Теория экономического развития Й. Шумпетера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Не смотря на клиентоориентированную политику компании, Сум имеет некоторые проблемы. Вроде того, что опрос – анкету с множеством вопросов – они проводили лишь раз за все время существования компании.
Я могу порекомендовать фирме проводить подобные опросы раз в четыре месяца, к примеру. Их можно проводить как у себя на сайте, так и на специализированных форумах, самими крупными из которых являются англоязычных Den of Angels и русскоязычный Бжд-клаб.
Спрашивать стоит предпочитаемых мифических существ, цвета кожи, рост, выражения лица – люди в последнее время очень рады, что у Сум начали появляться улыбающиеся куклы.

Содержание работы

Глава 1. Теоретическая инноватика: исторические и юридические аспекты
1.1 Анализ кодекса 3
1.2 Биография Шумпетера 19
Глава 2. Вклад И.А. Шумпетера в теоретическую инноватику
2.1 Теория экономического развития 22
2.2 Сравнение современного взгляда и взгляда Шумпетера 29
Глава 3. Характеристика компании “SoOm” и рекомендации по инновационному развитию
3.1 Характеристика компании 34
3.2 Классификация инноваций 37
3.3 Рекомендации 39
Заключение 41
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Однако для того, чтобы иметь возможность осуществлять новые комбинаций, предпринимателю нужны не только определенные способности и энергия, ему необходима также «покупательная сила», которой он может обладать в виде дохода от предшествующей деятельности, а может и не обладать. Если предприниматель не обладает готовой покупательной силой, необходимой для реализации своего проекта, он должен ее у кого-нибудь «занять». Если ему это не удается, он не может быть предпринимателем. Поэтому первой потребностью предпринимателя, говорит Шумпетер, является потребность в кредите.

Стимулом новаторства служит предпринимательская прибыль, ее источник - рост доходов или уменьшение издержек в результате инновации. Шумпетер приводит такой пример. Допустим, что кто-то начал использовать ткацкий станок вместо ручного труда. «Отсюда возникает разница между выручкой, измеряемой посредством цен, которые сформировались как цени устойчивого равновесия спроса и предложения в условиях повсеместного применения ручного труда, и затратами, которые в расчете на единицу продукции у данного предприятия существенно ниже, чем у всех остальных».

Одна из основных особенностей предпринимательской прибыли (дохода тех, кто осуществил новую комбинацию) состоит в -ее не усредняемости. Для нее не действует закон равенства цен издержкам и закон предельной производительности. Другая ее важнейшая черта - недолговечность. Она исчезает, как только новаторская форма производства превращается в традиционную. Данная инновация, если она достаточно успешна, начинает использоваться другими и получает широкое распространение.

Макроэкономическим результатом широкого использования инновации является то, что экономика выходит из прежнего состояния равновесия, поскольку условия ее функционирования становятся другими. Постепенно новые цены сравняются с новыми издержками, предпринимательская прибыль исчезнет, а экономика перейдет в новое равновесное состояние. Переход экономики из одного равновесия в другое в результате действий новаторов и есть, собственно, то, что Шумпетер называет экономическим развитием.

Шумпетер специально подчеркивает, что смысл экономического развития заключается не в новом состоянии равновесия, а в переходе к нему, поскольку любое новое состояние равновесия все равно будет разрушено.

Поэтому рыночная экономика, в которой действуют предприниматели, «не является и не может быть стационарной и не растет устойчивыми темпами. Она непрерывно революционизируется изнутри благодаря новому предпринимательству, т. е. благодаря внедрению в существующую на каждый данный момент времени промышленную структуру новых товаров, новых методов производства или новых коммерческих возможностей. Любые существующие структуры, равно как и все условия функционирования бизнеса, находятся в непрерывном процессе изменения. Любая сложившаяся ситуация подрывается... В этом беспорядке конкуренция действует абсолютно иным образом, нежели в условиях стационарного процесса... Возможности получения доходов благодаря производству новых предметов или тех же предметов, но более дешевым способом непрерывно материализуются и требуют новых инвестиций. Эти новые продукты и новые методы конкурируют со старыми продуктами и методами не на равных условиях; первые имеют решающие преимущества, означающие возможную смерть для вторых. Так осуществляется «прогресс»».

Поскольку, далее, производимый новатором продукт уникален, то каждый новатор является одновременно и монополистом (обратное неверно: можно быть монополистом, не будучи новатором). Монополию, обеспечивающую временную сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Шумпетер называет эффективной. Сверхприбыль эффективной монополии, в отличие от обычной монопольной сверхприбыли, исчезает по мере того, как однажды использованные нововведения распространяются по всей экономике. Для получения новой сверхприбыли необходимы новые инновации, и так далее до бесконечности. Каждая эффективная монополия преследует свои частные интересы, но результатом, как и при совершенной конкуренции, является выигрыш всего общества.

 

2.2 Сравнение современного и  взгляда Шумпетера

 

Основная идея теории, выдвинутой австро-американским экономистом Йозефом Шумпетером, состоит в том, что развитие экономики основывается на внедрении новинок, инноваций. По Шумпетеру, инновации есть «использование существующих источников новыми способами». Инновации – это новые продукты, новые технологии, новая организация промышленного производства, открытие новых рынков. Источником развития служат внутренние процессы, новые комбинации производственных факторов на основе инноваций. 

 

 

   

 

Нововведения по Шумпетеру  

 

Главной фигурой, осуществляющей новые производственные комбинации, является предприниматель, по терминологии Й. Шумпетера – «новатор». Это не обязательно собственник, но человек, способный к творчеству, риску, достижению успеха. Его основные качества – постоянный поиск, использование нововведений в производстве, хозяйственной деятельности.

Стимулом для предпринимательской деятельности служит прибыль, которая возникает только при внедрении новых производственных комбинаций. В обычных условиях прибыли нет. Условием для новаторских устремлений предпринимателя служит «эффективная конкуренция» (конкуренция новых продуктов, новых форм организации и т.д.). Положительную роль в этом случае может играть монополия, монопольное положение на рынке автора и организатора нововведений.

Согласно утверждению Шумпетера, предпринимательская функция неразрывно связана с новшествами. Осуществление новых комбинаций – «дело сложное и доступное лишь людям, обладающим определенными качествами».

«Основной импульс, который приводит капиталистический механизм в движение и поддерживает его на ходу, исходит из новых потребительских благ, новых методов производства и транспортировки товаров, новых рынков и новых форм экономической организации, которые создают капиталистические предприятия».

Производить, по Шумпетеру, значит комбинировать вещи и силы, создавать комбинации из этих вещей и сил. Производство – это экономическая, а не техническая сфера деятельности. Экономические и технические методы зачастую не совпадают.

В процессе развития старые продукты и прежние формы производства вытесняются. Происходит процесс «созидательного разрушения». Процветание (новинки!) сменяется депрессией. Постепенно складывается новая основа экономической организации. К ней приспосабливаются фирмы. Развитие экономики на основе нововведений принимает циклический характер.

Таковы «теория инноваций», принцип «созидательного разрушения», «теория экономического развития», обосновываемые Шумпетером в его работах.

 

Центральной работой современного эволюционного направления стала книга Р. Нельсона (одного из основоположников концепции НИС) и С. Уинтера «Эволюционная теория экономических изменений», вышедшая в 1982 г. Авторы предложили ряд моделей, описывающих реакцию фирм и отраслей на изменение рыночных условий, технологические и институциональные изменения, происходящие во внешней среде.

Критикуя неоклассический подход, основанный на идеальных моделях конкуренции, в основе которых лежит рассмотрение экономических агентов в статическом состоянии на данный момент времени, или сравнение одних и тех же агентов в разное время, Нельсон и Уинтер обращают свое внимание на характер, причины изменений и их последствия. Они подчеркивают и такие недостатки неоклассического анализа как предположения о совершенном знании (вернее отсутствие факторов неопределенности, асимметричности информации участников рынка), заданность производственных функций фирм и предпочтений индивидов, ориентированных только на принцип максимизации прибыли, дохода. В динамической эволюционной модели фирмы ее характеристики меняются во взаимодействии с ситуацией на рынке. Реакция фирмы на изменение экзогенных условий - спроса и предложения, доступа к капиталу, изменяет ее производственные характеристики, показатели прибыли. В результате поиска и отбора оптимальных для фирмы условий выживания в данных условиях, а затем приспособления к новым условиям происходит ее эволюция. Если направление эволюции с точки зрения соответствия изменению внешних условий выбрано правильно, фирма обеспечивает себе выживание, в процессе которого фирма может уничтожать конкурентов, отбирая у них долю рынка или доступ к ресурсам. Другой вариант выживания - создание новых рыночных условий, новых рынков, доступ к новым источникам сырья, повышение прибыли за счет снижения издержек. Этот вариант обеспечивается на пути технического прогресса.

Шумпетер был знаком с работами российского экономиста Н.Кондратьева, предложившего историческую периодизацию экономической жизни по длинным волнам (циклам) продолжительностью примерно пятьдесят лет. Для эмпирического доказательства существования больших циклов Кондратьев исследовал движение индексов товарных цен, курсов некоторых ценных бумаг, депозитов, заработной платы в ряде отраслей, внешнеторговых оборотов, добычи и потребления угля и производства чугуна и свинца (на материалах Англии, Франции, Германии, США). Кондратьев получил тренды, которые обнаруживали явно выраженный циклический рисунок с периодичностью в 50-60 лет. Это позволило выделить следующие циклы в динамике мировой экономики:

  • конец 80-х годов ХVШ века - 40-е годы ХIХ века,
  • середина 40-х - конец ХIХ века
  • конец ХХ века - 1920 г. (повышательная фаза).

Й.Шумпетер, принимая в целом подход Кондратьева, настаивал на инновационной природе длинных циклов. Несмотря на уникальность условий каждого цикла с точки зрения климатических условий и изменения продуктивности сельского хозяйства, условий торговли и добычи природных ресурсов, динамики цен и ставок процентов, главные причины экономических флуктуации он видел в другой плоскости. Основные факторы развития - инновации, то есть коммерчески успешные изобретения, которые осуществляют новаторы и предприниматели. Шумпетер развил гипотезу Кондратьева, представив экономическое развитие как последовательность восходящих пульсаций, обусловленных распространением соответствующих кластеров взаимосвязанных нововведений. Этот процесс саморегулирую-щийся и имеет характерную форму волны.

Современное эволюционное направление представляет экономическое развитие как неравномерное, неравновесное, в единстве технологических, экономических, политических и социально-психологических элементов. В центре анализа эволюционистов - длинные волны хозяйственноq конъюнктуры, сопровождающиеся периодическим обновлением технологической структуры и изменением направлений социально-экономического развития. Большинство результатов, полученных в современных теориях длинных волн, подтверждает тот факт, что характер почти 200-летнего социально-экономического развития в мировом хозяйстве корреспондирует с гипотезой длинных волн.

 

 

Глава 3. Характеристика компании “SoOm” и рекомендации по инновационному развитию

 

3.1 Характеристика компании

 

Выбранная мной компания – корейская фирма SoOm, занимающаяся производством коллекционных бжд-кукол. Имеет четыре ветви работы, отличающиеся разной стилистической и ростовой линейкой, разной внутренней историей и, что естественно, разным спросом среди коллекционеров. Я рассмотрю лишь одну ветвь, Gem, не затрагивая остальные.

Не смотря на то, что данное хобби начало набирать обороты лишь с двухтысячных годов, а круг потребителей не слишком широк, компания пользуется популярностью и получает хорошую прибыль в связи с высокой стоимостью товара и популярностью. Она заняла свою нишу на этом рынке и четко держится своего направления.

Изначально у них была лишь линейка базовых кукол всех ростовых категорий, и, хотя у них были потребители, особой популярности за фирмой не наблюдалось. Это была обычная небольшая фирма. Вряд ли бы в то время хоть кто-нибудь сказал, что SoOm станет компанией, про которую коллекционеры, хоть и говорят, что уже не та – но с огромным удовольствием покупают новые модели. В больших коллекциях редко нет хоть одного представителя этой фирмы, а один человек собирает в основном один-единственный молд (модель). Ее коллекция насчитывает около 35 кукол! И у всех один и тот же скульп. Что это, как не успех?

Популярность пришла к компании с вводом в продажу линейки Mounth Doll – бжд-кукол, символизирующих определенный знак зодиака, имеющих звериные части (в основном различные копыта или лапы, уши или рога, но есть и те, у кого был хвост или крылья) и продающихся лишь ограниченное число времени, всего лишь две недели. К тому же, имена эта линия положила начало продаж бжд в нечеловеческих цветах: сером (Euclase, Onyx), сиреневый (Vesuvia), бледно-зеленый (Vega). Эта линия, начало которой было положено в 2008 году, до сих пор пользуется огромной популярностью у коллекционеров, люди с нетерпением ждут перевыпусков в других цветах или ищут данные модели на международном вторичном рынке.

Сначала данная линия была представлена исключительно куклами ростовой категории SD (от 62 до 68 сантиметров ростом). Позже, в 2009 году, добавились tiny-bjd – небольшие бжд около 28 сантиметров ростом, похожие на детей. Как и взрослые SD – малыши обладали зверочастями, отличались возможностью купить в одном из двух цветов, обладали милыми лицами и ограниченным периодом продаж, и так же быстро обрели популярность. К тому же, к отличие от больших лимитных изданий, чья цена за nude doll начиналась от 600-700$ в зависимости от наличествующих зверочастей (одежду, обувь, глаза, парик и покраску необходимо добавлять в опциях, из-за чего цена поднимается в среднем до 1000-1200$), стартовая цена одного экземпляра изначально стоила 327 долларов. Позже цены возросли.

Когда закончилась серия зодиаков, были запущены серия «божества». Фирма придумала свой мир, частично напомнивший фанатам Валлов Толкина, и принялась населять его различными божествами – большими и мелкими, добрыми и злыми, отличающихся друг от друга, но в одной стилистике, отличающей именно эту компанию.

Еще через год среди лимиток появилась еще одна ростовая линейка – MSD (42 сантиметра рост). В ней опять же присутствовали зверочасти и не были редкостью нечеловеческие цвета материала. И хотя обычна данная линейка у иных фирм относится к подросткам, что прослеживается в их лицах и одежде на промо-фотографиях, SoОm делал им достаточно детские лица и тела, которые можно скорее отнести к детям лет 8-10. Скульптура лица старшего возраста до сих пор не встречалась в этой ростовой линейки у фирмы. И, хотя возможность самостоятельно покрасить позволяет «овзрослить» скульп, пухлые щеки и губы вкупе с небольшим подбородком и достаточно широкими глазами не оставляет возможности сильного изменения. «Тиники» в этом плане более гибкие, их можно отнести к нечеловеческим созданиям без возраста в связи с пропорциями.

Информация о работе Теория экономического развития Й. Шумпетера