Типы и формы интеграции и диверсификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Стратегия диверсификации это распределение хозяйственной деятельности на новые сферы, такие как расширение товарного ассортимента производственных изделий, видов и услуг, географической сферы деятельности и др. В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи и функциональной зависимости от основной их деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в отраслевые комплексы. Диверсификация связана с таким преимуществом крупных предприятий как эффект разнообразия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Стратегия развития предприятия путем его диверсификации……….5
1.1 Понятие и причины диверсификации……………………………...5
1.2 Цели и мотивы диверсификации…………………………………...8
2. Типы и формы интеграции и диверсификации……………………….11
2.1 Вертикальная интеграция и её типы……………………………....11
2.2 Горизонтальная интеграция……………………………………….15
2.3 Основные формы объединений…………………………………....21
3. Управление диверсифицированными предприятиями…………….....30
Заключение……………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 167.60 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

                        Введение……………………………………………………………………..3

  1. Стратегия развития предприятия путем его диверсификации……….5
    1. Понятие и причины диверсификации……………………………...5
    2. Цели и мотивы диверсификации…………………………………...8
  2. Типы и формы интеграции и диверсификации……………………….11
    1. Вертикальная интеграция и её типы……………………………....11
    2. Горизонтальная интеграция……………………………………….15
    3. Основные формы объединений…………………………………....21
  3. Управление диверсифицированными предприятиями…………….....30

Заключение……………………………………………………………...34

Список использованной литературы………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая национальная экономика  является самодостаточной, если она  имеет в своем составе высокоэффективную, крупную промышленность. Совместно  со средним и малым бизнесом она  позволяет любой стране обеспечить устойчивый во времени рост валового национального продукта и жизненного уровня населения. В условиях рыночной экономики крупные промышленные предприятия развиваются в различных  организационно-правовых формах в соответствии с целями развития своих владельцев. Одним из наиболее широко применяемых  путей развития крупного бизнеса  в Российской экономике стало  создание большого числа диверсифицированных  компаний.

         Исторически диверсификация получила  наиболее ощутимое развитие в  середине 50-х годов, когда  впервые  дало о себе знать относительное   исчерпание внутренних источников  роста  эффективности производства  и падение нормы прибыли на  капитал, вложенный в традиционное  производство. В настоящий момент  диверсификация стала наиболее  распространенной формой концентрации  капитала.

        Стратегия диверсификации это распределение  хозяйственной деятельности на новые сферы, такие как расширение товарного ассортимента производственных изделий, видов и услуг, географической сферы деятельности и др. В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи и функциональной зависимости от основной их деятельности. В результате  диверсификации предприятия превращаются в отраслевые комплексы. Диверсификация связана с таким преимуществом крупных предприятий как эффект разнообразия. В современных условиях он оттесняет на второй план эффект массового производства однородной продукции. Суть эффекта разнообразия состоит в том, что производство многих видов продукции в пределах одного предприятия выгоднее, чем их производство на многих мелких предприятиях.

       Одной  из причин перехода к стратегии  диверсификации является снижение  хозяйственных рисков, что способствует  увеличению инвестиционной привлекательности  компании в глазах потенциальных  инвесторов.

       В России  диверсификация возможна, прежде  всего, на предприятиях, так или  иначе связанных с процессом  конверсии военно-промышленного  комплекса, так как сама по  себе конверсия представляет  одну из форм диверсификации. Также потенциальным объектом  диверсификации могут служить  холдинги и финансово-промышленные  группы. Но на пути проведения  диверсификационных программ в России встает ряд проблем, основными из которых являются:

     -    неразвитость рыночных отношений;

     -     недостатки нормативно-правовой базы;

     - проблемы финансового обеспечения (отсутствие необходимых долгосрочных инвестиций и элементов хозяйственных механизмов, стимулирующих долгосрочные вложения);

     - отсутствие теоретических основ диверсификации.

     В нашей  стране как практический, так   и теоретический опыт в данной  сфере не накоплен.

 

 

 

 

1. Стратегия развития предприятия путем его диверсификации

1.1 Понятие и причины диверсификации

       В хозяйственной  практике может быть предложено  большое количество стратегических  альтернатив развития и роста  фирм в условиях рынка. Одной  из таких альтернатив и является  диверсификация.

    В отечественной  экономической литературе под  диверсификацией понимают «проникновение  капитала данной корпорации в  отрасли, которые прямо не связаны  с основной сферой ее деятельности».

     Диверсификация  — это вход компании в новую   сферу производственных отношений,  куда она вносит более эффективный  менеджмент либо новый способ  управления деятельностью фирмы.  Конечно же, цель диверсификации - добиться в будущем повышения  показателей эффективности при полном использовании ресурсов.[2,186].

     Общее определение,  данное известным ученым И.  Ансоффом, уделившим большое внимание этой проблеме, выглядит следующим образом: «Диверсификация — это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих».

     Дополним  данное  определение двумя замечаниями.  Во-первых, этот процесс касается  перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым  ранее предприятие не имело  никакого отношения, кроме того, сама продукция (услуги) предприятия  должна быть также совершенно  новой, требующей новых финансовых  инвестиций. Во-вторых, диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность ее функционирования независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая при этом не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения ее устойчивого поступательного роста. Причем если продукты компании имеют узкое применение, то она не является специализированной, если они находят разнообразное применение, то это диверсифицированная компания.

     Диверсификация  охватывает широкий спектр возможностей, варьируя от довольно ограниченного  вторжения в новую область  производства только внутри данной  страны («узкая» диверсификация) до  широкого вторжения в производственные  сферы других стран («широкая»  диверсификация).

     В каждом  отдельном случае целый ряд   причин диверсификации может  играть важную роль, но более  слабое влияние  других причин  может в конечном итоге   привести к иному решению проблемы.  

     И. Ансофф выделяет следующие причины диверсификации производства:

     Фирмы диверсифицируются,  когда  они не могут достичь  поставленных целей в рамках  имеющегося бизнес-портфеля.

    Если  говорить  о ближайших целях и долгосрочной  рентабельности, причинами диверсификации  могут стать насыщенность рынка,  общее уменьшение спроса, конкуренция  или устаревание продуктов фирмы.  Обычные симптомы этого - уменьшение  нормы возврата инвестиций, «высыхание»  потока новых возможностей.

     Если  говорить  о гибкости, причиной диверсификации  может быть непропорционально  большая  часть объема продаж, приходящаяся на одного покупателя, узкий рынок или ограниченная  технологическая база, появление  новых технологий.

Даже если компания имеет  привлекательные возможности для  расширения производства, успешно движется к поставленным целям,  она может  принять решение о диверсификации, если сумма остающейся у нее прибыли  недостаточна для выполнения планов по расширению текущей деятельности.

Даже если достигаются  текущие цели, компания может принять  решение о диверсификации в случае, если это позволяет ей получать  большую прибыль, нежели простое  расширение производства. Такая  ситуация может быть в случаях:

        - когда  возможности  диверсификации  настолько привлекательны, что покрывают  неизбежный в таких случаях  малый синергизм;

       - когда  отдел исследований и разработок  разработал перспективные новые  продукты;

       -  когда  руководство не придает особого  значения синергизму и, следовательно,  синергетические преимущества, которыми  обладает расширение перед диверсификацией,  не существенны. Это  особенно  характерно для конгломератов.

     Компании нередко  страдают синдромом «хорошо там,  где нас  нет». Не обладая  достаточно надежной инфомацией об альтернативах диверсификации, такие компании вместо тщательного сравнения возможностей переходят к немедленным практическим действиям. Гораздо более дешевой и оправданной является заблаговременная покупка надежной информации.

     И. Ансофф делает вывод, что «по причинам 2 и 3 компании будут пытаться диверсифицироваться, когда появляется возможность поставить более высокие цели. В случае, если анализ возможностей показывает, что диверсификация не может улучшить позицию фирмы, цели пересматриваются с точки зрения их уменьшения».[3, 23].

     Таковы  основные  причины диверсификации, они вызваны  необходимостью повысить эффективность  деятельности предприятия не  только в данный момент времени  или в ближайшем будущем, но  и на длительную перспективу,  т. е. связаны с принятием  стратегических решений.

    1. Цели и мотивы диверсификации

       Диверсификация (от лат. di versifi cati o — изменение, разнообразие)— это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т. д.). В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные многоотраслевые комплексы или конгломераты.

         Б. Карлоф отмечает, что идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была модной в конце 1960-х — начале 1970-х годов, затем на смену ей пришли взгляды о необходимости концентрации усилий на основных сферах бизнеса. Причиной тому послужили процессы глобализации производства и другие явления, связанные с эффектом экономии на масштабе производства. В последнее время диверсификации снова стали придавать первостепенное значение. Вызвано это существованием фирм, «которые располагают большими объемами капиталов, получаемых в основных сферах бизнеса, а поскольку возможности дальнейшей экспансии в них весьма ограничены, диверсификация представляется наиболее подходящим путем для инвестиции капиталов и уменьшения степени риска»'. Но теперь говорят о необходимости рационального характера диверсификации, предполагая, что в первую очередь для предприятия важно выявить направления, которые будут способствовать преодолению его слабых сторон.[10, 55].

       Считается, что, предлагая целый комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет диверсификации. Эти и другие причины побуждают предприятия расширять сферы деятельности, приобретая (поглощая) другие фирмы или начиная новые виды бизнеса. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг. Происходит объединение разнообразных услуг в рамках туристического бизнеса. Фирмы, занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества, по доставке корреспонденции, туристические услуги и т. д. В производственной сфере предприятия приобретают контроль над каналами сбыта продукции и над источниками сырья, вкладывают средства в рекламный бизнес, работают на финансовом рынке и т. д.

        Западный опыт свидетельствует, что корпорации, которые занимаются бизнесом в динамичном окружении, должны постоянно расти, чтобы выжить. Рост является весьма привлекательной стратегией по следующим двум причинам.

1. Растущая фирма более  легко преодолевает ошибки управления, чем стабильная. Растущий поток  доходов создает запас ресурсов, который может быть использован  для решения проблем или стратегического  маневра. Растущая корпорация  с большей вероятностью получит  финансовую поддержку в случае  надвигающегося банкротства. 

2. В растущей фирме  у работников больше возможностей  для интересной работы и продвижения,  она также более привлекательна  для инвесторов.

     Существуют две базовые стратегии роста на корпоративном уровне: концентрация в одной отрасли и диверсификация в другие отрасли. Диверсификация связана с таким преимуществом крупных предприятий, как эффект разнообразия. В современных условиях он оттесняет на второй план эффект массового производства однородной продукции. Суть эффекта разнообразия заключается в том, что производство многих видов продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов продукции на небольших специализированных предприятиях. Однако эта закономерность не имеет универсального характера, хотя она применима для достаточно большого числа производств. Следует отметить, что диверсификация деятельности предприятия является формой реализации корпоративной стратегии. Главной коммерческой целью диверсификации является увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов и установления конкурентных преимуществ, но реальные пути получения конкурентных преимуществ, а, следовательно, и цельные побудительные мотивы диверсификации различны. [11, 150].

       Значительную экономию дает многоцелевое совместное использование производственных мощностей предприятия. Издержки снижаются благодаря концентрации сбытовой сети (товары и услуги продаются через единую сеть, не обязательно собственную). Другой существенный резерв экономии — внутрифирменный трансферт информации, знаний, технического и управленческого опыта от одних производств к другим. К этому добавляется эффект, достигаемый благодаря многосторонней подготовке работников и разнообразию получаемой ими информации.

         Считается, что диверсификация должна привести к лучшему использованию материальных и нематериальных ресурсов предприятия,  в том числе и за счет синергизма. Она, с одной стороны, уменьшает риск за счет устранения зависимости предприятия от какого-либо одного товара или рынка, но с другой — увеличивает его, так как появляется риск, присущий именно диверсификации. [4,601].

Информация о работе Типы и формы интеграции и диверсификации