Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя (покупателя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Формирование потребительских предпочтений зависит от уровня жизни населения и уровня экономической культуры, целого ряда социально-психологических, исторических и иных факторов. Выявление и правильная оценка потребительских предпочтений при проведении маркетинговых исследований способствуют более точному определению различных сегментов рынка, создают предпосылки для успешного продвижения товара на рынок и эффективной реализации сбытовой стратегии.

Содержание работы

Введение
1. Понятие потребностей, их классификация
2. Выбор потребителя, потребительское поведение
3. Теория предельной полезности. «Эффект дохода», «Эффект замещения»
4. Кривые безразличия, бюджетная линия и равновесное положение потребителя
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 3. Кривая безразличия 

Характерные черты кривых безразличия:

1) Нисходящий вид кривой.

Кривые безразличия  имеют вид нисходящих по той простой  причине, что как продукт Y, так и продукт X обладают полезностью для потребителя. Следовательно, двигаясь от комбинации А к комбинации В, потребитель приобретает больше продукта X, тем самым увеличивая для себя его совокупную полезность; соответственно для уменьшения совокупной полезности на точно такую же величину потребитель должен отказаться от некоторого количества продукта Y. Иначе говоря, чем больше X, тем меньше Y, так что между количествами X и Y существует обратная связь, а любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид.

2) Выпуклость по отношению к началу координат.

Чем можно объяснить выпуклость кривой безразличия? Ответ заключается в том, что субъективная готовность потребителя к замещению продукта Y продуктом X (или наоборот) зависит от начальных количеств продуктов Y и X. В общем, чем больше количество продукта X, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц. Аналогичным образом, чем меньше количество продукта Y, тем больше его предельная полезность. Это значит (см. рис. 3), что при перемещении вниз по кривой потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта Y в порядке компенсации на приобретение каждой дополнительной единицы B. В результате получаем кривую с убывающим наклоном, т.е. выпуклую по отношению к началу координат. Иначе можно сказать, что предельная норма замещения снижается по мере продвижения вправо вдоль кривой безразличия.

3) Карта безразличия.

Описать предпочтения по всем наборам разных товаров ( и ) можно с помощью карты кривых безразличия (см. рис. 4). Карта кривых безразличия - это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.

 

Рис. 4. Карта кривых безразличия 

Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к  которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем кривая безразличия дальше от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей и, следовательно, наборы, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.

Таким образом, карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя - его бюджетное ограничение, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.

 

Бюджетная линия

Совокупность вариантов  выбора, открывающихся перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика бюджетной линии.

Бюджетная линия (BL) – это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах, или это комбинации товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.

Предположим, что доход  потребителя составляет 4000 руб., и он нуждается в двух товарах – X и Y. Цена товара X = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров (рис. 5):

Рис. 5. Наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах.

 

Обозначив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной – X и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (рис. 6).

 

Рис. 6. Бюджетная линия

 

Любая точка, лежащая  на бюджетной линии, обозначает доступность  набора товаров для потребителя, т.е. его доход позволяет ему  приобрести любой набор товаров X и Y. Покупатель не может себе позволить приобрести набор товаров, обозначенный точками, расположенными выше и правее бюджетной линии (точка F), так как такой набор потребовал бы большего дохода. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (точка G), также означает доступность набора товара для потребителя, но, приобретая такой набор, потребитель не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара Y. При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии.

 

 

Бюджетная линия:

– сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит равное снижение цен двух товаров; 
– сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен;  
– меняет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорционально.

Изучив потребительские  предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель  делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько  товаров каждого вида приобрести. Напомним, что осуществляя свой выбор, потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.

Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: его координаты должны находиться на бюджетной линии, и он должен быть предпочтителен по сравнению с другими.

 

Равновесное состояние  потребителя

Набор, который обеспечивает максимально возможное удовлетворение потребностей, соответствует координатам  точки касания бюджетной линией кривой безразличия. В этой точке потребитель находится в положении равновесия – состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

 

Рис. 7. Равновесное состояние  потребителя

 

На рис. 7 потребитель находится в состоянии равновесия в точке е, т.е. он максимизирует совокупную полезность при заданном бюджетном ограничении, приобретая набор товаров, соответствующий координатам точки е.

Точки а и b на кривой безразличия U1 достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия – U2.

Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе.

Поведение людей в  сфере распределения собственных  доходов и приобретения потребительских  благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный рыночный спрос на отдельные товары, сигнализируя предложению (производству) о том, какое количество товара требуется на рынках.

При увеличении дохода и  неизменности цен бюджетная линия, перемещаясь вправо, касается все более отдаленных кривых безразличия. Изменение цены одного товара при фиксированном доходе приводит к изменению угла наклона бюджетной линии, которая теперь касается более отдаленных кривых безразличия.

 

Заключение

 

Хозяйственная жизнь  общества основана на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.

Материальные потребности  можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. Экономические потребности – одна из основополагающих категорий в экономической теории.

Предпочтения потребителей – отношение, определяющее выбор потребителем или покупателем тех или иных услуг или товаров.

Поэтому ключевым моментом является понимание механизма формирования решения о покупке, которое может  иметь свои особенности в зависимости  от социально-психологических характеристик  покупателя или от характера покупаемого товара. Так, в соответствии с одной из моделей поведения покупателя этот механизм включает в себя: осведомленность, интерес, желание, действие. Очень важно знать, как и когда покупатель начинает проявлять интерес к товару, под воздействием каких факторов формируется его желание приобретать товар, как направить это желание на приобретение именно данного товара.

Один из наиболее востребованных видов исследований – изучение потребителей, ведь именно потребители, покупая товары компании, приносят ей прибыль.

Неудивительно, что клиент, потребитель находится в центре внимания любой успешной компании, независимо от её размера. Изучая своих клиентов, их желания, предпочтения, компания может предложить им именно то, в чем они нуждаются. При этом компания сможет удовлетворить потребности своих клиентов, потребителей лучше, чем конкуренты.

Предприятие может добиться успеха только в том случае, если оно стремиться удовлетворить запросы потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Балдаева И.Б. Микроэкономика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Улан-Удэ: БГУ, 2009. – 88 с.
  2. Брунова В.И. Основы предпринимательства: учебное пособие. – СПбГАСУ. – СПб.,   2010. – 106 с.
  3. Герасимов Б.И., Коновалова Т.М., Нижегородов Е.В. Микроэкономика: введение в экономический анализ: Учебное пособие. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. – 80 с.
  4. Герасимов Б.И.,  Косова Н.С. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика: Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. – ч.1. – 232 с.
  5. Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ,  2011. – 174 с.
  6. Разнодежина Э.Н. Экономическая теория: основы микро- и макроэкономики: учебное пособие. – 2-е изд. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 263 с.
  7. Савелло Л.Л., Иванова М.А., Карташов Б.А., Андреев Г.Н. Микроэкономика. Экономические основы деятельности фирмы: Учебное пособие. – Волгоград: ВолгГТУ, 2009. – 80 с.

 

 




Информация о работе Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя (покупателя)