Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:29, контрольная работа
Признанным лидером этого направления экономической теории является Джеймс Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией по экономике «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
СУЩНОСТЬ , ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА…………………………4
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ПРЯМОЙ И ПРЕДСТВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ………………………….6
ТЕОРИИ, ОСНОВАННЫЕ НА КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА……………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………20
Контрольная работа
по дисциплине «История экономических учений»
на тему: «Теория общественного выбора»
Преподаватель:
Калининград
2013г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………20
ВВЕДЕНИЕ.
Теория общественного выбора (public choice theory) - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
Теория общественного выбора представляет собой одно из наиболее ярких направлений неоинституционализма, связанное с применением
экономических методов анализа для изучения политических процессов.
Признанным
лидером этого направления
Дж. Бьюкенен писал: "Общественный выбор
- это взгляд на политику, который возникает
вследствие распространения применения
инструментов и методов экономиста на
коллективные или нерыночные решения".
Результаты коллективного выбора могут мобилизовать общество на решение значительных и весьма важных задач, которые были бы не под силу даже крупнейшим монополистическим объединениям. Однако если решение принято неверное, а это случается, тогда общество отстает в своем развитии, деградирует, отступает назад, и, говоря экономическим языком, государство не использует все свои производственные возможности.
Данное направление
находится на стыке экономической
и политической теорий, следовательно,
его изучение весьма актуально в
современных условиях, когда происходит
нарастание кризисных явлений в
мировой экономике и
СУЩНОСТЬ ,ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА.
Теория общественного
выбора, как самостоятельное
Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.
Дж. Бьюкенен сформулировал три основные предпосылки, на которые опирается теория общественного выбора: методологический индивидуализм, концепция "экономического человека" и анализ политики как процесса обмена.
В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.
Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей кроме заботы об общественных интересах.
"Рациональные
политики" поддерживают, прежде всего,
те программы, которые
Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция "экономического человека" (homo economicus). Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение его функции полезности. Такое поведение рационально.
Рациональность
индивида имеет в данной теории универсальное
значение. Это означает, что все -
от избирателей до президента - руководствуются
в своей деятельности в первую
очередь экономическим
где MB(marginal benefit ) предельные выгоды, МС(marginal cost )- предельные издержки.
Трактовка политики как процесса обмена восходит к диссертации шведского экономиста Кнута Викселля "Новый принцип справедливого налогообложения" (1896). Основное различие между экономическим и политическим рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ и Бьюкенена. «Политика - пишет он, - есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому».
Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа интересующей нас теории являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.
Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии.
Логическим завершением теории общественного выбора является, поэтому постановка вопроса о "провалах" государства (правительства). Указанные провалы – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
Таким образом,
основной принцип теории общественного
выбора состоит в том, что люди
действуют одинаковым образом, как
в роли частного лица, так и любой
общественной роли. При анализе личного
выбора людей экономисты давно пришли
к выводу о том, что люди действуют
исходя из рационального преследования
личных выгод. Как потребители они
максимально увеличивают
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ПРЯМОЙ И ПРЕДСТВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ .
Прямая демократия - это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.
Прямая демократия
сохраняется в современном
Трактовка происхождения
государства и права как
Конечно, концепция "естественных прав" и "общественного договора" отражала не реальный процесс политогенеза, а программные требования "третьего сословия" в его борьбе с абсолютистским государством. Эта концепция является абстракцией, идеальным образом рыночного хозяйства, где все люди - простые товаропроизводители, действующие в условиях совершенной конкуренции. Обращение Бьюкенена к контрактной теории общества позволяет ему показать позитивные возможности именно такого идеального рыночного механизма, действующего в сфере политических отношений.
Еще в статье 1954 года "Индивидуальный выбор при голосовании и рынок" Бьюкенен выделил два уровня общественного выбора: 1) начальный, конституционный выбор (который совершается еще до принятия конституции) и 2) постконституционный. На начальном этапе определяются права индивидов, устанавливаются правила взаимоотношений между ними. На постконституционном этапе формируется стратегия поведения индивидов в рамках установленных правил.
Дж. Бьюкенен проводит наглядную аналогию с игрой: сначала определяются правила игры, а потом, в рамках этих правил, осуществляется сама игра. Конституция, с точки зрения Джеймса Бьюкенена, и является таким набором правил для ведения политической игры. Текущая политика - это результат игры в рамках конституционных правил. Поэтому результативность и эффективность политики в значительной мере зависят от того, насколько, глубоко и всесторонне была составлена первоначальная конституция; ведь по Бьюкенену, конституция - это, прежде всего основной закон не государства, а гражданского общества.
Однако здесь возникает проблема "дурной бесконечности": чтобы принять конституцию, необходимо выработать предконституционные правила, по которым она принимается, и т.д. Чтобы выйти из этой "безнадежной методологической дилеммы", Бьюкенен и Таллок предлагают кажущееся самоочевидным в демократическом обществе правило единогласия для принятия первоначальной конституции. Конечно, это не решает проблему, так как содержательный вопрос подменяется процедурным. Однако в истории такой пример есть - США в 1787 году показали классический (и во многом уникальный) пример осознанного выбора правил политической игры. В условиях отсутствия всеобщего избирательного права Конституция США была принята на конституционном совещании.
Правовая система выступает не просто как к общественное благо, а как своеобразный общественный капитал. В отличие от обыкновенного капитала, отдача от которого может быть получена сразу, выгоды от надежной правовой системы, заключающиеся в росте стабильности межиндивидуальных взаимоотношений, очевидны отнюдь не сразу. Более того, постепенное расшатывание правовой системы, "размывание" правовых устоев может привести к тому, что общественный капитал будет потерян раз и навсегда.
Высокие издержки
принятия решений в условиях единогласия,
не позволяют широко использовать этот
принцип. Даже в условиях прямой демократии
обычно используется принцип простого
большинства. Однако введение этого
принципа может привести к ущемлению
прав меньшинства и тем самым
к искажению демократии, т.е., когда
решения принимаются