Типы конкуренции и основные рыночные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее типов и основных рыночных структур, а также развитие конкуренции в современной экономике.
Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкуренции, её роль в экономике и функции;
- проанализировать эффективность конкурентных рынков;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ, ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И ФУНКЦИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..5
2.ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ, ВИДОВАЯ, МЕЖФИРМЕННАЯ, ВНТРУТРИОТРАСЛЕВАЯ И МЕЖОТРАСЛЕВАЯ; СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ, ДОБРОСОВЕСТНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ………………………………………………………….9
3. ОСНОВНЫЕ РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ:КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ ………………………....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………20

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ, ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И ФУНКЦИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..5

2.ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ, ВИДОВАЯ, МЕЖФИРМЕННАЯ, ВНТРУТРИОТРАСЛЕВАЯ  И МЕЖОТРАСЛЕВАЯ; СОВЕРШЕННАЯ И  НЕСОВЕРШЕННАЯ, ДОБРОСОВЕСТНАЯ И  НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ………………………………………………………….9

3. ОСНОВНЫЕ РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ:КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ ………………………....14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

XXI век в мировом экономическом  развитии, без сомнения, можно назвать  веком конкуренции. Именно в этом  цикле явление конкуренции приобрело  международную и глобальную значимость. За последние десятилетия усиление  конкуренции отмечено фактически  во всем мире. Еще не так  давно она отсутствовала во  многих странах и отраслях. Рынки  были защищены и доминирующие  позиции на них были четко  определены. И даже там, где существовало  соперничество, оно не было столь  ожесточенным. Однако, с развитием  мировой цивилизации, интеграции  различных культур, развития торговли, стало ясно, что быстрый и устойчивый  рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная  продукция. Конкурентоспособным должно  быть в стране все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура.

В свое время говорили, что нормой в современном мире является жесткая конкуренция. Потому способность конкурировать, готовность вести борьбу за ресурсы и влияние напрямую определяют ситуацию внутри страны и «вес» Беларуси в международных делах».

Конкурентоспособность характеризует степень комплексного развития страны, является главным фактором обеспечения качества жизни населения. Конкуренция - движущая сила развития общества. Если не будет конкуренции, на его место придет монополия, являющаяся тормозом прогресса.

Именно по этим причинам я выбрала тему курсовой работы - типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.

Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Целью моей работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее типов и основных рыночных структур, а также развитие конкуренции в современной экономике.

Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

- рассмотреть понятие конкуренции, её роль в экономике и функции;

- проанализировать эффективность  конкурентных рынков;

-изучить виды конкуренции: функциональная, видовая, межфирменная,

внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная,

добросовестная и недобросовестная;

- на основании литературы рассмотреть  основные рыночные структуры  в современной экономике: конкуренция  и монополия

В соответствии с этими задачами построены главы моей работы, которые помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ, ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И ФУНКЦИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ

В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция.

Существуют различные определения и различные подходы к определению конкуренции, рассмотрим основные из них.

Самое простое и короткое определение – конкуренция означает соперничество, соревнование, состязание [20, c. 97].

В экономической литературе существует множество и других, более подробных определений категории «конкуренция».

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание.

По Макконнелу, конкуренция  борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала [8, c. 482].

Мищенко считал, что конкуренция – это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх [11, c. 240].

Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики [7, С. 142].

Современные экономисты дают следующее определение: конкуренция – это состязательность, соперничество, экономическая борьба между продавцами (производителями) за право получения максимальной прибыли. Также между покупателями (потребителями) за большую выгоду, при приобретении товара [12, c. 199].

На наш взгляд, конкуренция всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы - борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о её исключительно разрушительном характере.

Роль конкуренции в современной экономике очень велико, так как без конкуренции, по сути, нет и рыночной системы. Конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются следующие основные функции конкуренции, которые мы представим в виде схемы, для удобства.

Функции конкуренции:

• регулирующая

• аллокационная

• инновационная

• распределительная

• адаптационная

• контролирующая

Рассмотрим эти функции более подробно.

Регулирующая функция конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве.

Аллокационная функция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец, контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель [2, c. 42].

Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.

Производственная эффективность означает, что каждый товар, включенный в состав выпускаемой продукции, производится наименее дорогостоящим способом. Конкурентный рынок вынуждает фирмы в долгосрочном периоде вести производство при минимальных средних издержках. В этом суть производственной эффективности.

Эффективность распределения ресурсов имеет место, когда невозможно изменить структуру совокупного производства так, чтобы получить дополнительную чистую выгоду для общества. Ресурсы распределяются так, чтобы производилась совокупная продукция, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей [12, c. 204].

Из сущности издержек утраченных возможностей следует, что предельные издержки производства продукта измеряют цену –относительную ценность других товаров, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, использованных в производстве единицы этого продукта. Равенство цены предельным издержкам, характерное для чистой конкуренции, обеспечивает эффективное распределение ресурсов.

Ограниченность рынка чистой конкуренции связана со следующими проблемами, которые им не разрешаются:

1. Проблема распределения доходов  состоит том, что рыночная система  вообще не регулирует распределение  доходов, которое может быть очень  неравномерным, вести к производству  дорогостоящих пустяков для богатых, отказывая бедным в удовлетворении  их основных нужд.

2. Побочные издержки и общественные  блага. Существуют издержки, которых  производители стараются избегать. Например, они могут загрязнять  окружающую среду. Издержки при  этом несет общество, они называются  побочными, или внешними издержками. Некоторые блага, например, прививки, предотвращающие эпидемии, приносят  выгоды всему обществу. Они называются  внешними, или побочными, выгодами. Максимизация прибыли обеспечивает  эффективное распределение ресурсов, если предельные издержки фирм  включают все издержки, а цена  продукта отражает все выгоды, которые общество получает от  производства товара, включая побочные.

Следует также иметь в виду, что рыночная система игнорирует производство общественных благ, например образование населения, оборону.

3. Диапазон потребительского выбора  в условиях чистой конкуренции  невелик, поскольку чистая конкуренция  возможна только на рынках, оперирующих  со стандартизованными продуктами [12, c. 206 - 207].

Распространение чистой конкуренции ограничено, но существуют рынки, очень близкие к ним по своим условиям, например биржевые рынки стандартных видов сырья, в частности металлов [1, c. 301].

Таким образом, конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям – "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое.

           ВЫВОД: Необходимо отметить рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения.

Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. В итоге застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВИДОВАЯ, МЕЖФИРМЕННАЯ, ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ И МЕЖОТРАСЛЕВАЯ; СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ, ДОБРОСОВЕСНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСНАЯ

Существуют различные виды конкуренции и, при раскрытии данного вопроса, рассмотрим не только указанные в вопросе виды: функциональную, видовую, межфирменную, внутриотраслевую и межотраслевую; совершенную и несовершенную, добросовестную и недобросовестную, но и приведем классификацию по различным признакам. Эта одна из самых развернутых классификаций, в которой представлены указанные виды и также обозначены другие существующие виды конкуренции.

1. По этическому признаку различают  конкуренцию добросовестную и  недобросовестную.

Добросовестная конкуренция направлена на получение прибыли за счет создания более лучших и качественных товаров. Добросовестная конкуренция обычно поддерживается государством, так как при ней выявляется и реализуется весь положительный потенциал, она выгодна потребителям.

Под недобросовестной конкуренцией понимают вид конкурентной борьбы, связанный с нарушением принятых в условиях рынка цивилизованных норм и правил. К недобросовестной конкуренции относят:

- действия хозяйствующих субъектов  по дискредитации конкурентов;

- разнообразную практику устранения  соперника-конкурента (вплоть до  поджога фирм-конкурентов) или блокирование  его доступа в отрасль, расцениваемую  обществом как неприемлемый способ  достижения этих целей;

- демпинг товарный или валютный, например, импорт товаров по ценам  более низким, чем цены на внутреннем  или мировом рынке, что наносит  существенный урон национальной  промышленности страны-импортера  и нередко ведет к сворачиванию  выпуска продукции, аналогичной  импортируемой;

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры