Теория поведения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй — исследовать цену. Чтобы решить третий — определить доход потребителя. Эти три проблемы — полезность, цена, доход — составляют содержание теории потребления. Все они взаимосвязаны, и целью является - определение этой взаимосвязи.
Основные трудности, возникающие при описании поведения потребителя, связаны с выявлением критерия (целевой функции), в соответствии с которым он составляет план потребления, т.е. распределяет бюджет между покупаемыми благами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Полезность блага и потребительский выбор..………………………...4
Полезность блага………………………………………………….4
Потребительский выбор………………………………………….5
Два подхода к анализу полезности и спроса………………………….6
Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса………………………………………………6
Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия……………………...8
Бюджетное ограничение………………………………………………13
Эффект замены и эффект дохода …………………………………….14
Эффект замены и эффект дохода по Хиксу……………………..15
Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому ………………..16
Обобщение………………………………………………………...17
Типы кривых спроса ………………………………………………….19
Излишек потребителя…………………………………………………21
Равновесие потребителя………………………………………………23
Потребитель в макроэкономике………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.docx

— 379.46 Кб (Скачать файл)

Эффект дохода – это  воздействие, оказываемое на спрос  потребителя за счет изменения реального  дохода, вызванного изменением цены блага  без учета эффекта замещения.

В случае с нормальными  товарами эффект дохода и эффект замещения  суммируются, т.к. происходит расширение потребления нормальных товаров.

Благо, спрос на которое  растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Для низкокачественных товаров  эффект дохода и эффект замещения  вычитаются.

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

    1. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

Разложение общего эффекта  изменения цены на эффект дохода и  эффект замены по Хиксу показано на рис. 3.16. Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам РX и РY. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х1. В случае снижения цены X до РXt и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2.

Теперь определим, каким  должен был бы быть денежный доход  потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему  прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную  бюджетную прямую К'L▓, параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение  цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний  уровень удовлетворения). Отметим  точку касания E3 и соответствующий  объем потребления товара Х3-

Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от E1 к E3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 и характеризует  эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 ≈  Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 ≈ Х3- Заметим также, что в  результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в  точке E2 выше, чем в точке E3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено  и для случая, когда цена товара X повышается (рис. 3.17). Здесь результатом  повышения цены является перемещение  оптимального положения потребителя  на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его  потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1 ≈ Х3, эффект дохода ≈Х3 - Х2. Заметим, что в обоих  случаях эффект замены характеризуется  движением вдоль одной и той  же кривой безразличия, а эффект дохода ≈ переходом с одной кривой на другую.

Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает  потребителя увеличивать его  потребление, сокращая потребление  другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис. 3.16 и 3.17 для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна). В наших примерах эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен ≈ чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Так, на рис. 3.18,а (на нем показаны лишь бюджетные линии KL и KL1 и вспомогательная линия K'L', точки их касания с опущенными на рисунке кривыми безразличия обозначены соответственно E1≈E3) общий результат повышения цены товара X (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены Х1 - Х3 и эффект дохода Х3 - Х2, при этом (Х1 - Х3) > (Х3 - Х2).

Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в  случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает  отрицательный эффект замены, закон  спроса нарушается ≈ его объем  изменяется в том же направлении, что и цена. На рис. 3.18,6, например, (Х3 - Х2) > (Х1 - Х3). Такие товары называются товарами Гиффена. В действительности потребление большинства товаров требует лишь небольшой части средств потребителя и эффект дохода обычно невелик. Даже если он отрицателен, его размеры недостаточны для того, чтобы перекрыть влияние эффекта замены. Поэтому появление товаров Гиффена маловероятно.

    1. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Элиминирование эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

Поэтому на рис. 3.19 вспомогательная  бюджетная прямая K'L', параллельная KL1, проводится не как касательная  к прежней кривой безразличия U2U2, а строго через точку E1, соответствующую  оптимальному набору товаров X и Y при  прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более  высокой, чем U2U2 кривой безразличия U3U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсации потребителю  падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара X (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены (Х1 ≈ Х3) и эффект дохода (Х3 - Х2). Заметим, что движение от E1 к E2 происходит не вдоль кривой безразличия, как на рис. 3.16 и 3.17, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K'L'

Сравнив два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

 

    1. Обобщение

Различия в подходах Хикса и Слуцкого удобно рассмотреть, совместив их на одном рисунке (рис. 3.20).

Здесь KL ≈ бюджетная прямая при номинальном доходе I и ценах  РX и РY, ее уравнение

XРX+ YРY=I;

KL1 ≈ бюджетная прямая  при том же номинальном доходе I и ценах РX + DРX и РY (причем DРX- < 0), ее уравнение

X(РX + DРX) + YРY = I;

E0 и E1 - комбинации товаров  X и Y до и соответственно после  снижения цены X; K▓L▓ и K▓▓L▓▓ - вспомогательные соответственно  по Хиксу и по Слуцкому. Их уравнения

IH = X(РX + DРX) + YРY|U = const

IS = X(РX + DРX) + YРY|X, Y = const

H и S- комбинации товаров  X и Y, отвечающие требованию неизменного  реального дохода соответственно  по Хиксу и по Слуцкому.

Теперь мы можем представить  методы разложения общего результата изменения цены РX по Хиксу и по Слуцкому в виде двух равенств:

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по  Хиксу),      (3.14)

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по  Слуцкому).      (3.15)

Левые части (3.14) и (3.15) характеризуют  общий результат изменения цены РX в мере изменения объема спроса на товар X, и в обоих случаях  они одинаковы. Правые части представляют суммы эффектов дохода и замены. Очевидно, что разница в распределении  общего результата на эффект дохода и  эффект замены составляет Х3≈Х2- В (3.14) эта величина входит в эффект дохода, в (3.15) ≈ в эффект замены.

Можно показать, что величина Х3-Х2 ╝ 0 при DРX╝ 0, так что при  малых изменениях РX подходы Хикса и Слуцкого дают практически одинаковый результат.2

В дифференциальной форме  равенства (3.14) и (3.15) имеют вид

                        

                          (по Хиксу)                                           (по Слуцкому)

Левые части (3.16) и (3.17) одинаковы  и представляют общий результат  изменения РX при неизменных номинальном  доходе I и цене РY. Здесь dX/dРX можно интерпретировать как наклон линии спроса на товар X, если РX принять как аргумент, а объем спроса ≈ как функцию.

Правые части представляют, как и в (3.14) и (3.15), суммы эффектов дохода и замены. При этом в (3.17) Х1 = dI/dРX, поскольку при изменении РX на DРX для приобретения прежнего товарного набора E0 (Х1, Y1) потребовалось бы компенсирующее изменение номинального дохода потребителя на Х1DРX, или в расчете на единицу изменения цены Х1DРX/DРX, т.е. Х1.

Эффект замены dХ/dРX всегда отрицателен, так как цена и количество изменяются в противоположных направлениях.

Знак перед первым слагаемым  правой части (эффект дохода) зависит  от знака сомножителя dХ/dI. Если /iX ≈ нормальный товар, dХ/dI > 0 и эффект дохода отрицателен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки нормального товара возрастают). Если X ≈ некачественный товар, dХ/dI < 0 и эффект дохода положителен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки некачественного товара сокращаются). В этом случае эффекты замены и дохода разнонаправлены. Наконец, если X ≈ товар Риффена, положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, так что общий результат изменения РX оказывается положительным, dХ/dРX > 0 (повышение цены вызывает увеличение спроса на товар).

Очевидно, что изменение  цены одного товара влияет на объем  спроса не только данного, но и других товаров. Основываясь на ранее высказанных  соображениях, мы можем разложить  на эффект замены и эффект дохода и  изменение объема спроса на товар Y в результате изменения цены товара X. Для этого модифицируем уравнение  Слуцкого (3.17):

Левая часть (3.18) характеризует  влияние изменения цены РX на объем  спроса на товар Y. Правая представляет сумму эффектов дохода и замены. В случае двух товаров (X, Y) эффект замены, как следует из рис. 3.20, положителен. При неизменной полезности снижение цены РX приводит и к сокращению покупок  товара Y (YS, YH < Y1), что является следствием убывающей предельной нормы замены MRS.

Следовательно, общий результат  dY/dРX будет положительным или отрицательным в зависимости от сравнительной "силы" двух эффектов. На рис. 3.20 общий результат dY/dРX отрицателен, спрос на товар Y увеличивается с Y1 до Y2 в результате снижения РX на DРX, поскольку отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замены.

  1. Типы кривых спроса

 Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в  основе спроса лежит не просто потребность  или нужда в том или ином благе, а готовность и способность  платить за него. Общий спрос покупателей  на благо находит свое отражение  на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой  цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

цена блага;

цены других благ;

доходы покупателей;

общее количество покупателей  данного блага;

предпочтительные вкусы  покупателей;

инфляционные ожидания;

экономическая политика государства.

Связь между ценой блага  и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский экономист  А. Маршалл.

В современной западной экономической  литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой  и величиной спроса на блага в  течение определенного периода.

Зависимость между ценой  блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

На основе кривых безразличия  и бюджетных ограничений можно  вывести обычную кривую спроса. На рис. 1 изображено, как поворачивается бюджетная линия, меняя свой наклон, в результате понижения цены товара Х с Р1 до Р4. Каждая из соответствующих  бюджетных линий касается кривой безразличия. В каждом случае рациональный выбор потребителя представлен  иным набором товаров Х и Y.

Пусть зафиксированные уровни цены товара Х равны P1, Р2, Р3, Р4. Отметим  оптимальные количества потребления  товара Х для каждого из указанных  уровней цены. Соотнеся эти объемы спроса с ценами на товар X, получим  четыре точки на нижнем графическом  поле. Эти точки принадлежат кривой спроса на товар X. Таким образом, оба  указанных на рис. 1 графика взаимосвязаны  и по-разному освещают изменение  цен на товар и соответствующее  изменение характера потребления.

 С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

Изменения в спросе. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спроса остаются неизменными только в учебниках.

Почему же сдвигается кривая спроса? Потому, что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличивается  средний реальный доход населения, возрастает численность взрослого  населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.

Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет  выше, чем он был до сдвига. Другой тип сдвига – при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига7.

  1. Излишек потребителя

Излишек потребителя (излишек покупателя, дополнительная выгода) – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

Термин «излишек потребителя» впервые применил французский инженер  и экономист Ж. Дюпюи (1804–1866) в 1844 г. для оценки полезностей общественных сооружений (мостов, каналов, дорог).

Информация о работе Теория поведения потребителя