Теория общественного выбора и границы её применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ теории общественного выбора.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить сущность и основные предпосылки возникновения теории общественного выбора;
- рассмотреть формирование общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии;
- рассмотреть такие явления, как экономика бюрократии и «провалы» государства (правительства).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ………………………………………………………………………………..5
1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА…………………………………………...5
1.2 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ……10
1.3 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ………………………………………………………………………16
1.4. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА. УГРОЗА ЛЕВИАФАНА………………………………………………………………………..22
ГЛАВА 2. ТЕОРИИ, ОСНОВАННЫЕ НА КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА………………………………………………………………………………28
2.1 ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЛОВОГО ЦИКЛА………………………..28
2.2. ТЕОРИЯ ЭНДОГЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………………..29
2.3 ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕНТЫ…………………………………………...31
2.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ……….35
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ПРИМЕНИМО К СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

ИЭ 2.docx

— 137.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и бизнеса

Бизнес - факультет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Институциональная экономика»

на тему:

«Теория общественного выбора и границы её применения»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

Заочной формы обучения

Бизнес – факультета

Группы М-З-13/1 
специальность «Менеджмент» 
 
Научный руководитель: к.э.н., доцент

 

 

 

Ульяновск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ………………………………………………………………………………..5  

1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА…………………………………………...5

1.2 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ……10

1.3 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ………………………………………………………………………16

1.4. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА. УГРОЗА ЛЕВИАФАНА………………………………………………………………………..22

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ, ОСНОВАННЫЕ НА КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА………………………………………………………………………………28  

2.1 ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЛОВОГО ЦИКЛА………………………..28

2.2. ТЕОРИЯ ЭНДОГЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………………..29

2.3 ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕНТЫ…………………………………………...31

2.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ……….35

ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ПРИМЕНИМО К СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...42

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Теория общественного выбора (public choice theory) - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. Объектом анализа изучаемой теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. По аналогии с рынком совершенной конкуренции она начинает свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору. Теорию общественного выбора называют иногда новой политической экономией, так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно развивая принципы классического либерализма и используя методы микроэкономического анализа, они активно вторглись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов и социологов. Такое вмешательство получило название «экономического империализма». Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.

Теория общественного выбора является важной составляющей неоинституциональной экономической теории.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы курсовой работы - теория общественного выбора.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ теории общественного выбора.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:

- изучить сущность и основные  предпосылки возникновения теории  общественного выбора;

- рассмотреть формирование общественного  выбора в условиях прямой и  представительной демократии;

- рассмотреть такие явления, как  экономика бюрократии и «провалы»  государства (правительства).

Объектом исследования в работе выступает общественный выбор.

Предметом исследования являются экономические отношения.

Вопросы теории общественного выбора освещались такими авторами: Э. Аткинсон, Дж. Бьюкенен, Ж. Дюпюи, Г. Линдаль, Р. Масгрейв, М. Олсон,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

Теория общественного выбора, как самостоятельное направление экономической науки сформировалась только в 50-60-х гг. ХХ века. Непосредственный импульс теории общественного выбора дали дискуссии 30-40-х гг. по проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон). Широкий резонанс в 60-е гг. вызвала книга К. Эрроу "Социальный выбор и индивидуальные ценности" (1951), в которой проводилась аналогия между государством и личностью. В противоположность этому подходу, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок в книге "Исчисление согласия" (1962) проводили аналогию между государством и рынком. Отношения граждан с государством рассматривались при этом согласно принципу "услуга за услугу" (quid pro quo) . Именно эти идеи, получившие дальнейшее развитие в работе Дж. Бьюкенена "Границы свободы" (1975), легли в основу теории общественного выбора. Важную роль в ее разработке сыграли также Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.

Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.

Впервые идеи, лежащие в основе теории общественного выбора, были сформулированы в конце 19-го века представителями итальянской школы государственных финансов: М. Панталеони, У. Маццола, А. Де Вити де Марко и др. Эти исследователи являлись пионерами использования предельного анализа и теории цены для изучения бюджетного процесса, а также для моделирования спроса и предложения на рынке общественных благ. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах представителей шведской школы в экономической науке – К. Викселля и Э. Линдаля, уделявших первостепенное внимание политическим процессам, обеспечивающим определение государственной бюджетной политики.

Разработанные подходы долгое время оставались практически неизвестными для исследователей. Вместе с тем в 1940-50-х годах представления о рациональном характере поведения индивидов в политической сфере стали активно проникать в научные дискуссии, благодаря опубликованным в этот период работам Й. Шумпетера, К. Эрроу, Д. Блэка, Э. Даунса. Объединение двух указанных направлений стало основой разработки комплекса идей, известных ныне как теория общественного выбора. Ключевую роль в этом сыграли представители так называемой Вирджинской школы в экономической теории. Признанным лидером этой школы является Дж. Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией .

В своей Нобелевской лекции Дж. Бьюкенен сформулировал три основные предпосылки, на которые опирается теория общественного выбора: методологический индивидуализм, концепция "экономического человека" и анализ политики как процесса обмена.

В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей кроме заботы об общественных интересах.

Теория общественного выбора (public choice theory) - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

"Рациональные политики" поддерживают, прежде всего, те программы, которые  способствуют росту их престижа  и повышают шансы одержать  победу на очередных выборах. Таким образом, теория общественного  выбора пытается последовательно  провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды  деятельности, включая государственную  службу.

Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция "экономического человека" (homo economicus). Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение его функции полезности. Такое поведение рационально.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего, выгоды и издержки, связанные с принятием решений), стремясь к выполнению условия:

МВ>МС,

где MB - marginal benefit - предельные выгоды,

МС - marginal cost - предельные издержки.

Трактовка политики как процесса обмена восходит к диссертации шведского экономиста Кнута Викселля "Новый принцип справедливого налогообложения" (1896). Основное различие между экономическим и политическим рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ и Бьюкенена. "Политика - пишет он, - есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому"1

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа интересующей нас теории являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.

Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии.

Логическим завершением теории общественного выбора является, поэтому постановка вопроса о "провалах" государства (правительства). Указанные провалы – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Таким образом, основной принцип теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют одинаковым образом, как в роли частного лица, так и любой общественной роли. При анализе личного выбора людей экономисты давно пришли к выводу о том, что люди действуют исходя из рационального преследования личных выгод. Как потребители они максимально увеличивают полезность; как предприниматели они максимально увеличивают прибыль и т.д. А теоретики общественного выбора предполагают, что действия и выбор людей, занимающих общественные посты, также управляются соображениями личной выгоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ

Прямая демократия - это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов. При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, квалифицированное или простое большинство и т.д.), зависит его исход.2 Поэтому представителей теории общественного выбора интересует основа основ - конституционный выбор, т.е. правила выбора регламента. Конституция - ключевая категория концепции Дж.Бьюкенена. Под термином "конституция" понимается "набор заранее согласованных правил, по которым осуществляются последующие действия". Именно от них зависит развитие демократии. Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституционный регламент может сделать демократический строй более эффективным и действенным.

Трактовка происхождения государства и права как результата свободного договора свободных индивидов ведет происхождение от популярной в Новое время теории "общественного договора" (социального контракта). Эта концепция изначально была иллюзией особого рода - современностью, опрокинутой в прошлое. Она родилась в эпоху религиозных войн, когда освященная традициями феодальная регламентация стала постепенно уступать место сознательному регулированию гражданского общества. Это было время обостренного понимания справедливости; честность и бизнес казались многим несовместимыми. Развитие контракт ной этики, культуры соблюдения договоров стало настоятельно необходимым. Происходит коренное переосмысление прав и свобод, дарованных каждому индивиду "от рождения". Одним из основоположников контрактной (договорной) теории общества был английский философ и экономист Джон Локк (1632-1704), на которого Бьюкенен часто ссылается как на своего идейного предшественника. Именно в его трудах мы находим обоснование понятия частной собственности как необходимой предпосылки гражданского общества и договорную интерпретацию полномочий государственной власти.3

Информация о работе Теория общественного выбора и границы её применения