Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:19, реферат
Цель работы заключается в изучении сущности финансовой системы государства и определении ее состава и структуры на основе анализа литературы по данной теме.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие основные задачи:
проанализировать различные подходы к трактовке финансовой системы;
рассмотреть критерии классификации и принципы построения финансовой системы;
показать структуру финансовой системы и дать характеристику ее элементам;
рассмотреть точки зрения представителей финансовых школ по вопросу состава и структуры финансовой системы;
рассмотреть проблемы развития финансовой системы;
высказать собственное мнение и отношение, а также сделать доказательные выводы по рассматриваемым вопросам.
По размерам
доходной и расходной частей государственного
бюджет обычно судят об уровне экономического
развития страны и благосостояния населения.
При составлении
Внебюджетные и бюджетные фонды – это средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Создаются на определенный срок или действуют постоянно. Имеют строго целевое назначение. Формирование фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. [35, с. 9]
Их отличие от бюджета состоит в том, что они имеют строго целевую направленность. По своему общественному предназначению они в основном подразделяются на экономические и социальные.
В западных странах их
Они имеют строго целевое назначение, включая:
Состав этих фондов в Республике Беларусь ежегодно устанавливается законом «О республиканском бюджете» на ближайший год.
Количество целевых бюджетных фондов не является постоянным. Их перечень меняется в каждом конкретном году. В отдельные периоды в Республике Беларусь формировалось до 8 целевых бюджетных фондов. В 2012 году сформировалось 2 вида фондов:
Основным государственным внебюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения.
Работа коллектива Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2012 году направлена на выполнение главных задач:
Особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, а внешним — размещаемый в других странах.
Третьей (дополнительной) сферой финансовой системы является финансовый аппарат. К органам общего управления относятся Национальное собрание Республики Беларусь с палатой представителей и Советом Республики и совет Министров. В их функции входит формирование финансовой политики, утверждение финансового законодательства, осуществление общего контроля за его соблюдением. Органами оперативного управления являются Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. К органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.
Таким образом,
при построении финансовой системы
необходимо учитывать определенные
критерии классификации финансовых
отношений: статус и характер деятельности
субъектов финансовых отношений. В
зависимости от статуса субъектов
финансовых отношений выделяют сферы
финансовых отношений, а в зависимости
от характера их деятельности - отдельные
звенья сфер финансовой системы. В основе
построения финансовой системы лежат
такие принципы как принцип единства
и принцип функционального
Как отмечалось выше, в экономической литературе нет устоявшегося единого определения финансовой системы.
Так, согласно подходам большинства представителей московской и петербургской финансовых школ финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Однако вопрос о составе и структуре финансовой системы является дискуссионным.
В западной литературе преобладает узкая трактовка, согласно которой финансовая система понимается как совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Структура финансовой системы в этом смысле определена структурой финансовых институтов.
В белорусской научной литературе в понятие финансовой системы как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений включается и совокупность органов управления, организующих функционирование элементов финансовой системы.