Теория предельных издержек и ее связь с оптимизацией производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать теорию производства и издержек в рыночной экономике.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретический аспект, который включает:
а) фирму, как главного субъекта производства в рыночной экономики;
б) издержки, их сущность и классификацию;
2) проанализировать производство и издержки в экономике РФ, что, в свою очередь, включает:
а) проблему производства и формирования издержек в российской экономике;
б) направления оптимизации производства и минимизации этих издержек.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Производство и издержки: теоретический аспект 5
1.1. Фирма как субъект производства. Процесс производства 5
1.2. Издержки производства: понятие, классификация 11
Глава 2. Производство и издержки в экономике Российской Федерации 18
2.1. Проблема производства и формирования издержек в российской экономике 18
2.2. Направления оптимизации производства и минимизации издержек 24
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

______Teoria_i_praktika_izderzhek_proizvodstva_v_ryno.docx

— 391.21 Кб (Скачать файл)

1) если по мере роста  масштаба производства средние  издержки имеют тенденцию к  понижению, говорят о положительном  эффекте масштаба;

2) если по мере увеличения  масштабов производства средние  издержки не изменяют своей  величины, то эффект масштаба  будет нулевым;

3) если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают, то эффект масштаба будет отрицательным.

Рис. 1-11 Кривая долгосрочных средних издержек

В-пятых, в особый вид издержек стоит выделить трансакционные издержки. Этот термин в научный оборот ввел Рональд Коуз. В первых работах терминология Коуза еще не устоялась, и он говорит то об «издержках использования ценового механизма», то об «издержках по осуществлению сделок путем обмена на открытом рынке», то об «издержках совершения рыночных сделок». Позднее общеупотребительным стал термин «трансакционные издержки» (от английского transaction – сделка). Они состоят из затрат по поиску информации о ценах и качестве необходимых товаров, а также расходов, связанных с заключением контрактов, контролем за их выполнением и их юридической защитой. Сам Р. Коуз описывает трансакционные издержки так. Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку, о ее условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее. В настоящее время трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством ученых интегрально, как издержки функционирования системы. Для более полного понимания сущности трансакционных издержек обратимся к их классификации по Д. Норту и Т. Эггертссону. Согласно этой классификации, трансакционные издержки это:

  1. издержки поиска;
  2. издержки ведения переговоров;
  3. издержки составления контракта;
  4. издержки мониторинга;
  5. издержки на принуждение;
  6. издержки на защиту прав собственности.

Пункты 1-3 относились к ex ante(к деятельности до появления юридически оформленного контракта). А с пункта 4, когда такой контракт уже появился, начинается ex post (деятельность после его появления). 
Глава 2. Производство и издержки в экономике Российской Федерации

2.1. Проблема производства  и формирования издержек в российской экономике

 

Рассмотрим теперь практический аспект данной темы, т.е. производство и издержки в экономике Российской Федерации. В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ. В качестве основной задачи правительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом к рыночной экономике, с приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики. В числе мероприятий значились либерализация цен на основные товары и услуги, массовая приватизация и др. Если на первой стадии реформ основными приоритетами были создание частной собственности и рыночной инфраструктуры, то на второй стадии главными становятся улучшение социальных условий, усиление конкурентоспособности на мировом рынке и поддержание макроэкономической стабильности. Несмотря на некоторые негативные последствия, в целом в ходе реформ 90-х гг. прошлого столетия были созданы основные механизмы рыночной экономики, т.е. данные реформы положили начало становлению рыночной экономической системы.

После дефолта 1998 г. позитивные сдвиги на микроуровне российской экономики наблюдается, прежде всего, в тех двух сферах, где сосредоточено большинство «быстрых» фирм. А именно улучшилась инфраструктура ведения бизнеса, и возникло производство, ориентированное на «субсредний класс». На российском рынке нами зафиксированы следующие механизмы распространения благоприятных изменений внутри отраслей и в смежных секторах деятельности: подражание; соперничество; синергия.

  1. Подражание. «Быстрые» фирмы в России характеризуются выраженной тенденцией пристраиваться «в хвост» за удачливым первопроходцем; в результате формируется целый «куст» бурно развивающихся предприятий.
  2. Соперничество. Рост конкурентоспособности инициатора перемен означает для его соперников угрозу вытеснения с рынка. Они вынуждены копировать новинку или искать ассиметричный ответ.
  3. Синергия. Взаимодействующие фирмы демонстрируют куда более мощную и устойчивую тенденцию к росту, чем изолированные.

Целесообразно рассмотреть и состояние производства, его конкурентоспособности в современных экономических условиях России.

Под конкурентоспособностью производства следует понимать способность данного способа производства (в том числе такой организации производственных факторов) обеспечивать создаваемой продукции (товару) возможность конкурировать с аналогичной (аналогичным)3.

Конкурентоспособность можно рассматривать применительно к следующим объектам:

  1. понятие конкурентоспособности может описывать производимые товар или услугу;
  2. понятие конкурентоспособности используется при характеристике хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. В этом случае конкурентоспособность может быть определена как возможность такого субъекта присутствовать на рынке товаров (услуг), получая при этом экономическую выгоду от такого присутствия.

По последним данным Всемирного банка в последнем Индексе глобальной конкурентоспособности (за 2010-2011 гг.) Россия занимает 63 место, при этом ее конкурентоспособность оценивается в 4,2 балла.

Также данные Всемирного банка свидетельствуют, что при всех сложностях открытия нового дела в России, особые трудности ждут предпринимателя на этапе работы уже созданной компании. По многим показателям ведение бизнеса остается обременительным.

По нашему мнению, в связи с ресурсно-сырьевой ориентацией, в экономике РФ наблюдается диспропорциональная структура производства. Другими словами, одним из минусов производства в нашей стране является то, что производится мало товаров общественного потребления, а если и производится, то ненадлежащего качества. Современная ситуация в отечественной промышленности характеризуется: отставанием производства по комплексу высоких технологий, снижением средней квалификации научного и производственного персонала, неэффективной организацией связи между участниками производственного процесса, высокой прибыльностью инвестиций в потребительском секторе на фоне непривлекательности промышленных компаний (например, из 1 млрд. долл. иностранных инвестиций вложенных в российский бизнес менее 2% направлено на технологические компании) и т.д. Можно сделать вывод о том, что кризис 90-х годов привел к потере национальной экономикой практически всех конкурентных преимуществ и, следовательно, снижению уровня конкурентоспособности. Высокий уровень износа, технологическая разбалансированность, применяемые ресурсозатратные технологии – вот те реальности, которые препятствуют росту производства на «старых» мощностях. Низкая конкурентоспособность российской экономики во многом предопределена сосуществованием на одних и тех же рынках предприятий-лидеров и фирм-аутсайдеров при наличии огромного разрыва между ними в уровне производительности.

В современных условиях быстрого развития НТП важным средством производства становится информация. Информационное обеспечение позволяет выявить и устранить возможные потери, связанные с несовершенством действующей технологии, техники, системы управления и т.д., выбрать наиболее оптимальный вариант и внедрить его. Таким образом, достоверная и оперативная информация выступает необходимым условием сознательного экономического регулирования производства и повышения его эффективности. Если говорить об обеспечении производством информацией, то здесь ситуация такова, что потребность в информации до сих пор не ставится российскими предпринимателями на ведущие места в числе актуальных проблем. Основной проблемой, с которой сталкиваются предприятия при функционировании систем информационного обеспечения, является, прежде всего, неумение сотрудников формировать информационные сообщения и доклады, что говорит о недостаточной информационной культуре на российских предприятиях.

Также можно рассмотреть объем инвестиций в основной капитал и объем затрат на исследование и разработки. Первый фактор – инвестиционный –  положительно влияет на экономическую эффективность за счет обеспечения замены старого оборудования на новые технологии. Второй фактор – инновационный – положительно влияет на экономическую эффективность за счет возникновения новых методов производства, которые впоследствии могут принять форму производственных технологий. Инновационно активными можно считать не более 6% предприятий, тогда как, например, в США таковых не менее трети.

Формирование издержек в экономике Российской Федерации имеет ряд особенностей. В российской экономике издержки производства определяются как себестоимость, которая отражает стоимость затрат, понесенных предприятием в связи с производством продукции. Согласно Постановлению Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 г. себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. В соответствии с принятой в России системой бухгалтерского учета элементная структура себестоимости включает пять составляющих:

  1. материальные затраты (сырье, материалы, топливо и др.);
  2. затраты на оплату труда персонала;
  3. отчисления на социальные нужды, начисляемы на фонд оплаты труда;
  4. амортизация основных фондов;
  5. прочие затраты.

Методология учета себестоимости в России отличается от методологии учета издержек фирм в странах с развитой рыночной экономикой:

 – во-первых, в системе коммерческого расчета России нет раздельного учета экономических и бухгалтерских издержек – вне внимания остаются неявные издержки;

 – во-вторых, в себестоимости отсутствует деление состава валовых издержек на постоянные и переменные;

 – в-третьих, в системе учета затрат не берутся во внимание предельные издержки;

 – в-четвертых, в себестоимости не отражается целый ряд статей трансакционных издержек.

Поэтому действующая в РФ система учета издержек не вполне отвечает рыночному характеру деятельности предприятий.

Затраты являются фактором конкурентоспособности товара / услуги и показателем, характеризующим работу предприятия. Сегодня на отечественных предприятиях сложились довольно высокие уровни производственных запасов, и на предприятиях имеют место очень высокие издержки по содержанию самих запасов. Высокие трансакционные издержки являются неотъемлемой чертой развивающихся рынков, их «детской болезнью».

В целом, снижение себестоимости продукции является одной из главных проблем российских предприятий. Высокие издержки обусловлены такими факторами, как инфляционные ожидания, неразвитость ресурсных рынков, экспортная ориентация производителей сырьевых ресурсов, недостаточная загруженность производственных мощностей и т.д.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Россия не уступает экономикам с аналогичным уровнем развития, однако исходя из того, что она не является лидером по продвижению инноваций и совершенствованию производства, – которые в Докладе о глобальной конкурентоспособности рассматриваются как важный признак продвижения на новый уровень развития, – Россию нельзя считать передовой по сравнению со многими странами с аналогичным уровнем развития4.

Резюмируя, следует отметить следующие недостатки конкурентоспособности производства в России:

– подъем экономики, обеспеченный доходами от экспорта сырья;

– значительное государственное вмешательство в экономику;

– отсутствие совершенной конкуренции на рынке страны и отлаженных рыночных механизмов регулирования экономических процессов;

– неэффективность работы административных органов (коррупция, бюрократия);

– неэффективное исполнение законов, отсутствие независимости у судебной власти;

– нехватка квалифицированных рабочих кадров с образованием, соответствующим потребностям экономики;

– неразвитость финансового рынка страны;

– недостаточное финансирование НИОКР, коммерциализации их результатов и внедрения инноваций.

 

 

 

 

 

 

2.2. Направления  оптимизации производства 

и минимизации издержек

 

Эффективность производственной деятельности предприятия определяется способом производства и его эффективностью. Существуют различные направления повышения эффективности производства:

Научно-технический прогресс. Естественно, что при внедрении новых технологий на предприятии снизятся затраты на производство единицы товара и через экономию возрастет прибыль и эффективность.

Одно из направлений оптимизации производства – это своевременное выполнения условий во избежание производственных ошибок. Некоторые из их числа следующие:

– постоянное повышение квалификации работников и обучение их действиям в кризисных ситуациях

– построение эффективной системы информационного обеспечения и анализа

– повышение уровня автоматизации управленческих и производственных процессов предприятия5.

Процесс оптимизации производства и повышения качества и конкурентоспособности продукции предполагает выполнение следующих функций:

  • Прогнозирование качества и конкурентоспособности продукции, 
    работ, услуг – выявление требований потребителей к номенклатуре, 
    ассортименту и качеству продукции; выявление научно-технических 
    и экономических возможностей удовлетворения перспективных требований потребителей;
  • Нормирование требований к качеству и конкурентоспособности – производится путем установления в нормативно-технической 
    документации регламентированных значений показателей качества 
    и себестоимости изготовления и реализации продукции;
  • Аттестация и сертификация продукции – объективная оценка 
    уровня качества продукции и технологических процессов ее изготовления
  • Организация разработки и постановки продукции на производство – создание и модернизация в короткие сроки продукции, технический уровень которой соответствует лучшим отечественным или зарубежным достижениям либо превосходит их
  • Организация технологической подготовки производства – разработка технологических процессов, проектирование технологической 
    оснастки, инструмента, специального оборудования и их изготовление или приобретение
  • Организация материально-технического обеспечения конкурентоспособности продукции. Функция направлена на обеспечение в соответствии с запланированными показателями качества и конкурентоспособности: поставки сырья, материалов, комплектующих изделий с минимальными затратами; технологической оснасткой; технологических процессов энергоносителями и энергией
  • Обеспечение стабильности запланированного уровня качества и конкурентоспособности продукции при ее изготовлении, транспортировке, 
    хранении и потреблении – создание условий, обеспечивающих устойчивое соблюдение норм и нормативов качества и конкурентоспособности
  • Стимулирование повышения качества и конкурентоспособности – меры материального и морального стимулирования, принимаемые 
    внутри предприятия и направленные на обеспечение конкурентоспособности продукции
  • Контроль качества продукции – предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, условиям поставки, договорам
  • Правовое обеспечение качества и конкурентоспособности – эффективное применение средств юридического воздействия на объекты управления на всех стадиях жизненного цикла товара;
  • Информационное обеспечение – своевременное обеспечение рабочих, руководителей и специалистов предприятия данными о качестве продукции и издержках на ее изготовление.

Информация о работе Теория предельных издержек и ее связь с оптимизацией производства