Теория финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в изучении сущности финансовой системы государства и определении ее состава и структуры на основе анализа литературы по данной теме.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие основные задачи:
проанализировать различные подходы к трактовке финансовой системы;
рассмотреть критерии классификации и принципы построения финансовой системы;
показать структуру финансовой системы и дать характеристику ее элементам;
рассмотреть точки зрения представителей финансовых школ по вопросу состава и структуры финансовой системы;
рассмотреть проблемы развития финансовой системы;
высказать собственное мнение и отношение, а также сделать доказательные выводы по рассматриваемым вопросам.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 50.22 Кб (Скачать файл)

3. Сфера  финансов домашних хозяйств. Ее  основу составляют финансы отдельных семей (граждан). Основной целью финансов этой сферы является формирование доходной части общесемейных бюджетов (бюджетов отдельных граждан) и использование этих доходов на цели текущего потребления и накопления. При этом средства, предназначенные для накопления, могут быть инвестированы гражданами в различные виды доходных финансовых инструментов, объекты тезаврации и т.п.

Все три  сферы финансовой системы страны находятся между собой в тесной взаимосвязи [, c.24-25].

III. По  звеньям формирования и использования  денежных фондов в сфере государственных финансов выделяются:

1. Государственная  бюджетная система. Ее основу  составляют государственный бюджет и местные бюджеты.

Государственный бюджет выступает ведущим звеном сферы государственных финансов. Он представляет собой форму образования и использования централизованного денежного фонда в целях обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Местные бюджеты (бюджеты отдельных территориальных образований и муниципальных органов) формируют денежные фонды местных органов власти, используя их на комплексное экономическое и социальное развитие регионов.

2. Система государственных (внебюджетных) целевых фондов. Они представляют собой централизованные денежные фонды строго целевого предназначения для решения конкретных проблем, которые обеспечивают финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

3. Система  государственного кредита. Государственный  кредит выделяется в самостоятельное  звено сферы государственных финансов в силу присущих ему специфических форм финансово-кредитных отношений. Он представляет собой систему денежных отношений государства с юридическими и физическими лицами, в процессе которых государство выступает как заемщик денежных средств или кредитор. Мобилизуемые с помощью государственного кредита временно свободные денежные средства используются для финансирования экономических и социальных программ [, c.26-27].

IV. По  институциональной структуре участников распределительного процесса в общей финансовой системе государства характеризуют систему органов управления финансами отдельных уровней, а также финансовых институтов, задействованных в распределении совокупного общественного продукта [9, c.28].

Таким образом, в рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с созданием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателей, и государства, и предназначены для выполнения ими хозяйственных и управленческих функций. Финансовые отношения пронизывают действия людей во всех сферах их деятельности, являются их органичной частью. Финансы, как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. Каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Сферы и звенья финансовой  системы, их характеристика

 

 

Сложность и многогранность финансовых отношений  обусловливает необходимость классификации  их по сферам функционирования, а последние по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений, финансовую систему можно представить как совокупность трех крупных сфер::

    • финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций различных форм собственности, или децентрализованные финансы;
    • общегосударственные финансы, или централизованные финансы.

Включение третьей сферы в состав финансовой системы связано с необходимостью сближения взглядов ученых-экономистов и практиков-управленцев. Эта сфера называется институциональной структурой финансовой системы или органами управления.[Приложение Б]

В зависимости  от ряда объективных факторов, существенно  влияющих на организацию финансовых отношений, формирование и использование  денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.

Децентрализованные  финансы. Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы обеспечивают регулирование экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и домохозяйств.

Финансы хозяйствующих  субъектов состоят из двух подсфер:

  • финансов предприятий материального производства;
  • финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы [19, c.61].

По отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:

  • финансы предприятий промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • строительства;
  • грузового транспорта;
  • связи;
  • торговли и заготовок и др.[Приложение В]

В непроизводственной подсфере различают следующие звенья:

  • финансы образования;
  • культуры и искусства;
  • здравоохранения и физической культуры;
  • науки и научного обслуживания;
  • пассажирского транспорта;
  • жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;
  • общественных организаций;
  • обороны страны и др. [Приложение Г]

Решающую  роль в национальной экономике государства  занимают финансы предприятий материального  производства, которые непосредственно  обслуживают производство, кругооборот  предприятий. Их роль возрастает с переходом  к рыночной экономике. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Так,  каждое предприятие в процессе своей  производственно-хозяйственной деятельности имеет денежные средства, из которых  формируются различные денежные фонды. Через эти фонды осуществляется:

    1. финансирование процессов производства и сбыта продукции, обеспечение расширенного воспроизводства и роста объемов выпуска продукции;
    2. освоение новой техники и ее внедрение в производственный процесс;
    3. стимулирование работников, что приводит к росту производительности труда;
    4. различные расчеты с бюджетом в виде уплаты налогов; с банков в виде выплаты процентов за кредит.

Каждый  из формируемых на предприятии сферы  материального производства денежных фондов имеет определенное назначение и порядок формирования.

Финансы предприятий — это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их распределения и использования.[19, c.7]

Сегодня имеет место имущественная обособленность предприятия от государства.

Сегодня государство  может вмешиваться  в деятельность предприятия следующим  образом:

  • государство устанавливает объекты и ставки налогообложения; нормы  отчислений во внебюджетные фонды; минимальный уровень оплаты труда; состав затрат, включаемых в себестоимость; определяет правила ведения бухгалтерского учета; вида учетной политики; способы начисления амортизации;
  • косвенным образом – через лицензирование; установление квоты на экспорт, на определенные виды сырья; таможенные тарифы, а также тарифы на энергоносители, транспортные перевозки; регулирует естественные монополии.

В зависимости  от формы собственности различают  финансы предприятий, учреждений и  организаций, основанных на   государственной  и частной собственности [19, c.62].

С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Коммерческими организациями являются те юридические  лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. [7, с. 46]

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме: хозяйственных товариществ и обществ; производственных кооперативов; унитарных предприятий; крестьянских (фермерских) хозяйств. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия. Финансовые средства предприятий используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала во всех его формах.

Финансы коммерческих предприятий (организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансовые  ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в  основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров. [34, с. 18]

В условиях рыночной экономики финансовые отношения  предприятий, организаций могут  эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности  в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской  деятельности и др.). Выполнение этих принципов определяет, стабильность всей финансовой системы.

Некоммерческие  организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Согласно  гражданскому кодексу Республики Беларусь некоммерческими организациями  признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут  осуществлять предпринимательскую деятельность, необходимую для достижения их уставных целей. [7, ст. 46]

До недавнего времени подавляющая  часть организаций непроизводственной сферы осуществляла некоммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли. Однако в последние годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности, В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить на три группы:

  • финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые организации и др.);
  • финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.);

финансы учреждений и организаций, полностью  финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.) [19, c.64].

 Централизованные  финансы — это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства. Централизованные фонды мобилизируют ресурсы в бюджетную систему, распределяют их и перераспределяют между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

Государственные финансы представляют собой систему  денежных отношений, связанных с  формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты); государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит. [34, с. 19]

Государственный бюджет – совокупность объективных  экономических отношений, возникающих  по поводу образования, распределения  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов и их расходование [16].

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходная и расходная. В доходной части бюджета содержатся источники  поступления средств и их количественные параметры. Основным источником формирования бюджета являются налоги. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Собранные доходы используются на развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.д.

Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы он все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, оказания социальной поддержки отдельным слоям населения, развития рыночных отношений. Так, в частности, средства государственного бюджета участвуют в развитии и укреплении предпринимательских структур, приватизации государственной собственности» развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.

Информация о работе Теория финансов