Теория человеческого капитала. Измерение и оценка человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Отражением стремительных изменений в производительных силах общества после 2-й Мировой войны стала теория человеческого капитала, становление которой приходится на середину XX века. Теория приобела необыкновенную популярность на Западе, а ее разработчики Шульц и Беккер были удостоены Нобелевской премии по экономике. Нашлись ответы на многие «трудные» вопросы о роли человека в производстве.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........
3
Глава 1. Теория человеческого капитала …………………………………........
5
1.1. Понятие человеческого капитала…………………………………….
5
1.2. Генезис теории………………………………………………………..
8
Глава 2. Подходы к измерению и оценки человеческого капитала……………
11
2.1. Натуральные индикаторы……………………………………………
11
2.2. Измерение человеческого капитала на основе оценки прошлых
усилий …………………………………………………………………

14
2.3. Измерение человеческого капитала на основе оценки отдачи…….
17
Глава 3. Человеческий капитал России………………………………………….
20
Заключение………………………………………………………………………..
23
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Измерение и оценка человеческого капитала (Курсовая).docx

— 58.30 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Подходы  к измерению и оценки человеческого  капитала.

2.1. Натуральные  индикаторы.

В значительной части человеческий капитал формируется в системе формального образования. Поэтому  в качестве наиболее распространенных представительных оценок используются характеристики, связанные с образованием, прежде всего, среднее число лет обучения, накопленных населением той или иной страны.

При всей кажущейся простоте этого показателя его расчет на основе имеющихся статистических данных сопряжен с колоссальными техническими трудностями  и в зависимости от выбранной  комбинации методов приводит к различным  результатам. Первичные данные о  продолжительности образования  доступны только для некоторых стран, где они собираются в рамках переписей  населения, т.е. примерно раз в 10 лет.

Для многих других стран, в  том числе для России такие  данные отсутствуют. В рамках переписи задается только вопрос об уровне образования (начальное, неполное среднее, полное среднее  и т.д.). Опираясь на них и на данные о продолжительности обучения в  рамках каждой ступени, можно примерно рассчитать совокупное число лет  обучения и соответствующие среднедушевые  показатели для лет проведения переписей. Далее применяется так называемый метод непрерывной инвентаризации, с помощью которого число лет  обучения в каждой последующей временной  точке корректируется на основе данных потока: охвата образованием представителей различных возрастных категорий, доли отчисленных, второгодников, смертности в различных возрастах и т.д.

Процедура эта довольно трудоемкая. К тому же незначительные изменения  в применяемой методике, как правило, связанные с недостатком (скудостью) доступных корректирующих данных, обычно приводят к существенным расхождениям итоговых оценок. И все же в рамках мэйнстрима среднее число накопленных лет образования считается «самой продвинутой» представительной оценкой ЧК и широко применяется при построении межстрановых регрессионных моделей, пытающихся (как правило, не очень успешно)  оценить связь образования и экономического роста.

Наиболее популярными  рядами данных о среднем числе  лет обучения, которые впрочем  довольно сильно отличаются друг от друга, являются оценки Бэрроу и Ли и Коэна и Де Сото (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика среднего числа лет обучения в некоторых  странах

 

1970

1980

1990

2000

 

Бэрроу и Ли

Коэн и де Сото

Бэрроу и Ли

Коэн и де Сото

Бэрроу и Ли

Коэн и де Сото

Бэрроу и Ли

Коэн и де Сото

США

9,53

11,27

11,86

12,19

11,74

12,62

12,05

12,63

Новая Зеландия

9,72

9,87

11,47

10,72

11,25

11,02

11,74

12,09

Великобритания

7,66

10,32

8,27

11,57

8,77

12,28

9,42

13,12


 

Германия 

8,053

11,14

9,641

12,65

9,711/ 9,87

13,21

10,20

12,95

Франция

5,68

8,02

6,69

9,34

6,95

10,36

7,86

10,73

Корея

4,91

6,82

7,91

9,11

9,94

11,00

10,84

12,34

Бразилия

3,31

3,69

3,11

4,27

4,02

6,53

4,88

7,50

Индия

2,27

1,95

3,27

2,61

4,10

3,15

5,06

4,34

Китай

4,38

3,10

4,76

4,10

5,85

5,06

6,35

5,96

Россия

9,142

-

9,232

-

10,502

-

10,03

-


 

С одной стороны, натуральный индикатор непригоден в качестве основы для измерения совокупного запаса ЧК. Прямое суммирование числа лет образования неизбежно даст искаженную характеристику агрегированного запаса национального ЧК: запас двух работников, каждый из которых учился всего 6 лет, будет равен запасу одного работника с полноценным двенадцатилетним образованием, что неверно.

С другой стороны, он не учитывает  структуру распределения человеческого  капитала среди населения, не делает поправок на его разнородность, игнорирует проблемы качества образования и  его соответствия потребностям экономики.

 

2.2. Измерение человеческого капитала на основе оценки прошлых усилий

Измерение человеческого капитала на основе осуществленных в прошлом усилий концентрирует внимание на наиболее продуктивном, инвестиционном аспекте теории человеческого капитала. Однако применение этого метода требует решения вопроса о том, какие именно затраты на индивидуальном уровне, уровне фирмы и макроуровне следует рассматривать как инвестиции в этот вид нематериального богатства.

Здесь возможны два крайних  подхода, которые комбинируются  различным образом, давая бесконечное  разнообразие конкретных методик. В  соответствии с первым из них затраты  на производство ЧК приравниваются к  затратам на воспроизводство человека как физического и социального  существа. Второй подход относит большую  часть этих затрат к потреблению, выделяя в качестве инвестиций лишь те, которые увеличивают производительные способности людей.

Согласно первому подходу  к инвестициям в человеческий капитал относятся все (или большая часть) затрат, направленных на поддержание жизнедеятельности человека. Впервые такой подход был применен Энгелем в 1883 г., рассчитывавшим запас ЧК как сумму затрат семьи на воспитание и поддержку детей до достижения ими возраста 25 лет (именно к этому возрасту, по мнению Энгеля, в основном завершается формирование личности и производительных способностей человека).

Второй крайний подход, которого до недавнего времени на практике придерживалось большинство  исследователей, изначально концентрирует  внимание на образовании и накоплении производственного опыта, причем, прежде всего, на вложениях в формальное образование. На основе данных  о  продолжительности образования  в рамках каждой ступени обучения и об удельных затратах на его получение, можно посчитать примерную ценность национального фонда образования. Аргументы в пользу такого подхода состоят в том, что затраты на формальное образование относительно легко учитываемы и представляют собой самый очевидный и наглядный элемент инвестиций.

Однако фонд образования  отражает хотя и весомую, но все же только часть ЧК, накопленного населением страны. Косвенным эмпирическим подтверждением того, что весомая часть ЧК накапливается  вне системы формального образования  – в процессе семейного воспитания, неформального общения, на работе и  т.д., являются расхождения представительных оценок ЧК, отталкивающихся от параметров образования, с одной стороны, и  непосредственно от навыков и  компетенций населения – с  другой, рассмотренные выше.

Классической версией  комбинированного подхода, учитывающей  в качестве элемента запаса ЧК затраты  на физическое воспроизводство человека, является расчет Кендрика. Кендрик применяет двойную классификацию совокупного общественного богатства, разделяя его, с одной стороны на осязаемое и неосязаемое, с другой – на воплощенное в человеке (ЧК) и отделенное от него. В качестве элемента инвестиций в так называемый «осязаемый человеческий капитал» Кендрик выделяет затраты на воспитание  детей до 14-летнего возраста. К неосязаемым инвестициям в человека он относит затраты на улучшение качества и повышение производительности трудовых ресурсов. Они включают расходы на здравоохранение и охрану труда, образование и профессиональную подготовку, а также так называемые упущенные выгоды – потерянные заработки студентов, которые они могли бы получить, если бы предпочли отдать свое время не учебе, а работе.

Среди исследователей существуют большие расхождения во взглядах на то, какие затраты следует считать инвестициями в человеческий капитал, а какие относить к потребительским расходам, обеспечивающим текущее воспроизводство рабочей силы или потребности человека как личности, не связанные непосредственно с его производственной деятельностью. Так как процедур эмпирической  проверки вклада тех или иных затрат в увеличение производительных способностей человека пока что нет и вряд ли они появятся в обозримом будущем, исследователи классифицируют потребительские и социальные расходы на потребление и на инвестиции в соответствии со своими собственными предпочтениями. Например, Кендрик относит к инвестициям в ЧК 50% национальных расходов на здравоохранение и программы охраны труда.

Уязвимая сторона подсчета ЧК на основе учета прямых затрат связана с интерактивностью процесса образования. В отличие от накопления традиционного капитала, производство человеческого капитала предполагает не только инвестирование материальных и финансовых ресурсов, но и значительный вклад собственного труда тех, на кого направлены эти инвестиции. Отсюда следует, что индивидуальные результаты накопления в случае человеческого капитала значительно менее предсказуемы, чем при инвестировании в традиционные виды активов. Равные объемы финансовых инвестиций могут иметь результатом формирование различных объемов ЧК.

Большинство подсчетов инвестиций в ЧК не учитывают затраты, не имеющие денежного эквивалента, прежде всего нерыночные виды деятельности, связанные с воспитанием детей в семье, а также собственный труд учащихся в ходе образовательного процесса. Своеобразной попыткой компенсировать этот пробел является включение в состав инвестиций теневого компонента – гипотетических потерянных заработков учащихся.

Потерянные заработки  включаются практически во все расчеты  запаса человеческого капитала, выполненные  на основе метода совокупных инвестиций.

 

2.3. Измерение запаса человеческого капитала на основе оценки отдачи

Наряду с апелляцией к  отсутствию прямой связи между целевыми инвестициями в человека и увеличением  запаса его навыков и компетенций, сторонники измерения человеческого  капитала на основе его прогнозируемой отдачи выдвигают еще один аргумент в пользу большей научной обоснованности их подхода в сравнении с теми, кто отталкивается от затрат. Он состоит в том, что учитывать, измерять и оценивать в качестве капитала накопленное в человеке нематериальное (неосязаемое) богатство  имеет смысл лишь в той мере, в которой оно задействовано  в экономике и соответственно, приносит ощутимые выгоды своим обладателям. В этой связи некоторые авторы вводят понятие «работающий человеческий капитал», объясняя свой подход следующим  образом: «Для того чтобы повысить национальный запас человеческого капитала недостаточно обучить людей. Нужно, чтобы люди имели работу, позволяющую им применить  полученные знания и навыки, воплотить  их в приросте общественного продукта, а не растратить в результате безработицы  или ухода в экономическую неактивность»

Исторически подход к оценке ЧК на основе отдачи идет от Петти и Фара4,  впервые применивших широко используемый сегодня метод суммирования пожизненных заработков. Расчет Петти был очень прост: ценность населения определялась как произведение его годового дохода на среднюю продолжительность трудовой жизни, которую Петти оценил в 20 лет. Фар применил более изощренную методологию. Во-первых, он подсчитывал так называемый чистый эффект человеческого капитала – трудовой доход за вычетом суммы, требуемой но покрытие наиболее насущных нужд (прожиточного минимума), во-вторых, учитывал различия в ожидаемой продолжительности жизни в зависимости от возраста, в-третьих, применял процедуру дисконтирования будущих заработков.

Исследователи, конечно, отдают себе отчет в том, что обладание  человеческим капиталом приносит не только денежные, но и неденежные выгоды. Наиболее существенными из них являются снижение риска безработицы, более высокая удовлетворенность содержанием и условиями труда, лучшие перспективы карьеры. Существуют и весомые выгоды, лежащие вне сферы труда и занятости и вне сферы рыночных отношений. В их числе, например, эмпирически подтвержденный факт, что обладатели больших запасов образовательного капитала в среднем обладают лучшим здоровьем и имеют большую продолжительность жизни. 

Таким образом, исследователи, пытающиеся измерить масштабы накопленного человеческого капитала, приравняв их к потоку будущих выгод, также сталкиваются с серьезными методологическими трудностями. Неизбежность отклонений, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения реальных запасов при такой методологии связаны с наличием нескольких рядов искажений.

Ключевой их них — множественность факторов, влияющих на заработную плату и трудовые доходы, трудностью разграничения доходов на человеческий капитал и другие факторы производства. Это ставит под сомнение саму принципиальную возможность оценки величины ЧК на основе капитализации отдачи от него. В то же время отдача зависит не только от размеров и качества самого блага (в данном случае – накопленных в человеке знаний, навыков, компетенций), но и от внешних по отношению к нему обстоятельств, – от параметров спроса, экономических и институциональных условий. При этом возможны две принципиально различные причины его недооценки (или реже переоценки). Во-первых, человеческий капитал может не использоваться (например, в период безработицы), недоиспользоваться (неполная занятость) или использоваться непроизводительно (на рабочих местах, не требующих имеющихся у работника  навыков и компетенций). Во-вторых, отдача от индивидуальных вложений может по-разному распределяться между собственником ЧК, собственниками/менеджерами предприятия, где этот капитал реализуется, и обществом/государством. Во многом это зависит от соотношения классовых сил, развитости институтов защиты прав субъектов трудовых отношений и т.п. Иными словами, ожидаемые работником выгоды могут не доходить до него, теряясь в посредствующих звеньях.

Информация о работе Теория человеческого капитала. Измерение и оценка человеческого капитала