Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:38, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.
2. Ценовые
эксперименты. В случае отсутствия
необходимой статистической
Крайне важно при проведении данных экспериментов оставлять влияние других факторов неизменными, чтобы четко обозначить действие ценового фактора. Данное положение является главным минусом метода, так как в реальности развивающейся экономики обеспечить такую предпосылку крайне сложно.
3. Опрос
потребителей. Суть метода, очевидно,
проста. Главным недостатком подхода
является человеческий фактор, которому
здесь отведена главенствующая
роль. Дело в том, что потребители
зачастую ведут себя по-
4. Экономико-математическое
моделирование (исключая
Как мы отмечали в теоретической главе, величина сбыта по отношению к цене определяется кривой спроса. На практике же построить данную кривую достаточно проблематично. Один из более-менее надежных способов это осуществить – это проверить, как продается товар по различным ценам на нескольких торговых точках с эквивалентными методами продвижения, распределения и покупательскими сегментами. На подобных рынках аналогичным должен быть и уровень конкуренции, который не должен варьироваться во время проведения исследования. Однако данный эксперимент в силу значительных затрат на проведение и сложность нивелирования неценовых факторов под силу далеко не всем компаниям.
При значительной вариации цен на эквивалентные товары любой рынок является восприимчивым к цене. К примеру, если нет предпосылок дефицита, то никто не будет платить за бутылку прохладительного напитка сто долларов, тем более что ее можно приобрести за цену в сто раз меньше на том же рынке. Для предприятия при этом крайне важно при установлении цены попасть в интервал между ее низшим и высшим значением, которые представлены конкурентами. На практике только в данных пределах необходимо исследовать чувствительность потребителей к цене.
Рассмотрим конкретный пример определения эластичности спроса на основе опроса потребителей [11].
Допустим, респондентам задавался вопрос: «Изменится ли объем ваших покупок при изменении цены на данный товар на десять процентов?». При этом предлагались варианты ответов: изменится; не изменится; затрудняюсь ответить. Для ответов «изменится» предлагались уточняющие ответы: объем покупок изменится на пять–десять процентов; объем покупок изменится более чем на десять процентов. Допустим, двадцать процентов респондентов ответили, что объем покупок останется прежним; семьдесят пять процентов – изменится и пять процентов опрошенных затруднились ответить. Из семидесяти пяти процентов респондентов тридцать процентов из их числа изменили бы объем покупок на пять–десять процентов, а оставшиеся сорок пять процентов – на десять процентов и более.
Коэффициент ценовой эластичности спроса ( ) в данном примере может быть рассчитан следующим образом. Для среднего изменения объема покупок в семь с половиной процентов:
Для изменения объема покупок на десять процентов:
Для респондентов, ответивших «не изменится», .
При подсчете итогового коэффициента эластичности нам необходимо взвесить полученные коэффициенты на долю каждой группы респондентов:
Обычно в случае уменьшения объема покупок при увеличении цены величина отрицательна.
Одним из направлений исследования цен является определение, имеются ли на кривой спроса такие ценовые точки, в которых целевой рынок будет особенно чувствителен к цене.
Даже приблизительные оценки величины эластичности важны для решения следующих практических задач [12]:
1. Обозначение точек воздействия на цены в целях увеличения.
2. Сравнение
показателей эластичности
3. Сопоставление показателей эластичности для товаров-дополнителей позволяет устанавливать сбалансированные цены на отдельные товары из данной группы.
4. Перекрестные эластичности, позволяющее прогнозировать перемещение спроса с одной марки товара на другую.
Можно также привести пример значимости изучения эластичности.
Так в настоящее время для компании America Online (AOL) – крупнейшего в мире Internet-провайдера настали не лучшие времена. В опубликованном в начале 2008 года рейтинге американских провайдеров она заняла последнюю строчку, затем школьник сумел вскрыть ее систему безопасности. Кульминацией неудач стало нарушение работы электронной почты, в результате чего двадцать третьего февраля клиенты AOL на семь часов остались без связи.
Неприятности America Online вряд ли можно объяснить только случайностями. В начале 2007 года компания оказалась просто не готова к тому, чтобы обслужить всех желающих воспользоваться ее услугами. Снизив цены до девятнадцати долларов девяносто пяти центов в месяц с неограниченным доступом к Internet и другим службам, AOL вместо победы над конкурентами добилась лишь массы судебных исков от клиентов, раздраженных заторами на ее линиях. В конце октября возник затор на почтовых каналах AOL, и абоненты не могли работать с электронной почтой почти сутки. И вот в феврале 2007 года новая неудача. Представители America Online заявили, что причиной этого сбоя, произошедшего в пиковые часы работы с Internet, стали неполадки в электропитании.
Будь AOL небольшим провайдером, подобные неурядицы не получили бы столь широкой огласки. Однако любые сбои в работе крупнейших компаний, к каковым относится America Online, вызывают общественный резонанс. На этом неблагоприятном фоне AOL объявила о десяти процентном (до двадцати одного доллара девяносто пяти центов в месяц) повышении цен на свои услуги с апреля 2008 года. Заявление, естественно, вызвало бурное недовольство американских потребителей Internet-услуг. Как известно, более высокая цена предполагает улучшенный сервис, а тут – прокол за проколом. В сложившейся ситуации у конкурентов AOL появилась возможность упрочить свои позиции, которой они не преминули воспользоваться. «Младшие братья» крупнейшего провайдера (EarthLink, Compu-Serve etc.) один за другим начинают охоту за абонентами AOL. И все же America Online остается крупнейшим в мире поставщиком электронных информационных услуг. Число ее абонентов в США стабильно растет. Аудитория европейского филиала компании, удвоившись за последний год, достигла одного миллиона человек. AOL проводит реорганизацию ряда своих служб в надежде оптимизировать бизнес. Но успех зависит от того, удастся ли компании остановить волну критики в свой адрес, устранив все недостатки. И от того, сможет ли она не допускать ошибок впредь.
Убедимся
в том, что оценка спроса и предложения
важна не только в теоретическом
плане, но также имеет и практический
смысл, непосредственно выраженный
в теории эластичности. Причем постараемся
доказать, что в связи с тем,
что современная экономика
В последнее
время все чаще на многих рынках,
как экономически развитых, так и
развивающихся стран
В первую
очередь, это касается ситуации, характеризующейся
тем, что эластичность спроса на потребительских
рынках все чаще приобретает массовый
характер. К примеру, если руководству
какого-либо предприятия хватит смелости
действительно попробовать
Таким образом,
на основе приведенного примера можно
сделать вывод о том, что эластичность
покупательского спроса оказывает
непосредственное влияние на такие
важнейшие экономические
Однако, не смотря на то, что выявленная закономерность, бесспорно, является одной из основ понимания необходимости изучения теории эластичности в привязке к достижению предприятием экономической прибыли, нельзя забывать и о другой важной зависимости, а именно о связи между личным доходом и спросом на некоторые определенные виды товаров. Для того чтобы наглядно продемонстрировать характер этой зависимости, можно взять в качестве примера такой товар, как ювелирные изделия с бриллиантами. Для начала, на мой взгляд, необходимо пояснить, почему в качестве предмета исследования выбирается именно этот товар. Во-первых, потребительная стоимость ювелирные бриллиантовые изделия изначально связана с их способностью вызывать положительные эмоции своей красотой. Во-вторых, при их приобретении присутствуют инвестиционные мотивы либо фактор традиции. В-третьих, ювелирные бриллиантовые изделия можно отнести к товару, у которого практически нет прямых конкурентов. Не берусь утверждать, что здесь я привела все отличительные особенности ювелирных бриллиантовых изделий как товара, но считаю, что уже по этим характеристикам их можно отнести к особой группе товаров.
Итак, если
рассматривать зависимость
Q = (α *I * (I – γ) ) / (I+β), (1)
где Q – спрос на предметы роскоши;
I – величина личного дохода;
α, β, γ – параметры;
можно показать, что с ростом величины личного дохода пропорционально увеличивается и спрос на предметы роскоши (в данном случае ювелирные бриллиантовые изделия). Таким образом, при любых параметрах этой зависимости эластичность спроса по доходу по мере превышения последним определенного порогового значения быстро падает и стремится к единице [15].
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спрос на ювелирные бриллиантовые изделия, относящихся к товарам высшей категории или к нормальным товарам, растет по мере увеличения дохода населения, т.е. указанная зависимость имеет линейный характер. Итак, подводя итог всему, о чем шла речь, можно еще раз отметить первостепенное значение практического применения теории эластичности с целью повышения прибыли предприятия или для всестороннего, углубленного анализа экономической ситуации, складывающейся на современных рынках. В заключение также следует подчеркнуть, что эластичность непосредственно связана с политикой любого предприятия в отношении установления цен на свою продукцию, минимизации издержек и увеличения прибыли. Помимо этого эластичность проявляется и в линейной зависимости спроса на товар, в частности применительно к рассмотренным здесь ювелирным изделиям с бриллиантами от величины личного дохода потенциальных потребителей указанного продукта, что также позволяет государству либо предприятию проводить определенную политику ценообразования, с целью извлечения определенной выгоды. Таким образом, линейные зависимости между эластичностью спроса и получением предприятием максимального дохода, а также между величиной личного дохода и спросом на продукцию являются основными тенденциями, используемыми для эффективного применения теории эластичности на практике в отношении функционирования современных рынков.
Информация о работе Теория спроса и предложения, ее практические применение