Теория спроса и предложения, ее практические применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА теория спроса и предложения, ее практическое применение.docx

— 158.65 Кб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из главнейших составляющих экономики  является теория спроса и предложения, а наряду с ней и понятие  эластичности. Заметим, что хотя имеет  место большой интерес к исследованию эластичности товара, на практике они  осуществляются редко и в основном крупными предприятиями. Причина кроется  в самом понятии эластичности, которое связано рядом трудностей именно практического характера, которые  и ограничивают реальную ценность измерения  эластичности. Так, мы уже упоминали, что все исследования должны проводиться  при определенных неизменяющихся внешних  условиях, то есть прогностическая  ценность эластичности зависит от стабильности данных условий, обеспечить которую  затруднительно.

Помимо  этого, на практике часто трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных для определения на их основе оптимальных цен. Опыт показывает, что точность определения величины ценовой эластичности порой составляет плюс-минус двадцать пять процентов. Естественно, что подобный разброс недопустим при решении практических задач ценообразования. Поэтому изучение ценовой эластичности как правило дополняется или заменяется изучением ценовой чувствительности на основе исследования системы ценностей потребителей. Главная идея здесь состоит в том, что потребителю предлагается сравнить достоинства товара с затратами на его приобретение и использование. При обеспечении товаром наилучшего соотношения цена/качество, потребитель совершает покупку. То есть, чувствительность к цене характеризуется через воспринимаемую ценность товара. То упрощение, которое мы принимаем при расчете эластичности, говоря о линейной зависимости цены и объема продаж, упускает важные внешние факторы – цены конкурирующих компаний, системы продвижения продукта, имидж товара и т.д. Поэтому важнейшей задачей является именно включать в общее исследование эластичности анализ данных факторов.

Любой рынок состоит  из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.

В настоящей работе за кадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, в которых  взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, естественно, свои особенности.

Например, для рынка ресурсов, используемых для производства другого  товара, принципиальной является прибыль  от последующих поставок готовых  изделий, и увеличивать потребление  ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет убывающей.

Или, например, при выяснении  характера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства, которые готовы купить все потребители  страны при различном совокупном уровне цен, становится  принципиальным влияние изменений уровня цен  в стране на процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные товары. При выяснении  характера кривой совокупного предложения  определяющим становится наличие в  стране свободных для дополнительного  использования ресурсов.

Поскольку целью настоящей  работы являлось общее описание экономического содержания спроса, предложения и  их взаимодействия, то исследование спроса, предложения и их взаимодействия было произведено на примере самой  общей простейшей ситуации, а вышеупомянутые и иные конкретные ситуации могут  быть предметом отдельного исследования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Описание  книг, учебников, учебных пособий:

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
  2. Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. – 2006. – №3.
  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №5.
  4. Игнатов А.В. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль торгового предприятия  – 2003. – №2(34).
  5. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. – М.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2011.
  6. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  7. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 2006.
  8. Микроэкономика. Теория и российская практика / А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. – М: Изд – во ГНОМ и Д, ИТД "КноРус", 2010.
  9. Непша В.И. и др. Ювелирные изделия с бриллиантами: эластичность спроса по доходу и цене – 2003. - №2(34).
  10. Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов /Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  11. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. – М., 1992. Ч. 1. Гл. 1.
  12. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М., 2000. Гл. 2–4.
  13. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 1998.
  14. Экономика. Учебник/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 2010.
  15. Экономическая теория: Общие основы и особенности России: Учебное пособие/ Под ред. проф. И.К. Ларионова. – М.: 2010 г.

 

Описание электронных ресурсов:

  1. Автономов В.С. Как работает рынок: спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/4.htm
  2. Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro/
  3. Маренков Н. Эластичность спроса и последствия ее недооценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0009/
  4. Рябых Д. Сравнительный анализ развития рынков: оценка, анализ и прогнозирование спроса и предложения, цен и их динамики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/mibif/6/ls3_1.htm
  5. Рыночный спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2152
  6. Спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ics2.ru/courses/eios/29/lectures/view/2774/?SHOWALL_1=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

2 Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro/

3 Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. – 2006. – №3.

4 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. – М., 1992. Ч. 1. Гл. 1.

5 Рыночный спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2152

6 Автономов В.С. Как работает рынок: спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/4.htm

7 Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М., 2000. Гл. 2–4.

8 Маренков Н. Эластичность спроса и последствия ее недооценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0009/

9 Рябых Д. Сравнительный анализ развития рынков: оценка, анализ и прогнозирование спроса и предложения, цен и их динамики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/mibif/6/ls3_1.htm

10 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №5.

11 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №5.

12 Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 2006.

13 Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов /Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.47.

14 Игнатов А.В. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль торгового предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – №2(34).

15 Непша В.И. и др. Ювелирные изделия с бриллиантами: эластичность спроса по доходу и цене // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - №2(34).

 


Информация о работе Теория спроса и предложения, ее практические применение