Теория финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в изучении сущности финансовой системы государства и определении ее состава и структуры на основе анализа литературы по данной теме.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие основные задачи:
проанализировать различные подходы к трактовке финансовой системы;
рассмотреть критерии классификации и принципы построения финансовой системы;
показать структуру финансовой системы и дать характеристику ее элементам;
рассмотреть точки зрения представителей финансовых школ по вопросу состава и структуры финансовой системы;
рассмотреть проблемы развития финансовой системы;
высказать собственное мнение и отношение, а также сделать доказательные выводы по рассматриваемым вопросам.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 50.22 Кб (Скачать файл)

По размерам доходной и расходной частей государственного бюджет обычно судят об уровне экономического развития страны и благосостояния населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется  сбалансированности бюджета, т. е. расходы  не должны превышать доходы.

Внебюджетные  и бюджетные фонды – это средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Создаются на определенный срок или действуют постоянно. Имеют строго целевое назначение. Формирование фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. [35, с. 9]

Их отличие  от бюджета состоит в том, что  они имеют строго целевую направленность. По своему общественному предназначению они в основном подразделяются на экономические и социальные.

         В западных странах их достаточно  большое количество, они функционируют  на общегосударственном и региональном  уровнях. Возникновение этого  звена в финансовой системе  связано с тем, что внебюджетные  фонды в меньшей мере, чем бюджет, подвержены парламентскому контролю, поэтому исполнительная власть  заинтересована в их существовании  для улучшения маневренности  в использовании финансовых ресурсов.

Они имеют строго целевое назначение, включая:

  • мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;
  • финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;
  • материальное обеспечение обязательного медицинского страхования;
  • поддержку развития .приоритетных отраслей экономики и т.д. [19, c. 66]

Состав  этих фондов в Республике Беларусь ежегодно устанавливается законом  «О республиканском бюджете» на ближайший  год.

Количество  целевых бюджетных фондов не является постоянным. Их перечень меняется в  каждом конкретном году. В отдельные  периоды в Республике Беларусь формировалось  до 8 целевых бюджетных фондов. В 2012 году сформировалось 2 вида фондов:

  • Фонд национального развития;
  • Инновационные фонды.

Основным  государственным внебюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения.

Работа  коллектива Фонда социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь в 2012 году направлена на выполнение главных задач:

  • обеспечение в полном объеме сбора страховых взносов и иных платежей
  • своевременное финансирование выплат пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление профессионального пенсионного страхования. 
    Доходы и расходы ФЗСН представлены в Приложении Д.

Особую  роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования  государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, а внешним — размещаемый в других странах.

Третьей (дополнительной) сферой финансовой системы является финансовый аппарат. К органам общего управления относятся Национальное собрание Республики Беларусь с палатой представителей и Советом Республики и совет Министров. В их функции входит формирование финансовой политики, утверждение финансового законодательства, осуществление общего контроля за его соблюдением. Органами оперативного управления являются Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. К органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

Таким образом, при построении финансовой системы  необходимо учитывать определенные критерии классификации финансовых отношений: статус и характер деятельности субъектов финансовых отношений. В  зависимости от статуса субъектов  финансовых отношений выделяют сферы  финансовых отношений, а в зависимости  от характера их деятельности - отдельные  звенья сфер финансовой системы. В основе построения финансовой системы лежат  такие принципы как принцип единства и принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы.

Как отмечалось выше, в экономической литературе нет устоявшегося единого определения  финансовой системы.

Так, согласно подходам большинства представителей московской и петербургской финансовых школ финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных  сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Однако вопрос о составе  и структуре финансовой системы  является дискуссионным.

В западной литературе преобладает узкая трактовка, согласно которой финансовая система  понимается как совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Структура  финансовой системы в этом смысле определена структурой финансовых институтов.

В белорусской  научной литературе в понятие  финансовой системы как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений  включается и совокупность органов  управления, организующих функционирование  элементов финансовой системы.

 

 


Информация о работе Теория финансов