Теория предельных издержек и ее связь с оптимизацией производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать теорию производства и издержек в рыночной экономике.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретический аспект, который включает:
а) фирму, как главного субъекта производства в рыночной экономики;
б) издержки, их сущность и классификацию;
2) проанализировать производство и издержки в экономике РФ, что, в свою очередь, включает:
а) проблему производства и формирования издержек в российской экономике;
б) направления оптимизации производства и минимизации этих издержек.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Производство и издержки: теоретический аспект 5
1.1. Фирма как субъект производства. Процесс производства 5
1.2. Издержки производства: понятие, классификация 11
Глава 2. Производство и издержки в экономике Российской Федерации 18
2.1. Проблема производства и формирования издержек в российской экономике 18
2.2. Направления оптимизации производства и минимизации издержек 24
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

______Teoria_i_praktika_izderzhek_proizvodstva_v_ryno.docx

— 391.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Микроэкономический анализ»

на тему «Теория предельных издержек и ее связь с оптимизацией производства»

 

 

 

 

 

 

 

 
Выполнила: студентка 3 курса, группы  11бЭ-31з

 

 

 

 

Москва 2014

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

В современных условиях значительная роль отводится предприятию (фирме), т.к. в рыночной экономике именно на уровне этого субъекта решаются главные вопросы экономики: что, как и для кого производить? Без должного знания теории производства и издержек, законов этого производства, а также без применения этих знаний на практике, невозможно максимально эффективное функционирование фирмы, а значит и эффективное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей. Таким образом, для стабильного функционирования и развития всей экономической системы необходима эффективность всех ее звеньев, в том числе и предприятия, как части этой системы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность темы данной курсовой работы обусловлена ее практическим значением.

Что касается степени разработанности данной проблемы, то можно сказать, что в настоящее время теория производства уже полностью сформированная. Данной проблемой занимались такие экономисты, как Р. Коуз (теория фирмы и трансакционных издержек), Ф. Найт (теория предпринимательства, прибыли), П. Дуглас (производственная функция), О. Уильямсон (исследования в области экономической организации), А. Алчиан (обмен и производство), Ф. Визер (предельная полезность, альтернативные издержки) и др. Среди отечественных ученых можно отметить В.В. Леонтьева (метод «затраты-выпуск»), Л.В. Канторовича (теория оптимального распределения ресурсов) и др.

Цель курсовой работы: проанализировать теорию производства и издержек в рыночной экономике.

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1) рассмотреть теоретический  аспект, который включает:

а) фирму, как главного субъекта производства в рыночной экономики;

б) издержки, их сущность и классификацию;

2) проанализировать производство  и издержки в экономике РФ, что, в свою очередь, включает:

а) проблему производства и формирования издержек в российской экономике;

б) направления оптимизации производства и минимизации этих издержек.

 

Глава 1. Производство и издержки: теоретический аспект

    1. Фирма как субъект производства. Процесс производства

 

В рыночной экономике предприятие (фирма) – это главный субъект производства продукции, а предприниматель – ключевая фигура. Между понятиями «предприятие» и «фирма» некоторые экономисты выделяют различия, но мы в своей работе будем считать эти понятия эквивалентными. Что же такое фирма? В узком смысле слова, фирма – это имя, под которым юридически полноправный предприниматель ведет свои дела. В широком смысле – это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме. Можно дать еще несколько определений, но, по сути, они отражают одно и то же. Предприятие (фирма) – экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. В современной экономической теории фирма есть та организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Также под фирмой (firm) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Но как появляются и существуют фирмы? Научный ответ на этот вопрос дают разные теории. Одни экономисты рассматривают современные фабрики (фирмы) как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К. Маркс), другие считают, что фирмы – результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт), третьи объясняют появление фирм необходимостью уменьшения трансакционных издержек. Последняя заключается в том, что деятельность рынка предполагает некоторые издержки, которые можно сократить, создавая организации и предоставляя некоему авторитету («предпринимателю») право направлять ресурсы1.

Фирма в неоклассической теории выглядела как «черный ящик», в котором ресурсы трансформировались в продукты в соответствии с характером производственной функции (выражающей технологическую зависимость последних от первых) и той внешней средой (рыночной структурой), которая определяла способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы (совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Институциональная теория по-иному рассматривает фирму. Здесь в центре внимания другое: объяснение существования и, соответственно, в дальнейшем – сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, планирования, контроля и др.

Несмотря на некоторые различия в подходах к понятию и сущности фирмы, можно сделать вывод о том, что предприятие, как уже отмечалось выше, играет главную роль в условиях рыночной экономики. Понимание того, что представляет собой фирма, является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений на микро- и макроуровне. Современное рыночное хозяйство демонстрирует многообразие видов фирм. Но если говорить о целях любой фирмы, то их можно свести к одной: цель любой фирмы на рынке – максимизация получаемой прибыли. В связи с этим следует рассмотреть процесс производства.

На рынках готовой продукции фирма выступает как производитель-поставщик, а ее поведение характеризует предложение товаров и услуг. Для осуществления своей хозяйственной деятельности фирма использует факторы производства. Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал (в том числе его организация), предпринимательская способность и информация. Производственная функция (production function) – зависимость между количеством ресурса, применяемого для производства некоторого блага, и объемом его выпуска:

,        (1)

 

 где x1, x2, x3 – факторы производства.

Для упрощения в теории производственная функция рассматривается на основе двух факторов производства – капитала(K) и труда(L):

  (2)

Эта функция показывает максимально возможный выпуск продукции при каждом сочетании факторов производства.

В теории фирмы важную роль играет фактор времени. В связи с этим в деятельности фирмы выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды. Краткосрочным называется период, в течение которого, по крайней мере, один фактор производства сохраняет прежние размеры (т.е. является фиксированным, постоянным), а фирмы не могут ни покинуть отрасль, ни войти в нее. Долгосрочным, напротив, называется период, достаточно продолжительный для того, чтобы все факторы имели возможность изменить свои размеры, т.е. стать переменными, а фирмы могли покинуть отрасль или войти в нее.

Рассмотрим подробнее производство в эти периоды.

Производство в краткосрочный период

Предположим, что продукт производится с использованием одного фиксированного фактора, а затраты труда постоянно возрастают. При этом по закону производственной функции, увеличится количество совокупного продукта (Q), возрастет средний (AP) и предельный продукт (MP) производства. Совокупный продукт (total product) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на единицу переменного фактора, получим средний продукт (average product):

    (3)

Предельный продукт (marginal product)– это прирост совокупного продукта, полученный в результате приращения количества использованного переменного фактора:

          (4)

Взаимодействие общего, среднего и предельного продуктов позволяет определить максимальный объем производства (рис. 1-1). В целом, достижение максимального объема производства определяется динамикой предельного продукта. На рисунке 1-1 видно, что пока предельный продукт положительный, совокупный продукт возрастает. Совокупный продукт максимизируется в точке, когда очередной дополнительный работник уже не может ничего добавить к объему производства, т.е. предельный продукт равен 0. Когда предельный продукт оказывается больше среднего, средний продукт растет; если предельный продукт меньше среднего, средний продукт уменьшается.

 

Рис. 1-1 Взаимодействие общего, среднего и предельного продуктов

Производство в долгосрочный период

Предположим, продукт создается с использованием двух переменных факторов: труда и капитала. При разных сочетаниях этих факторов может быть получено разное количество продукции. Если предполагаемые объемы производства вынести на график, получим карту изоквант. Изоквантой называется геометрическое место точек, соответствующих всем комбинациям двух ресурсов, способным произвести заданный объем продукта (рис. 1-2). Предпринимателю безразлично, какую комбинацию ресурсов применить: А, В или С, поскольку в любом случае будет произведено одно и то же количество товара.

Рис. 1-2 Изокванта

Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант (рис.1-3).

Рис. 1-3 Карта изоквант

При неизменной технологии и заданном объеме производства фирма может максимизировать прибыль, замещая более дорогой фактор более дешевым. Предельная норма технологического замещения факторов производства показывает, какое количество одного фактора следует сократить, чтобы увеличить количество другого фактора на одну дополнительную единицу:

     (5)

Изокоста есть геометрическое место точек, соответствующих всем комбинациям двух ресурсов, которые имеют одинаковую стоимость (рис.1-4). Если P1 – цена фактора производства F1, а P2 – цена F2,то, располагая определенным бюджетом С, наш производитель может купить X единиц фактора F1 и Y единиц фактора F2:

     (6)

или для труда и капитала:

     (7)

Рис. 1-4 Изокоста

Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов (рис. 1-5). В точке E при данных издержках достигается максимальный объем производства.

Рис. 1-5 Равновесие производителя

 

    1. Издержки производства: понятие, классификация

 

Цель фирмы в рыночной экономике – максимизация прибыли. Но любое производство немыслимо без затрат, или издержек. Затраты – это стоимость всех ресурсов, использованных на конкретные цели в процессе деятельности организации за определенный период времени2. Издержки являются одновременно и простой и очень сложной категорией. Простой, потому что само значение слова «издержки» подсказывает: это то, во что обходится предпринимателя организация производства, а сложной – потому что существует ряд методологически разных подходов к определению сущности, классификации и величины издержек.

Во-первых, издержки делятся на издержки производства и издержки обращения. Издержки производства – это затраты на приобретение факторов производства. Совокупность затрат, связанных с процессом обращения товаров, представляют издержки обращения. В свою очередь издержки обращения делятся на:

– дополнительные издержки обращения – это затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, сортировку, расфасовку, упаковку, комплектование и доработку продукции. Эти издержки увеличивают конечную стоимость товара.

– чистые издержки обращения – это затраты, связанные со сменой форм стоимости реализуемых товаров (товарной формы на денежную и наоборот). К ним относятся затраты на оплату труда продавцов и кассиров, на аренду и содержание торговых помещений, на учет и охрану товаров и денег, на рекламу, на организацию спекуляции. Эти издержки не образуют и не увеличивают стоимость товара.

Во-вторых, выделяют индивидуальные и общественные издержки. Индивидуальные издержки – это издержки производства на каждом отдельном предприятии. Общественные издержки – это издержки на производство продукции в целом в обществе.

В-третьих, с точки зрения поступления средств выделяют внешние (явные) и внутренние (неявные) издержки. К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам.

Внутренними издержками являются:

– издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;

– нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность. Нормальная прибыль представляет собой ту минимальную прибыль, которая позволяет капиталу удерживаться в данной сфере применения.

В-четвертых, издержки делятся в зависимости от периода действия предприятия.

В краткосрочном периоде издержки бывают постоянными (фиксированные), переменными и общими (валовыми). Постоянные издержки (fixed cost) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объёма производства (рис. 1-6). Фиксированные издержки включают все обязательные платежи: налоги, проценты по займам, арендную плату, платежи по долгосрочному лизингу оборудования, оплату охраны, оплату труда некоторых ценных специалистов и пр.

Рис. 1-6 Постоянные издержки

Переменные издержки (variable cost) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства (рис. 1-7). К переменным издержкам относятся затраты на материалы и сырье, на электроэнергию и пр., а также оплата труда наемных рабочих и служащих.

Рис. 1-7 Переменные издержки

Общие издержки (total cost) –совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период (рис. 1-8). Общие издержки – это сумма постоянных и переменных издержек:

Рис. 1-8 Общие издержки

Если разделить каждую из названных выше категорий на объем выпуска продукции, то будет получена еще одна группа показателей издержек, а именно средние издержки. Таким образом, получают:

– средние фиксированные издержки:

     (8)

– средние переменные издержки:

    (9)

– средние общие издержки:

   (10)

Графически группа средних издержек будет выглядеть следующим образом (рис 1-9).

Рис. 1-9 Средние издержки: фиксированные, переменные, общие

Также существуют предельные издержки (рис. 1-10).

Предельные издержки (marginal cost) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Предельные издержки характеризуют возрастание общих издержек в связи с выпуском дополнительной единицы продукции.

Рис. 1-10 Предельные издержки

В долгосрочном периоде все элементы издержек изменчивы. С целью максимизации прибыли фирма расширяет объемы производства, и здесь возможны три случая (рис. 1-11):

Информация о работе Теория предельных издержек и ее связь с оптимизацией производства