Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:19, реферат
Цель работы заключается в изучении сущности финансовой системы государства и определении ее состава и структуры на основе анализа литературы по данной теме.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие основные задачи:
проанализировать различные подходы к трактовке финансовой системы;
рассмотреть критерии классификации и принципы построения финансовой системы;
показать структуру финансовой системы и дать характеристику ее элементам;
рассмотреть точки зрения представителей финансовых школ по вопросу состава и структуры финансовой системы;
рассмотреть проблемы развития финансовой системы;
высказать собственное мнение и отношение, а также сделать доказательные выводы по рассматриваемым вопросам.
3. Сфера финансов домашних хозяйств. Ее основу составляют финансы отдельных семей (граждан). Основной целью финансов этой сферы является формирование доходной части общесемейных бюджетов (бюджетов отдельных граждан) и использование этих доходов на цели текущего потребления и накопления. При этом средства, предназначенные для накопления, могут быть инвестированы гражданами в различные виды доходных финансовых инструментов, объекты тезаврации и т.п.
Все три сферы финансовой системы страны находятся между собой в тесной взаимосвязи [, c.24-25].
III. По
звеньям формирования и
1. Государственная бюджетная система. Ее основу составляют государственный бюджет и местные бюджеты.
Государственный бюджет выступает ведущим звеном сферы государственных финансов. Он представляет собой форму образования и использования централизованного денежного фонда в целях обеспечения выполнения государством своих основных функций.
Местные бюджеты (бюджеты отдельных территориальных образований и муниципальных органов) формируют денежные фонды местных органов власти, используя их на комплексное экономическое и социальное развитие регионов.
2. Система государственных (внебюджетных) целевых фондов. Они представляют собой централизованные денежные фонды строго целевого предназначения для решения конкретных проблем, которые обеспечивают финансирование расходов, не включаемых в бюджет.
3. Система
государственного кредита.
IV. По институциональной структуре участников распределительного процесса в общей финансовой системе государства характеризуют систему органов управления финансами отдельных уровней, а также финансовых институтов, задействованных в распределении совокупного общественного продукта [9, c.28].
Таким образом, в рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с созданием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателей, и государства, и предназначены для выполнения ими хозяйственных и управленческих функций. Финансовые отношения пронизывают действия людей во всех сферах их деятельности, являются их органичной частью. Финансы, как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. Каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему.
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика
Сложность
и многогранность финансовых отношений
обусловливает необходимость
Включение третьей сферы в состав финансовой системы связано с необходимостью сближения взглядов ученых-экономистов и практиков-управленцев. Эта сфера называется институциональной структурой финансовой системы или органами управления.[Приложение Б]
В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.
Децентрализованные финансы. Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы обеспечивают регулирование экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и домохозяйств.
Финансы хозяйствующих субъектов состоят из двух подсфер:
По отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:
В непроизводственной подсфере различают следующие звенья:
Решающую
роль в национальной экономике государства
занимают финансы предприятий
Так,
каждое предприятие в процессе своей
производственно-хозяйственной
Каждый из формируемых на предприятии сферы материального производства денежных фондов имеет определенное назначение и порядок формирования.
Финансы предприятий — это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их распределения и использования.[19, c.7]
Сегодня
имеет место имущественная
Сегодня государство может вмешиваться в деятельность предприятия следующим образом:
В зависимости от формы собственности различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и частной собственности [19, c.62].
С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.
Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. [7, с. 46]
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме: хозяйственных товариществ и обществ; производственных кооперативов; унитарных предприятий; крестьянских (фермерских) хозяйств. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия. Финансовые средства предприятий используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала во всех его формах.
Финансы коммерческих предприятий (организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом.
Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров. [34, с. 18]
В условиях
рыночной экономики финансовые отношения
предприятий, организаций могут
эффективно функционировать на основе
ряда принципов (самостоятельности
в принятии хозяйственных решений,
самофинансированной
Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.
Согласно гражданскому кодексу Республики Беларусь некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации
До недавнего времени
финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.) [19, c.64].
Централизованные финансы — это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства. Централизованные фонды мобилизируют ресурсы в бюджетную систему, распределяют их и перераспределяют между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.
Государственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.
В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты); государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит. [34, с. 19]
Государственный
бюджет – совокупность объективных
экономических отношений, возникающих
по поводу образования, распределения
и использования основного
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходная и расходная. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. Основным источником формирования бюджета являются налоги. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Собранные доходы используются на развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.д.
Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы он все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, оказания социальной поддержки отдельным слоям населения, развития рыночных отношений. Так, в частности, средства государственного бюджета участвуют в развитии и укреплении предпринимательских структур, приватизации государственной собственности» развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.