Теория полезности и потребительский выбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Часто под полезностью понимается субъективное удовольствие или польза, получаемая человеком от потребления товара или услуги. Но мы должны четко осознавать, что полезность не является психологической функцией или чувством, которые доступны наблюдению и измерению. Скорее, полезность является научной концепцией, используемой экономистами для объяснения процесса распределения рациональными потребителями своих ограниченных ресурсов между товарами, приносящими удовлетворение. В теории спроса мы говорим о том, что люди максимизируют полезность. Это означает то, что они выбирают такой набор потребительских благ, который они наиболее предпочитают.

Содержание работы

Введение …………………………………………..стр. 3
2. Теория полезности………………………………..стр. 4
3. Теория потребительского выбора……………….стр. 9
4. Заключение………………………………………..стр. 13
5. Список литературы……………………………….стр. 15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономической теории.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

2. Ординалистская (порядковая) теория предполагает, что потребитель не может количественно определить полезность каждого товара, но может сравнивать полезности товаров между собой. Сторонниками этой теории были Фрэнсис Эджуорт (1845 – 1926), Джон Хикс (1904 – 1989), Евгений Слуцкий (1880 – 1946).

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой  кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало_швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30_х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1_й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2_й набор - меньшее удовлетворение, 3_й набор - еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов  нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие - три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной)  упорядоченности предпочтений потребителя.  Потребитель, совершающий покупку,  всегда может или назвать, какой  из двух наборов благ лучше  другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А ? Б, или Б ? А, или А ~ Б, где знак «? » выражает отношение предпочтения, а знак «~» - отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности  предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного  решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А ? Б, а Б ? В, то всегда А ? В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б - большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В.

Транзитивность также  предполагает, что если потребитель  не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3. Аксиома о ненасыщаемости  потребностей гласит, что потребители  всегда предпочитают большее  количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят  антиблага, обладающие отрицательной  полезностью, поскольку понижают  уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

Кривая безразличия  изображает совокупность наборов, между  которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит  один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия  изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В заключение можно сделать  вывод, что появление теории общей  и  предельной полезности имеет немаловажное значение. При изучении этой темы я  поняла,  что и в наше время теории общей и предельной полезности играют важную роль. Теории общей и предельной полезности напрямую связанны с потребностями человека, поэтому их появление понятно и оправдано.

С развитием  человечества появляется все больше видов деятельности, а, следовательно,  и потребностей. И теория объясняет, как человек удовлетворяет эти материальные и духовные потребности с максимальной выгодой для своего бюджета. Рассмотрев взгляды разных ученых, я поняла, что все они сходятся в одном: в правильности теории полезности.

Выбор индивида является результатом сложного взаимодействия факторов экономического, культурного, социального, личного и психологического характера. Многие из этих факторов не поддаются влиянию со стороны  рынка. Однако они оказываются полезными для выявления покупателей с повышенной заинтересованностью в товаре. Другие факторы поддаются воздействию со стороны деятеля рынка и подсказывают ему, как разработать и оценить товар, наладить его распространение и стимулирование сбыта, чтобы вызвать наиболее сильную ответную реакцию потребителей.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов  потребления. Каждый потребитель  желает потреблять множество  разнообразных индивидуальных благ.

2.Ненасыщенностъ. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3.Транзитивность. Теория  потребительского выбора исходит  из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4.Субституция. Потребитель  согласен отказаться от небольшого  количества блага А, если ему  предложат взамен большее количество  блага-субститута.

5.Убывающая предельная  полезность.

Таким образом, теория потребительского выбора лежит в основе и составляет скелет современных рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы    &

 

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: «Высшая школа», 2001.

2.Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - М.:ИВЦ «Маркетинг», 2006

3.Госсен Г. Исследование законов человеческих отношений и вытекающих из них правил человеческого поведения

4.Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998.

5.Ивашковский С.Н. Микроэкономика. -  М.: Дело, 1998.

6.Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. - М.:  ВЛАДОС, 2001.

7.Лозовский Л., Райзберг Б. Словарь по экономике и праву. -  М., Омега, 2001.

 8. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Финстатинформ, 1997.

 9. М.И.Плотницкий Курс экономической теории/. Минск: Книжный Дом «Мисанта», 2005

10.Равичев С.А., Михеев С.А. Современная экономика. – М.: МЦЭБО – Вита – Пресс, 2001.

11. Седов В.В.Экономическая теория часть 1,2,3 Челябинск.: Издательский центр ЧелГУ, 2002.

12. Фридрих фон. Теория общественного хозяйства.- М.: Экономика. – 2005.

13.    Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, изд: АСА, 1997.

14. http://www.economy-bases.ru




Информация о работе Теория полезности и потребительский выбор