Теория поведения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй — исследовать цену. Чтобы решить третий — определить доход потребителя. Эти три проблемы — полезность, цена, доход — составляют содержание теории потребления. Все они взаимосвязаны, и целью является - определение этой взаимосвязи.
Основные трудности, возникающие при описании поведения потребителя, связаны с выявлением критерия (целевой функции), в соответствии с которым он составляет план потребления, т.е. распределяет бюджет между покупаемыми благами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Полезность блага и потребительский выбор..………………………...4
Полезность блага………………………………………………….4
Потребительский выбор………………………………………….5
Два подхода к анализу полезности и спроса………………………….6
Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса………………………………………………6
Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия……………………...8
Бюджетное ограничение………………………………………………13
Эффект замены и эффект дохода …………………………………….14
Эффект замены и эффект дохода по Хиксу……………………..15
Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому ………………..16
Обобщение………………………………………………………...17
Типы кривых спроса ………………………………………………….19
Излишек потребителя…………………………………………………21
Равновесие потребителя………………………………………………23
Потребитель в макроэкономике………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.docx

— 379.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

 

 

 

 

 

Кафедра экономики и менеджмента  в науке и социальной сфере

 

 

Реферат

по дисциплине «Микроэкономика»

Тема: Теория поведения потребителя

 

 

Выполнил студент: Москвина Юлия

группа Э7221, 1 курс, 
 
Руководитель практики: 
 
Тимошенко Олег Федорович

 

 

 

Санкт-Петербург

2013.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Полезность блага и потребительский выбор..………………………...4
    1. Полезность блага………………………………………………….4
    2. Потребительский выбор………………………………………….5
  2. Два подхода к анализу полезности и спроса………………………….6
    1. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса………………………………………………6
    2. Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия……………………...8
  3. Бюджетное ограничение………………………………………………13
  4. Эффект замены и эффект дохода …………………………………….14
    1. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу……………………..15
    2. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому ………………..16
    3. Обобщение………………………………………………………...17
  5. Типы кривых спроса ………………………………………………….19
  6. Излишек потребителя…………………………………………………21
  7. Равновесие потребителя………………………………………………23
  8. Потребитель в макроэкономике………………………………………24

Заключение…………………………………………………………………...26

Список литературы…………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Микроэкономическая теория связана с понятием выбора (принятия решений) отдельного экономического субъекта. Выбор осуществляется индивидуумом на основе каких-то мотивов или руководствуясь некоторыми критериями присущими данному индивидууму. Мотивы (критерии) принято называть предпочтениями.

Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй — исследовать цену. Чтобы решить третий — определить доход потребителя. Эти три проблемы — полезность, цена, доход — составляют содержание теории потребления. Все они взаимосвязаны, и целью является - определение этой взаимосвязи.

Основные трудности, возникающие  при описании поведения потребителя, связаны с выявлением критерия (целевой  функции), в соответствии с которым  он составляет план потребления, т.е. распределяет бюджет между покупаемыми благами.

Существуют две фундаментальные  концепции, моделирующие поведение  потребителя на рынке благ, —  кардиналистская и ординалистская, отличающиеся исходными предпосылками и инструментами анализа, но приводящие к одинаковым выводам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полезность блага и потребительский выбор
    1. Полезность блага

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью  для потребителя. Это означает, что  любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост  общей полезности (TU). Хотя общая  полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается.  Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо  полностью удовлетворяет потребность.

Если дальнейшее потребление  блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем  большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет  для нас каждая дополнительная единица  этого блага.

Представители австрийской  школы К. Менгер, О. Бем-Баверк,  Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.

Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее  удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить  до тех пор, пока MU очередного стакана  не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что  приводит к замедлению роста общей  полезности.

Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности  блага (MU) с ростом его количества (Q): 

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от  количества благ, покупаемых отдельными  домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно  представляют MU всех продуктов;

4) потребители стремятся  максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского  выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов  потребления.

2. Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель  согласен отказаться от небольшого  количества блага А, если ему  предложат взамен большее количество  блага-субститута.

5. Убывающая предельная  полезность.

1.2. Потребительский выбор

Потребительский выбор –  это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Равновесие потребителя  – это состояние, при котором  он покупает товары по данным ценам  в таких объемах, что расходует  весь свой доход и максимизирует  полезность.

Условие равновесия потребителя:

где MUi – предельная полезность i-того блага;   Pi  - цена i-того блага.

Соотношение между предельными  полезностями любых благ равно соотношению их цен:  MU1 : MU2  : … : MUn = P1 : P2 : … : Pn  .

Обозначим взвешенную предельную полезность через λ (MUi / Pi ), это будет предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:  MUi = Pi λ.

Это означает, что MU блага  равняется предельным затратам потребителя1.

  1. Два подхода к анализу полезности и спроса
    1. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса

Кардиналистская концепция основана на трех гипотезах.

Гипотеза I. Потребитель может  выразить свое желание приобрести некоторое  благо посредством количественной оценки его полезности. Единица, служащая потребителю масштабом измерения  полезности, получила название ютила (utility — полезность). Оценки полезности субъективны, поэтому нельзя складывать ютилы, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Но каждый отдельный потребитель проводит с оценками полезности все математические операции, которые применимы к числам. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем, и количеством потребляемых им благ называют функцией полезности. Из гипотезы I следует, что каждый вид благ имеет для потребителя общую и предельную полезность. Общая полезность некоторого вида благ есть сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага. Так, общая полезность 10 яблок равна сумме ютилов, которые потребитель приписывает каждому яблоку.

Большое значение имеют предположения  о характере функции общей  полезности.

Зафиксируем объемы потребления  товаров B,C,...,Z. Рассмотрим, как изменяется общая полезность товарного набора в зависимости от объема потребления  товара А (например, яблок). В верхней  части рис. 3.1,a изображена эта зависимость. Длина отрезка ОК равна полезности товарного набора при фиксированных  нами объемах товаров В, С,..., Z и  при нулевом объеме потребления  товара А. В количественной теории предполагается, что функция TU в верхней части  рис. 3.1,а возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет  товарный набор) и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает  общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее). В принципе эта функция может  иметь точку максимума (S), после  которой она становится убывающей (представьте, что Вас ежемесячно заставляют потреблять по 100 кг яблок).

В нижней части рис. 3.1,а  изображена зависимость предельной полезности яблок от объема их потребления.

Предельная полезность ≈  это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Математически предельная полезность товара есть частная производная  общей полезности товарного набора (3.1) по объему потребления г-того товара:

Геометрически значение предельной полезности (длина отрезка ON) равно  тангенсу угла наклона касательной  к кривой TU в точке L. Поскольку  линия TU выпукла вверх, с увеличением  объема потребления г-того товара угол наклона этой касательной уменьшается  и, следовательно, понижается и предельная полезность товара. Если при некотором  объеме его потребления (на нашем  рисунке Q▓'A) функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.

Как изменяется величина общей полезности блага по мере увеличения его количества? Для ответа на этот вопрос используется вторая гипотеза2.

Гипотеза II. Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Это утверждение, получившее название «первый закон Госсена»3, исходит из того, что потребности людей насыщаемы. Если предположения о возможности количественного измерения полезности и убывании ее предельной величины соответствуют действительности, то это значает, что в основе плана потребления индивида лежит составленная им таблица, в которой каждая единица потребляемых благ имеет количественную оценку полезности. Примером такой таблицы служит табл. 2.1, названная по имени первого ее составителя таблицей Менгера4.

Количественное измерение  полезности благ, ютила

Номер порции

Вид блага

Хлеб

Молоко

Сахар

I

II

III

15

10

8

12

11

10

10

8

6


Таблица 2.1

Гипотеза III. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных благ.

В соответствии с гипотезой III потребитель, ориентируясь на свою таблицу  Менгера, с учетом заданных цен формирует такой ассортимент покупок, который при его бюджете дает максимальную сумму ютилов. Для достижения этой цели потребитель должен руководствоваться вторым законом Госсена, который гласит: максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (MU) блага к его цене (P) одинаково для всех благ (2.1)

Докажем второй закон Госсена от противного. Допустим, что для какой-либо пары благ равенство (2.1) не выполняется: MUН/PН > MUG/PG. Это означает, что при покупке блага H в среднем на 1 руб. приобретается бóльшая полезность, чем при покупке блага G. Следовательно, увеличение объема покупок блага H за счет уменьшения объема покупок блага G позволяет потребителю при заданном бюджете повысить свою удовлетворенность. И только тогда, когда равенство (2.1) выполняется по всем благам, при заданном бюджете нельзя увеличить сумму общей полезности покупаемых благ. В этом случае говорят, что потребитель достиг равновесия.

    1. Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия

Порядковый подход к анализу  полезности и спроса является более  современным и основывается на гораздо  менее жестких предположениях, чем  количественный подход. От потребителя  не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель  был способен упорядочить все  возможные товарные наборы по их "предпочтительности".

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах5.

1. Аксиома полной (совершенной)  упорядоченности. Потребитель способен  упорядочить все возможные наборы  товаров с помощью отношений  предпочтения (у) и безразличия  (~). Это означает, что для любой  пары товарных наборов А и  В потребитель может указать,  что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В  равноценны).

Информация о работе Теория поведения потребителя