Теория общественного выбора и границы её применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ теории общественного выбора.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить сущность и основные предпосылки возникновения теории общественного выбора;
- рассмотреть формирование общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии;
- рассмотреть такие явления, как экономика бюрократии и «провалы» государства (правительства).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ………………………………………………………………………………..5
1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА…………………………………………...5
1.2 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ……10
1.3 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ………………………………………………………………………16
1.4. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА. УГРОЗА ЛЕВИАФАНА………………………………………………………………………..22
ГЛАВА 2. ТЕОРИИ, ОСНОВАННЫЕ НА КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА………………………………………………………………………………28
2.1 ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЛОВОГО ЦИКЛА………………………..28
2.2. ТЕОРИЯ ЭНДОГЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………………..29
2.3 ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕНТЫ…………………………………………...31
2.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ……….35
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ПРИМЕНИМО К СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

ИЭ 2.docx

— 137.48 Кб (Скачать файл)

Опираясь на данную схему, можно идентифицировать основные направления, по которым реформа политических институтов может влиять на расширение экономических возможностей страны. Во-первых, создание более эффективных политических институтов обеспечивает снижение уровня «политически обусловленных» трансакционных издержек, т.е. приближает границу социальных возможностей к границе трансакционных возможностей. Во-вторых, в условиях функционирования эффективных политических институтов открываются возможности создания качественно новых для данной экономической системы механизмов заключения контрактов и защиты прав собственности, что приближает границу трансакционных возможностей к границе производственных возможностей.

ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ПРИМЕНИМО К СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассмотрим некоторые аспекты данной теории на примере современной России. Индивидуализм: Не для кого не секрет что большинство так называемых бизнесменов стремятся к политической власти для того, чтобы получить некие привилегии, которые могут быть совершенно разными. В нашей стране это стало своего рода "целью", и ко всему прочему добавляется то, что вера в политическую власть практически утяряна из за большого количества таких индивидов в политике, озабоченных лишь своей выгодой. Это не приводит к положительному результату в политической сфере, но в экономическом плане определенная группа лиц получает желаемый результат.

Концепция "экономического человека": Рациональность поведения субъектов политико-экономических отношений в РФ прослеживается достаточно просто. К примеру, выбирая одного из предложенных кандидатов, на что первое обращают внимание избиратели? Коненчно, на минусы и плюсы от кандидата лично для них, не обращая внимание на общественные интересы. Так же поступают и сами избираемые.

Политики как процесса обмена: Управление государством обрело принцип экономических отношений для граждан РФ. Избиратели - голоса, избираемые - деньги на постройку церквей, школ, садов и прочего. Избиратели платят налоги, чиновники и политики - "пытаются" выполнить свои обязанности. Если утрировать, то все - покупается, только в разного рода "валюте". И обмен не рационален, так как интересы каждого избирателя учесть невозможно, а свою роль он все же выполняет.

Хотелось бы так же отметить, что в РФ данная концепция подтверждает множество аспектов, по которым политика считается не эффективной

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заслугой теории общественного выбора является постановка вопроса о провалах государства (правительства). Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к провалам государства относят:

1. Ограниченность необходимой для  принятия решений информации.

Подобно тому, как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводят к значительному искажению даже имеющейся информации.

2. Несовершенство политического  процесса. Напомним лишь основные  моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие  несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический  цикл и т.д.

3. Ограниченность контроля над  бюрократией. Стремительный рост  государственного аппарата создает  все новые и новые проблемы  в этой области.

4. Неспособность государства полностью  предусмотреть и контролировать  ближайшие и отдаленные последствия  принятых им решений. Дело в  том, что экономические агенты  часто реагируют отнюдь не  так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют  смысл и направленность предпринятых  правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру, часто  приводят к отличным от первоначальных  целей последствиям. Поэтому конечные  результаты действий государства  зависят не только, а нередко  и не столько от него самого.

Деятельность государства, направленная на исправление провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаско рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо строго следить за последствиями его деятельности и корректировать ее в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Применяя те или иные регуляторы, правительство должно строго следить за негативными эффектами и заблаговременно предпринимать меры по ликвидации негативных последствий.

Исправить существующее положение, по мнению сторонников теории общественного выбора, возможно с помощью конституционной революции. В ее понимании существует несколько подходов. Ф. фон Хайек настаивает на ограничении парламентского суверенитета.

Модель конституции, предложенная Фридрихом фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов.

Поэтому Ф. Хайек считает, что в подлинно демократическом обществе необходимы три представительных органа:

"один - для занятия исключительно  конституцией (он будет собираться  с большими интервалами, лишь, когда  потребуются изменения в конституции);

другой - для постоянного совершенствования кодекса справедливости;

третий - для текущего правления, то есть для распоряжения общественными ресурсами"15

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Микроэкономика : практический подход / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – Москва,2008.
  2. Базылев, Н. И. Микроэкономика / Н. И. Базылев. – Минск,2007
  3. Зороастрова, И. В. Микроэкономический анализ : задачи и ситуации / И. В. Зороастрова, Н. М. Розанова. – Ростов н /Д, 2007
  4. Микроэкономика / А. В. Бондарь [и др.] ; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. – Минск, 2009. – 415 с.
  5. Экономическая теория. В 2-х ч. Ч.1 / под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск, 2009.- 261 с.
  6. Авраменко, А. И. Экономическая теория : практикум / А. И. Авраменко, Ю. Р. Тихонов, А. Я. Коховец ; под ред. А. И. Авраменко. – Минск, 2008.
  7. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 784с. – (Серия “Высшее образование”).
  8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2009.

 

 

 

 


 

1 Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997, С.112

2 Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини и И. Стюарта. М.: ИМЭМО, 1995. С.85

3 Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини и И. Стюарта. М.: ИМЭМО, 1995. С.87

4 Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997. С.79

5 Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997. С.112

6 Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 73-100. С.78

 

7 Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997, С.58

8 Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 73

9 Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 83

10 Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997, С.99

11 Политическая рента в рыночной и преходной экономике. М.: ИМЭМО, 1995, с.69

 

12 Политическая рента в рыночной и преходной экономике. М.: ИМЭМО, 1995. С.97

13 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001, С.99

14 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001, С.101

15 Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997, С.101


Информация о работе Теория общественного выбора и границы её применения