. К.Маркс отмечает, что с точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем под этим основным капиталом понимается сам человек.

С другой стороны, в течение  длительного интервала времени  экономисты-теоретики применяли  в своих исследованиях не понятие  «человеческий капитал», а такие категории, как «труд» и «рабочая сила». Человеческий капитал признавался и признается как объективная реальность, существующая в мире экономических явлений, но человеческий капитал до сих пор не стал субъективной реальностью в соответствующих теоретических построениях и концепциях большинства представителей фундаментальной теоретической науки. Кроме того, даже среди немногих представителей экономической теории прошлого и настоящего нет согласия хотя бы относительно ключевых методологических положений, характеризующих человеческий капитал как сложное и противоречивое явление.

 Термин «человеческий капитал»,  впервые появился в работах Теодора Шульца, экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческий капитал». Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом». Он рассматривал человеческий капитал как накопленные в стране затраты на воспроизводство рабочей силы независимо от источника их покрытия.

Экономическая категория  «человеческий капитал» формировалась  постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к  труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным  фактором, с точки зрения экономической  теории. Считалось, что инвестиции в  воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к  человеческому капиталу и образованию  постепенно кардинально изменилось.

Так, С. Фишер дал следующее  определение ЧК: «Человеческий капитал  есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и  талант, а также образование и  приобретенную квалификацию». В  настоящее время и это определение  можно считать определением ЧК в  узком смысле.

Г. Беккер, пожалуй, первым перенес  понятие ЧК на микроуровень2. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки — упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14 % годовой прибыли.

В 1992 г. профессор экономики  и социологии Чикагского университета Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «Распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».

Особый вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии  и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, специальных  знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и  значимые особенности её продукции  и поведения на рынках, в конечном итоге, её ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и  корпорации, и они финансируют  её. Эти работы Беккера стали основой  создания современной теории фирмы  и конкуренции.

Беккер в своих работах  рассматривал работника как комбинацию одной единицы простого труда  и известного количества воплощенного в нём человеческого капитала. Его заработную плату (доход) — как  сочетание рыночной цены его простого труда и дохода от вложенных в  человека инвестиций. Причем, основную часть дохода работнику, по оценкам  Беккера, а также расчетам других исследователей, приносит именно человеческий капитал.

Информация о работе Теория человеческого капитала. Измерение и оценка человеческого капитала