Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:14, контрольная работа
Часто под полезностью понимается субъективное удовольствие или польза, получаемая человеком от потребления товара или услуги. Но мы должны четко осознавать, что полезность не является психологической функцией или чувством, которые доступны наблюдению и измерению. Скорее, полезность является научной концепцией, используемой экономистами для объяснения процесса распределения рациональными потребителями своих ограниченных ресурсов между товарами, приносящими удовлетворение. В теории спроса мы говорим о том, что люди максимизируют полезность. Это означает то, что они выбирают такой набор потребительских благ, который они наиболее предпочитают.
Введение …………………………………………..стр. 3
2. Теория полезности………………………………..стр. 4
3. Теория потребительского выбора……………….стр. 9
4. Заключение………………………………………..стр. 13
5. Список литературы……………………………….стр. 15
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра профессионального педагогического образования и социального управления
Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»
Специальность 080507 –
менеджмент организации
«Теория полезности и потребительский выбор»
тема
Руководитель ________________
Студентки Лебедевой А.Ю., гр.0554
Великий Новгород
2011
1.Введение …………………………………………..
2. Теория полезности……………………………….
3. Теория потребительского выбора……………….стр. 9
4. Заключение………………………………………..
5. Список литературы……………………………….
Для того, чтобы описать
процесс потребительского выбора, экономисты
сто лет назад разработали
концепцию полезности. Что мы понимаем
под полезностью? Говоря кратко, полезность
означает удовлетворение. Более точно,
под полезностью подразумеваетс
Часто
под полезностью понимается
Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.
Бюджетная линия показывает все возможные комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.
Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя.
Точка пересечения линии ограничения по бюджету и кривой безразличия называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.
Несмотря на столь давнее происхождение, тема общей и предельной полезности остается актуальной и в наше время.
Изучением этой темы занимались многие ученые, в том числе К. Менгер, Л.Вальрас, У. Джевонс, О. Бем-Баверк, Ф. Визер, Дж. Хикс, А. Маршалл, Д.Б.Кларк, К. Викселль, Г. Госсен, В Парето. И наши ученые тоже не оставили этот вопрос без внимания. Ярко проявился подход М.И. Туган-Барановского. Теория предельной полезности подверглась глубокому критическому анализу в работах таких экономистов, как И.Г. Блюмин, Л.Б. Альтер, М.Н. Смит, С.Н. Никитин, В.С. Афанасьев.
Чтобы аналитически
исследовать природу спроса и
цен, экономисты XIX века пытались
дать количественную трактовку
понятиям удовлетворения и
Полезность - понятие
субъективное, поэтому она не поддается
точному количественному
Общей называют полезность- приносящей удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельной называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара.
Потребитель - вполне
разумный человек, который
пытается так распорядиться
Полезность - понятие сугубо индивидуальное. Полезность включает важный психологический компонент, потому что люди достигают полезности, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и отказываясь от вещей, доставляющих неприятности. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. В экономическом анализе, полезность чаще всего используется для того, чтобы описать предпочтение при ранжировании наборов потребительских товаров и услуг. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.[6]
С точки зрения экономической
теории потребителя интересуют
две оценки полезности - общая
полезность и предельная
где ∆TU – прирост общей полезности, а ∆Q – увеличение количества потребляемого блага. В условиях рыночной конкуренции определяет рыночную цену товара. [7]
Между общей и предельной
полезностью существуют
Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.
Максимум удовлетворения
общей полезности достигается в
точке, в которой предельная полезность
становится равной нулю. Это означает,
что благо удовлетворило
Давайте построим графики общей и предельной полезностей, чтобы проиллюстрировать то, что мы сейчас обсуждали.
Итак, если дальнейшее потребление блага приносит потребителю вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а
предельной
его полезностью для
На графике точка максимума общей полезности (верхний график, ей соответствует нулевая предельная полезность - на нижнем графике) называется иначе точкой насыщения.
Предельная полезность может возникать на разных уровнях потребления благ. В таких случаях она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от прироста потребления новой единицы какого-то продукта (например, одной порции мороженого).
Когда же этот рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность.
Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) – экономический закон, согласно которому, при увеличении потребления товаров или услуг, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается после точки насыщения.[9] Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, при постоянном потреблении определенного продукта, его предельная полезность начинает уменьшаться.
Отсюда следует необходимость
понижения цены для того, чтобы
побудить потребителя к увеличению
покупок такого продукта. Однако закон
убывающей предельной полезности не
всегда действует при малых
Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.[10]
Таким образом, можно
кратко сформулировать некоторые
принципы поведения
выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;
потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;
на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;
при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходами; данное ограничение называется бюджетным ограничением.[8]
Теория потребительского выбора изучает, каким образом потребитель формирует свою потребительскую корзину, т. е. набор товаров и услуг, который он покупает, и каким образом формируется спрос на товары из этого набора.
Теория потребительского выбора исходит из следующих предпосылок.
1. Свобода потребительского выбора и независимость потребителя. Потребитель независим в своем выборе и свои поведением («голосованием деньгами») определяет структуру и объемы производства фирм. Свобода потребителя не безгранична. В своем выборе потребитель ограничен рыночными ценами товаров и своим доходом.
2. Рациональность потребителя. Потребитель выбирает наилучший набор из возможных при заданных ресурсах. Такой набор называется оптимальным.
3. Совершенство информации. В процессе выбора потребителю доступна вся информация, необходимая ему для осуществления оптимального выбора.
Таким образом, цель потребителя заключается в максимизации полезности от приобретения товаров при ограничении со стороны дохода.
Наряду с общими принципами
рационального потребителя
Американский экономист выделил три типичных случая взаимных влияний:
1)Эффект присоединения
к большинству. Потребитель,
от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других
потребителей, и эта зависимость прямая.
2) Эффект Сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление
выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но
эта зависимость обратная.
3) Эффект Веблена. Именем
Т.Веблена называется
Существуют две теории потребительского выбора.
1. Кардиналистская (количественная) теория предполагает, что потребитель может точно количественно определить полезность каждого товара в каких-либо единицах. Представителями данной теории были Герман Генрих Госсен (1810 – 1858), Уильям Стенли Джевонс (1835 – 1882), теоретики австрийской школы – Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений фон Беем-Баверк (1851 – 1919).
Информация о работе Теория полезности и потребительский выбор