Типы конкуренции и основные рыночные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее типов и основных рыночных структур, а также развитие конкуренции в современной экономике.
Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкуренции, её роль в экономике и функции;
- проанализировать эффективность конкурентных рынков;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ, ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И ФУНКЦИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..5
2.ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ, ВИДОВАЯ, МЕЖФИРМЕННАЯ, ВНТРУТРИОТРАСЛЕВАЯ И МЕЖОТРАСЛЕВАЯ; СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ, ДОБРОСОВЕСТНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ………………………………………………………….9
3. ОСНОВНЫЕ РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ:КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ ………………………....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………20

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими предприятиями.

Например, как ни велик автомобильный рынок США, но десятилетиями его потребности практически полностью обеспечивались «большой тройкой» фирм: «Форд», «Дженерал Моторс» и «Крайслер». Олигопольными обычно являются рынки производства тяжелого оборудования, нефтехимической продукции, осуществления международных авиаперевозок и т. п [3, c. 78].

Рынок монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия (слово «монополия» образовано на основе двух греческих слов: «монос» - «один» и «полео» - «продаю» и означает, следовательно, ситуацию, когда на рынке есть только один продавец).

При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Именно так была устроена до недавнего времени вся экономическая жизнь в нашей стране. Огромная доля продукции выпускалась здесь всего одним предприятием – абсолютным монополистом. Понятно, что в таком случае единственный метод борьбы покупателя с всевластием монополиста-изготовителя – просто не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других, тоже очень нужных благ. Обычная коммерческая стратегия монополиста – навязывание покупателям завышенных уровней цен [3, c. 79].

Монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары [16, c. 26].

Несовершенный конкурент – именно то зерно, из которого может вырасти монополист.

Традиционным субъектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т.п. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов о регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг [15, c. 206].

Монопсония - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж [15, c. 208].

Таким образом, выделяют в современном мире два вида рыночных структур: монополия и конкуренция, которые разделены на несколько видов и редко встречаются в чистом виде.

               ВЫВОД: Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. В то же время монополизация производства представляет собой объективный процесс. Она связана с концентрацией производства и и ростом размеров предприятий. Появляется власть над рынком. Это обстоятельство противоречит логике экономического развития, ибо подрывает экономический рост, снижает общую эффективность производства, ведёт к проявлениям паразитизма, тормозит научно-технический прогресс, поскольку монополии во многих случаях могут обойтись без применения технических новинок. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его целью является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теории выдвинутые учеными в различные времена вызывают множество споров и сейчас. Так до сих пор ученые не сошлись по поводу определения конкуренции и монополии. Неоднозначность данных понятий также проявляется в трактовке их влияния на рынок, хотя большинство ученых и убеждены, что конкуренция является неоспоримым благом для общества, но есть группы ученных, которые отстаивают позиции монополий с точки зрения инноваций, а также повышения, как это не парадоксально звучит, конкуренции.

Необходимо отметить рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения.

Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. В итоге застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта.

Отсутствие «нормальной» конкуренции , её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии.

Западные и белорусские экономисты сходятся на том, что имеется четыре типа рыночных ситуаций: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия, мы уделили в работе большее внимание двум из них: монополии и конкуренции. Монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополию объединяют в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции обуславливает появление новых черт в поведении товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия.

Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. В то же время монополизация производства представляет собой объективный процесс. Она связана с концентрацией производства и и ростом размеров предприятий. Появляется власть над рынком. Это обстоятельство противоречит логике экономического развития, ибо подрывает экономический рост, снижает общую эффективность производства, ведёт к проявлениям паразитизма, тормозит научно-технический прогресс, поскольку монополии во многих случаях могут обойтись без применения технических новинок. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его целью является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование  экономики // Н. Б. Антонова: Учебник. Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002 - 775 с.

2 Волонцевич, Е. Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций /

Е.Ф. Волонцевич. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 103 с

3 Ганакова, Е.В. О совершенствовании законодательства о конкуренции в Республике Беларусь // Экономика Финансы Управление, 2011 - № 7 - с.77 - 83

4 Касьянов, Ю. Антимонопольное законодательство  за рубежом: позитивный опыт // Мировая  экономика и международные отношения, 2009 - № 8 - с. 15-25

5 Ключевые проблемы экономической  политики России / Под ред. Ф.Ф. Рыбакова, Г.Е. Алпатова. Спб. - 1999 - 356 с.

6 Конкурентная среда: институциональные  основы формирования и развития: Монография / А.А. Праневич. -- Мн.: БГЭУ, 2010. -- 215 с.

7 Курс переходной экономики /Под ред. Л.И.Абалкина. М.: Финстатннформ, 2007. - 640 с.

8 Макконнелл, К.Р. Экономикс // К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю - М.: Инфра-М - 2002.

9 Мацулевич, И.А. Экономические и организационно-правовые предпосылки развития конкурентных отношений в экономике Республики Беларусь // Вестник БГЭУ, 2011 - №5 - с. 14-21

10 Микроэкономика / Под ред. Яковлевой Е.Б. М.-Спб. - 2003 - 358 с.

11 Мищенко, В.В. Государственное регулирование  экономики. // В. . Мищенко - М.: ИНФРА-М, 2009 - 480 с.

12 Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. // Р. М. Нуреев - М.: Норма, 2010 - 576 с.

13 Портер, М. Конкуренция // М. Портер: Учебное  пособие. М.: Изд.дом «Вимямс», 2009 - 546 с..

14 Правовые вопросы антимонопольного  регулирования в Республике Беларусь / И. И. Веленто, Е. Ю. Казанцев // Веснiк ГрДУ iмя Я. Купалы. Сер. 1. 2009 - N 4. - с. 86-91.

15 Санько, Г.Г. Монополия и конкуренция // Г. Г. Санько - Мн.: БГЭУ, 2009. - 302 с.

16 Санько, Г.Г. Государственно-частный  монополизм: содержание, формы проявления //Вестник белорусского дзяржаунага эканамичнага университета. 2003 - №3 - с. 24-32.

17 Смит, А. Исследование о природе  и причинах богатства народов // А. Смит -М.:Соцэкгиз, 1962.

18 Хиль, М. Правовое регулирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и других государствах - членах ЕврАзЭС // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2010. - N 5. - С. 34-44.

19 Экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Грязновой. Т.Н. Чечеленой. - М.: Издательство «Экзамен». 2005. - 592 с.

20 Юданов, А. Л. Конкуренция. Теория  и практика // А. Л. Юданов - М.: Тандем.гном-пресс, 2008 - 384 с.

 

 

 


Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры