Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:38, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.
АННОТАЦИЯ
Целью настоящей курсовой работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.
Задачами курсовой работы: рассмотреть теоретические основы понятий спроса, предложения и эластичности, обозначить методы измерения эластичности, разобрать практический пример оценки эластичности в практике предприятия.
Данная работа состоит из трех частей. Первая раскрывает понятие спроса и предложения. Вторая глава - объясняет практическую значимость спроса и предложения, эластичность спроса и предложения и методы изучения эластичности спроса и предложения. В третьей главе говорим о применении теории эластичности как раздела общей теории спроса и предложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Спрос и предложение на рынке…………………………………………………6
1.1 Понятие спроса………………………………………………………………
1.2 Понятие предложения…………………………………………………
1.3 Взаимодействие спроса и предложения………………………………………13
2. Практическая значимость спроса и предложения…………………………….17
2.1 Эластичность спроса и
2.2 Методы изучения эластичности спроса и предложения……………………20
3. Применение
теории эластичности как раздела общей
теории спроса и предложения…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33
Спрос и
предложение – два важнейших
понятия, с помощью которых описывается
взаимодействие продавцов и покупателей,
каждый из которых стремится к
максимально полному
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли.
Поскольку
стремления покупателей и продавцов
удовлетворяются друг за счет друга,
то они неизбежно встречаются
друг с другом, образуется так называемый
рынок, система экономических
Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.
Несомненно, что компания, планируя объем и структуру производства, должна опираться на четкие фактические данные о потенциальном спросе на свою продукцию. Согласно рыночным законам величина спроса зависит от цены блага, прочих внешних факторов (например, доходов потребителей), а также от цен на товaры-дополнители или товары-субституты.
При повышении цен компания может ожидать при прочих равных условиях снижение спроса на продукцию, тем более если имеет место активная деятельность конкурентов, продающих товары-субституты по более низким ценам. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на увеличение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта производимой продукции.
Явление изменения величины спроса (предложения) вследствие изменения цены получило в экономической науке название эластичности.
Проблема
изучения и измерения эластичности
имеет существенный научный, а самое
главное и практический, интерес
для экономики в настоящее
время. В данной работе мы ставим целью
подробное рассмотрение основ теории
спроса и предложения, а также
методов измерения
Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага [1]. То есть исходя из экономического смысла, основу спроса составляет не только потребность или нужда в определенном товаре (благе), а готовность и способность платить за него. Результирующий спрос потребителей на товар (благо) находит свое отражение на кривой спроса.
Спрос проявляет себя в величине своего объема, которая означает количество товара, которое было бы куплено по определенной цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Можно выделить некоторые факторы, оказывающие влияние на величину спроса:
Известный экономист А.Маршалл (1842-1924) определил наличие связи между ценой товара (блага) и величиной спроса на него. Данная зависимость получила название закона спроса. Данный закон определяет, что количество блага, на которое имеется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении [2]. Однако здесь не утверждается некоего строгого соотношения между уменьшением цены на благо и увеличением спроса на него. Обращаясь к современной экономической литературе, обнаружим, что в настоящее время под законом спроса понимают обратную зависимость между ценой и величиной спроса на товар за определенный период. Данная зависимость получила название шкалы спроса (кривая спроса).
Таким образом, кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара, который потребители хотят и имеют возможность приобрести за единицу времени.
На рис. 1.1. изображена кривая спроса. По горизонтальной оси графика откладываются объем спроса на товар, а по вертикальной – цена на него. Из графика можно заметить, что чем выше цена блага, тем меньше объем спроса на него. Данная зависимость получила название закона отрицательного наклона кривой спроса.
Снижение объема спроса вследствие роста цены обусловлено двумя причинами. Во-первых, имеет место так называемый эффект замены, или замещения. Он состоит в том, что при росте цены определенного блага потребитель старается найти ему замену схожим товаром. Так, к примеру,
Рис. 1.1. Кривая спроса на товар
если цена масла увеличивается,
то покупатель перейдет на потребление
маргарина. А во-вторых, уменьшение
количества спроса при повышении
цены обозначено эффектом дохода. При
увеличении цен на товар, покупатель
начинает ощущать, что он становится
относительно беднее, чем прежде. Например,
если цена мяса увеличится в два
раза, то покупатель будет обладать
меньшим уровнем реального
Таким образом, на основании рис. 1.2 мы можем заметить, что увеличение объема спроса влечет сдвиг кривой вправо, а его уменьшение, соответственно, влево. Далее особого внимания требует выделить изменение спроса, состоящее в перемещении по кривой спроса (рис. 1.3). В общем говоря, изменение величины спроса знаменуется вариацией элементов, которые лежат в основе кривой спроса. К примеру, если возросли доходы покупателей, то происходит увеличение спроса, если даже цены на товар не менялись. Как результат процесса имеем сдвиг кривой спроса вправо.
Рис. 1.2. Сдвиги кривой спроса
Рис. 1.3. Перемещение по кривой спроса
Также если цена на товар уменьшится при прочих равных условиях, покупатели аналогично станут больше потреблять данный товар (если он не относится к специальным группам). Однако здесь объем покупок увеличивается за счет снижения цены, а не благодаря увеличению спроса. Данное изменение иллюстрируется перемещением по кривой спроса.
Перейдем далее к рассмотрению характеристики рыночного механизма со стороны производителя.
Под предложением подразумевается сумма товаров, которую продавцы готовы продать при разном уровне цены [4]. Другими словами, предложение – количество товара, предлагаемого для продажи на рынке в определенный момент времени. В денежном выражении предложение выражается в суммарной величине рыночных цен продаваемых благ.
Среди факторов предложения можно выделить как цену блага, так прочие неценовые факторы. Еще одним ключевым понятием является цена предложения. Согласно учебной литературе, это минимальная цена, за которую продавец готов реализовать определенное количество данного товара. Взаимосвязь между величиной предложения товара и его ценой отражается в законе предложения [5]. Закон предложения гласит: рост цены сопровождается увеличением предложения; и обратное – снижение цен сокращает предложение. Кривая предложения – линия, выражающая зависимость между ценами и количеством товара, которое производители готовы выпустить и реализовать на рынке. Вполне логично, что при более высокой цене и прочих равных условиях наблюдается и более высокий уровень предложения, так как главная цель производителя состоит в максимизации прибыли, что может обеспечиваться увеличением дохода. Однако при слишком высокой цене сравнительно большой доход производитель получает, не наращивая выпуск товара. В данном случае предложение как минимум остается неизменным, а может и сократиться.
Аналогично закону спроса закон предложения выражается в двух формах:
а) шкала предложения – табличное выражение связи между рыночной ценой товара и тем количеством, которое по этой цене будет предлагать производитель;
б) кривая предложения – графическое выражение связи между рыночной ценой товара и тем количеством, которое по этой цене будет предлагать производитель.
Последняя наглядно показывает, какую цену необходимо заплатить за единицу товара для каждого его количества, чтобы данный объем блага был произведен и поставлен на рынок. Для большинства товаров кривая предложения имеет следующую форму (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Кривая предложения
Такой вид кривой предложения
отображает сущность закона предложения,
который заключается в том, что
для значительного объема благ, чем
выше цена на них, тем больший объем
этих благ предлагается производителями
на рынке. Некоторая «вогнутость» кривой
объясняется тем, что с ростом
цены товара в его производстве участвует
все большее количество предприятий,
что влечет увеличение объема предложения
данного блага. Однако дальнейший рост
цены будет привлекать все новых
производителей и, таким образом, произойдет
перенасыщение рынка и
Информация о работе Теория спроса и предложения, ее практические применение