Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:32, доклад
Жизненный цикл товара - это период от первой продажи товара с конкретным набором потребительских свойств до его последней продажи на рынке. Эта концепция используется для создания и сбыта продукции, разработки стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка. Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии.
1. Введение…………………………………………………………..3
2. Этап выведения товара на рынок………………………………..4
3. Этап роста………………………………………………………....6
4. Этап зрелости……………………………………………………..7
5. Этап упадка……………………………………………………….9
6. Мониторинг жизненного цикла товара…………………………11
7. Заключение……………………………………………………….12
8. Список использованных источников…………………………...13
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Теория жизненного цикла продукта была разработана в сфере маркетинга
для описания эволюции стратегий маркетинга
по мере прохождения продуктом различны
1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на другие развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.
3. Зрелость. Для этой стадии характерно
крупносерийное производство, в конкурентной
борьбе преобладает ценовой фактор. Страна
нововведения уже не имеет конкурентных
преимуществ. Начинается перемещение
производства в развивающиеся страны,
где дешевле рабочая сила.
4. Упадок. В развитых странах
сокращается производство, рынки сбыта
концентрируются в развивающихся странах.
Страна нововведения становится чистым
импортером.
ЭТАП ВЫВЕДЕНИЯ ТОВАРА НА РЫНОК
На первой стадии жизненного цикла продукта, или стадии освоения нового продукта, в компании происходит разработка и внедрение нового изделия в ответ на возникновение потребности в этом продукте на отечественном рынке.
Поскольку этот продукт является новым, в компании,
которая его разрабатывает, нет достоверных
данных о том, существует ли для него прибыльный
рынок. Специалисты компании, занимающиеся
маркетингом, должны тщательно изучить
реакцию потребителей на появление нового продукта, чтобы выяснить, соответствует
ли этот продукт их запросам. Следовательно,
на первоначальном этапе производство продукта целесооб
Этап выведения начинается с момента появления нового товара на рынке (первоначально в виде пробных продаж). На этой стадии товар еще является новинкой. Чтобы товар был признан и принят потребителями в коммерческом смысле и доказал свои достоинства в смысле техническом, требуется значительное время и большие затраты денежных средств. При этом объем реализации мал и медленно увеличивается.
Медленный рост может объясняться
следующими обстоятельствами: 1) задержками
с расширением производственных
мощностей, 2) техническими проблемами,
3) задержками с доведением товара до
потребителей, особенно при налаживании
надлежащего распределения
На этом этапе фирма
либо несет убытки, либо прибыли
очень невелики из-за незначительных
продаж и высоких расходов по организации
распределения товара и стимулированию
его сбыта. Затраты на стимулирование
достигают в это время своего
наивысшего уровня в связи с необходимостью
концентрированных усилий по продвижению
новинки, чтобы: 1) информировать потенциальных
потребителей о новом, не известном
им товаре, 2) побудить их к опробованию
товара и 3) обеспечить этому товару
распространение через
Производителей на этом этапе
немного, и они выпускают только
основные варианты товара, поскольку
рынок ещё не готов к восприятию
его модификаций. Фирмы фокусируют
свои усилия по сбыту на потребителях,
наиболее подготовленных к совершению
покупки, как правило, на представителях
групп с высоким уровнем
ЭТАП РОСТА
Рост спроса - фаза признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. В этот период цель маркетинга - расширить сбыт и совокупность модификаций продукта. Возрастает число и объем повторных и многократных покупок, репутация и популярность товара повышаются в результате обмена мнениями между покупателями. На рынке появляются новые конкуренты, привлеченные открывающейся возможностью, начинают предлагать аналогичные или сходные товары и, проводя собственные рекламные мероприятия, тем самым ускоряют увеличение емкости рынка.
Цены остаются на прежнем уровне или слегка снижаются по мере роста спроса. Затраты фирм на стимулирование сбыта сохраняются на прежнем уровне или слегка увеличиваются, чтобы противодействовать конкурентам и продолжать информировать публику о товаре.
Прибыли на этом этапе растут, поскольку издержки на стимулирование сбыта приходятся уже на больший объем продаж при одновременном сокращении издержек производства. Для того чтобы максимально растянуть период быстрого роста рынка, фирма может использовать несколько стратегических подходов.
1. Повысить качество новинки,
придать ей дополнительные
2.Проникнуть в новые сегменты рынка.
3.Использовать новые каналы распределения.
4.Переориентировать часть рекламы с распространения осведомленности о товаре на стимулирование его приобретения.
5. Своевременно снизить
цены для привлечения
ЭТАП ЗРЕЛОСТИ
Зрелость (стабилизация) - фаза постепенного удовлетворения спроса на данный товар. По времени этот этап обычно протяженнее предыдущих и ставит сложные задачи в области управления маркетингом. Главная задача маркетинговой деятельности в этих условиях - сохранить преимущественное положение товара на рынке как можно дольше. На данном этапе снижаются темпы роста спроса, сбыта, стабилизируются объемы продаж. Замедление темпов роста сбыта означает, что у многих производителей скапливаются запасы непроданных товаров. Это ведет к обострению конкуренции. Конкуренты все чаще прибегают к продаже по сниженным ценам. Растет реклама, увеличивается число льготных сделок со сферой торговли и потребителями. Все это означает снижение прибыли. Ряд наиболее слабых конкурентов начинают выбывать из борьбы. В конце концов в отрасли остаются только прочно укоренившиеся соперники. Необходимо постоянно искать способы модификации рынка, товара и комплекса маркетинга.
Модификация рынка: организация стремится увеличить потребление существующего товара. Она ищет новых пользователей и новые сегменты рынка. Одновременно она изыскивает способы стимулирования более интенсивного потребления товара существующими клиентами.
Модификация товара: организация может также модифицировать характеристики своего товара, такие, как уровень качества, свойства или внешнее оформление, чтобы привлечь новых пользователей и увеличить потребление. Стратегия улучшения качества имеет целью совершенствование функциональных характеристик товара, таких, как долговечность, надежность, скорость, вкус. Этот подход эффективен в тех случаях, когда: 1) качество поддается улучшению, 2) покупатели верят утверждениям об улучшении качества и 3) достаточно большое количество покупателей хотят улучшения качества товара. Стратегия улучшения свойств имеет целью придать товару новые свойства, делающие его более универсальным, более безопасным и более удобным. Стратегия улучшения внешнего оформления имеет целью повысить привлекательность товара. Так, для привлечения покупателей, которым нужно нечто новое по виду, автомобильные фирмы периодически меняют внешнее оформление своих моделей.
Модификация комплекса маркетинга: помимо всего прочего, организация должна стремиться стимулировать сбыт с помощью модификации одного или нескольких элементов комплекса маркетинга. Для привлечения новых покупателей и переманивания клиентуры конкурентов организация может снизить цену, разработать более действенную рекламную кампанию, прибегнуть к активным приемам стимулирования сбыта. Организация может также предложить покупателям новые или усовершенствованные виды услуг.
ЭТАП УПАДКА
В конце концов, сбыт товара все-таки пойдет вниз. Падение сбыта может быть медленным или стремительным. Сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет.
Падение сбыта объясняется
рядом причин, в том числе достижениями
в технологии, изменением вкусов потребителей
и обострением конкуренции со
стороны отечественных и
Сохранение в своей номенклатуре товара, вступившего в стадию упадка, может оказаться для фирмы чрезвычайно накладным делом. Товар может отнимать слишком много времени у руководства. К тому же он часто требует корректировки цены и переоценки товарно-материальных запасов. Стоимость его производства высока, он требует и рекламы, и внимания продавцов, а средства или силы, возможно, было бы лучше направить на организацию производства новых, более прибыльных товаров. Но самые значительные неприятности могут ожидать фирму в будущем. Не будучи своевременно снятыми с производства, товары мешают началу энергичных поисков замены себе.
С учетом всех этих соображений фирма должна уделять больше внимания своим изделиям. Первым делом необходимо выявлять товары, вступившие в стадию упадка, посредством регулярного анализа показателей их сбыта, доли рынка, уровня издержек и рентабельности. В отношении каждого из них руководство фирмы должно принять решение либо о продолжении его выпуска, либо об исключении его из номенклатуры.
Решение о продолжении
выпуска марки может быть принято
в надежде, что конкуренты уйдут
из конкретной сферы деятельности.
Руководство может решить, что
пора «пожинать плоды», т.е. резко
сократить любые издержки в связи
с товаром (на производственное оборудование,
материально-техническое
МОНИТОРИНГ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
Для того, чтобы определять на каком стадии жизненного цикла продукта находится товар уже после того, как он появился в продаже, необходимо проводить несколько видов исследований, которые дают развернутую картину. Причем все исследования надо проводить с определенной периодичностью, чтобы вовремя определить ту или иную стадию цикла и правильно отреагировать для удаления стадии спада или продления этого процесса.
Usage & Attitude Study (использование и отношение к продукту). Это исследование проводится с определенной периодичностью с одинаковой выборкой, чтобы при анализе хорошо прослеживалась динамика. С помощью опроса потребителей продукта и продуктов-конкурентов можно получить информацию о позиционировании данного продукта среди остальных, частоту потребления, объемы покупок за раз, места покупок, видели ли рекламу и так далее. Основная идея этого исследования - получение информации об отношении потребителей к продукту и сравнение с конкурентами.
Retail Audit, Distribution Check –аудит розницы и присутствие на рынке дает информацию о том какие марки продукта представлены в продаже, насколько они доступны (то есть во всех ли магазинах представлены), по какой стоимости продаются и замеряются объемы продаж. При помощи этих данных можно подсчитать доли рынка товара в сравнении с конкурентами.
Складывая и анализируя эти данные, можно получить периодическую информацию по состоянию продукта на рынке, что дает возможность отслеживания угроз возможных спадов и подъемов.