Теория поведения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй — исследовать цену. Чтобы решить третий — определить доход потребителя. Эти три проблемы — полезность, цена, доход — составляют содержание теории потребления. Все они взаимосвязаны, и целью является - определение этой взаимосвязи.
Основные трудности, возникающие при описании поведения потребителя, связаны с выявлением критерия (целевой функции), в соответствии с которым он составляет план потребления, т.е. распределяет бюджет между покупаемыми благами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Полезность блага и потребительский выбор..………………………...4
Полезность блага………………………………………………….4
Потребительский выбор………………………………………….5
Два подхода к анализу полезности и спроса………………………….6
Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса………………………………………………6
Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия……………………...8
Бюджетное ограничение………………………………………………13
Эффект замены и эффект дохода …………………………………….14
Эффект замены и эффект дохода по Хиксу……………………..15
Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому ………………..16
Обобщение………………………………………………………...17
Типы кривых спроса ………………………………………………….19
Излишек потребителя…………………………………………………21
Равновесие потребителя………………………………………………23
Потребитель в макроэкономике………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.docx

— 379.46 Кб (Скачать файл)

Иногда излишек потребителя  называют «маршаллианским потребительским излишком» в честь английского экономиста А. Маршалла, внесшего существенный вклад в разработку данного понятия.

Излишек потребителя показывает, насколько лучше в среднем  живут отдельные люди, поскольку  различные потребители оценивают  потребление различных товаров  по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить  за эти товары, также различается.

Излишек представляет собой  максимальную цену, которую потребитель  блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или  полезность, получаемая потребителями  благодаря тому, что фактическая  цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму  излишка потребителя (рис. 19.1).

Излишек потребителя максимизируется только при совершенной конкуренции, когда цена устанавливается свободной игрой сил спроса и предложения на рынке и все потребители платят одинаковую цену. Однако если рыночная цена устанавливается максимизирующим прибыль монополистом, то образующиеся в результате этого сокращения объема и роста рыночной цены вызывают потери излишка потребителя (рис. 19.2).

На рис. 19.2 показано, что  при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага равна  его цене; все же предыдущие единицы  этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить  за эти промежуточные единицы  больше рыночной цены. Суммарный излишек  потребителя представлен заштрихованной площадью PEP1.

     

Рис. 19.1. Излишек потребителя                                                   Рис. 19.2. Потеря излишка потребителя в условиях монополии

На рис. 19.2 потеря излишка  потребителя показана заштрихованной площадью РРМХЕ. Если бы монополист назначил для каждой единицы блага отдельную  цену, выражающую максимальную сумму, которую потребители готовы за нее  уплатить, то он мог бы присвоить  весь потребительский излишек в  форме выручки от проданного блага.

Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и  ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой  оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.

Из-за того что потребители  приобретают все потребленные единицы  по цене последней единицы, они получают избыток полезности сверх издержек.

Излишек потребителя можно  подсчитать на основе кривой рыночного  спроса. Соотношение между спросом  и излишком потребителя можно  показать посредством определения  кривой спроса на продукты питания (рис. 19.3).                                      Рис. 19.3. График излишка потребителя

На рис. 19.3 изображен условный пример. Предположим, что цена продуктов  питания 40 р. за кг. Стоимость первого  кг равна 40 р., но его «ценность» для  потребителя – 100 р. Определение  «ценности» возможно при использовании  кривой спроса, которая позволяет  установить максимальную цену, которую  потребитель уплатит с целью  покупки дополнительной единицы  продуктов питания. Продовольствие можно приобрести, поскольку его  цена на 60 р. меньше максимальной цены и оно дает избыточную стоимость. Второй кг также стоит покупать, ибо это дает избыточную стоимость  в 50 р. (90 р. – 40 р.). Третий кг продовольствия дает излишек в 40 р. (80 р. – 40 р.). Четвертый  кг дает излишек в 30 р., пятый –  в 20 р., шестой – в 10 р. Седьмой кг продуктов питания дает нулевой  излишек. Каждый последующий кг обладает ценностью, которая меньше его цены, поэтому потребитель предпочитает не приобретать больше продуктов  питания.

Излишек потребителя получается сложением избыточной стоимости  по всем приобретаемым единицам. Исходя из рис. 19.3, совокупный излишек потребителя  составит 210 р. = 60 р. + 50 р. + 40 р. + 30 р. + 20 р. + 10 р.

При сложении многих отдельных  излишков совокупный излишек потребителя  измеряет совокупную выгоду, которую  получают потребители, покупая блага  на рынке. Соединение излишка потребителя  с совокупными прибылями, извлекаемыми производителями, позволяет оценить  издержки и прибыль альтернативных рыночных структур, определяющие поведение  как потребителей, так и фирм на рынке. Таким образом, концепция  излишка потребителя имеет существенное значение в экономике.

Использование концепции  излишка потребителя весьма полезно  при оценке результатов многих решений  правительства, а также применяется  при исследовании значительных преимуществ, получаемых гражданами.

Вместе с тем концепцию  излишка потребителя можно толковать  как потери потребителей от отсутствия того или иного блага на рынке  или как процесс увеличения рыночной цены до точки, при которой объем  спроса равен нулю.

Концепция излишка потребителя  дает возможность усилить анализ рыночного равновесия, мероприятий  государственного регулирования рынка, эффективности производства.

Концепция излишка потребителя  используется для оценки налогового бремени и для определения  выгод от субсидий.

  1. Равновесие потребителя

Равновесие потребителя (consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Равновесие потребителя  может быть выражено следующим образом:

, где MU — предельная полезность отдельных товаров; P — их цена.

Если кривая безразличия  показывает, что потребитель хотел  бы купить, а бюджетная линия —  что потребитель может купить, то в своем единстве они могут  ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки  при ограниченном бюджете. Кривые безразличия  и бюджетная линия используются для графической интерпретации  ситуации, когда потребитель максимизирует  полезность, получаемую им от покупки  двух разных благ при имеющемся бюджете.

Оптимальный набор потребительских  благ должен отвечать двум требованиям:

находиться на бюджетной  линии;

предоставить потребителю  наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный  выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную  линию на карту кривых безразличия, как это показано на графике.

В данном случае прямая KL —  это бюджетная линия, а кривые U1, U2, U3, U4 — это кривые безразличия. При имеющемся доходе потребитель, свободно перемещаясь по прямой KL, будет  стремиться к точке М (бюджетная  линия KL касается кривой безразличия U2), где он получит наибольшую полезность. U2 является наивысшей кривой которую  может достичь потребитель при  имеющемся доходе.

Равновесие потребителя

  1. Потребитель в макроэкономике

1. Кейнс предсказывал, что предельная склонность к потреблению лежит между единицей и нулем, и что средняя склонность к потреблению снижается по мере роста дохода, а также что текущий доход является основным фактором, влияющим на потребление. Изучение данных семейных бюджетов и краткосрочных временных рядов эти предположения подтверждает. Однако данные об изменениях потребления на протяжении длительных периодов показывают, что с ростом дохода средняя склонность к потреблению не снижается.

2. Недавние исследования  потребления основываются на  модели поведения потребителя  Ирвинга Фишера. В этой модели исследуется межвременной выбор и то, как потребитель выбирает уровень потребления для настоящего времени и для будущего, достигая наивысшего возможного уровня благосостояния на всем протяжении жизни. Пока потребитель имеет возможность занимать средства и накапливать сбережения, уровень потребления зависит от количества ресурсов, которыми потребитель располагает в течение жизни.

3. Гипотеза жизненного  цикла подчеркивает, что доход  на протяжении жизни человека  меняется предсказуемым образом  и что потребители используют  сбережения и заемные средства  для сглаживания колебаний потребления  на протяжении жизни. Гипотеза  предполагает, что потребление зависит  как от дохода, так и от накопленного  богатства.

4. В соответствии с  гипотезой постоянного дохода  колебания дохода могут быть  как постоянные, так и временные.  Поскольку потребители могут  занимать средства или делать  сбережения и потому что они  желают \ сгладить колебания уровня  своего потребления, потребление  слабо реагирует на временные  изменения дохода. В основном  потребление зависит от постоянного  дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Модель поведения потребителя  представляет собой связанные между  собой общие принципы поведения  потребителя на рынке, включающие в  себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.

Наш выбор товаров и  услуг для потребления, то есть выбор  потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими  по сравнению с другими.

Одно из теоретических  объяснений закона спроса, а также  потребительского выбора связано с  законом убывающей предельной полезности.

В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор  из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки  зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы  данного блага.

Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость  между увеличением количества потребляемого  блага и дополнительной полезностью  дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как  каждая дополнительная единица блага  добавляет уменьшающуюся величину полезности.

Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что  с увеличением количества потребляемого  блага предельная полезность блага  уменьшается.

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский  набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага  и при данном доходе потребителя.

Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает  определённые цели и руководствуется  личным интересом, то есть действует  в рамках разумного эгоизма.

 

Список литературы

  1. Свободная энциклопедия «Википедия»
  2. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский «Микроэкономика», Москва, 2006
  3. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. «Микроэкономика», СПб, 2004
  4. Т.А.Фролова «Микроэкономика: конспект лекций», Таганрог: ТРТУ, 2006
  5. Р.М. Нуреев «Курс микроэкономики», Москва, 2005
  6. А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова «Микроэкономика», Москва, 2005
  7. А.С. Селищев «Микроэкономика», СПб, 2002
  8. С.Н. Ивашковский «Микроэкономика», Москва, 2001
  9. А.Г. Грязнова, Л.Ю. Юданов «Микроэкономика: практический подход», Москва, 2005
  10. Л.Г. Симкина «Экономическая теория», СПб 2006.
  11. Е.А. Душенькина «Экономическая теория. Конспект лекций», Москва, 2008
  12. Е. В. Васильева, Т. В. Макеева «Экономическая теория. Конспект лекций», Москва, 2009
  13. Г.С. Beчкaнoв, Г.Р. Beчкaнoвa. Микроэкономика: Учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro/
  14. И.Ю. Устинов «Экономика. Микроэкономика», ВАИУ, 2010
  15. А.Л. Дмитриев, С.В. Переверзева «Теория поведения потребителя. Микроэкономика-II», учебное пособие, СПб, 2010
  16. Г.С. Вечканов «Микроэкономика. Самое главное», СПб, 2003

1 Т.А.Фролова «Микроэкономика: конспект лекций», Таганрог: ТРТУ, 2006

2 Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский «Микроэкономика», Москва, 2006, С 55-57

3 Госсен Г. (1810—1859) — немецкий экономист, один из основоположников микроэкономического анализа.

4 Менгер К. «Основания политической экономии», Одесса, 1903. С. 91.

5 Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. «Микроэкономика», СПб, 2004

6 Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. «Микроэкономика», СПб, 2004

7 Г.С. Вечканов «Микроэкономика. Самое главное», СПб, 2003, С 15.

 


Информация о работе Теория поведения потребителя