Типы конкуренции и основные рыночные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее типов и основных рыночных структур, а также развитие конкуренции в современной экономике.
Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкуренции, её роль в экономике и функции;
- проанализировать эффективность конкурентных рынков;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ, ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И ФУНКЦИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..5
2.ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ, ВИДОВАЯ, МЕЖФИРМЕННАЯ, ВНТРУТРИОТРАСЛЕВАЯ И МЕЖОТРАСЛЕВАЯ; СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ, ДОБРОСОВЕСТНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ………………………………………………………….9
3. ОСНОВНЫЕ РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ:КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ ………………………....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………20

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

- злоупотребление доминирующим  положением на рынке, тайный сговор  на торгах, создание тайных картелей;

- практику коррупции (взяточничество) с целью повысить конкурентоспособность  своих товаров при помощи подкупа  должностных лиц.

Действия хозяйственных субъектов по дискредитации конкурентов могут быть следующими:

- распространение ложных, неточных, порочащих сведений о конкурентах;

- введение в заблуждение потребителей  по поводу характера, способа, места, качества изготовления товаров;

- фальсификация товаров за счет  незаконного использования товарного  знака, фирменного наименования  или маркировки конкурентов;

- реклама товара, не отвечающего  требованиям качества, искажение  сведений о фактических свойствах  продукта;

- разглашение или самовольное  использование конфиденциальной  производственно-экономической, научно-технологической, торговой и другой, важной для  конкурентов информации, чужих коммерческих  тайн, беззастенчивое заимствование  чужой интеллектуальной и промышленной  собственности [13, c. 186].

2. В зависимости от типа рынка  или конкурентной среды различают:

- чистую или абсолютную (совершенную) конкуренцию;

- монополистическую конкуренцию;

- олигополистическую конкуренцию;

- монополию (чистую монополию), которые  мы будем рассматривать в главе  третьей.

3. По ценовому признаку конкуренцию  делят на ценовую (прямую или скрытую) и неценовую.

Ценовая конкуренция реализуется на основе цены. Она предполагает продажу товаров по ценам более низким, чем у конкурентов.

При прямой ценовой конкуренции предприятие широко оповещает о снижении цены на свои товары, стараясь привлечь таким образом к себе потребителей.

При скрытой ценовой конкуренции предприятие вводит новые товары с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимает не пропорционально мало. Например, АТО-конкуренты применяют тарифы одинаковые или близкие, а объем оказываемых транспортно-экспедиционных услуг по этим тарифам разный.

Сфера применения ценовой конкуренции ограничена тем обстоятельством, что снижение цены теоретически возможно за счет сокращения издержек производства либо за счет уменьшения прибыли.

Неценовая конкуренция реализуется на основе качества товаров, то есть конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью, сроком службы, с более высокой производительностью. Эпицентром соперничества между производителями становятся такие неценовые параметры товаров, как их новизна, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, экономичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Важным инструментом конкуренции становится имидж марки и имидж предприятия.

Сегодня на мировом рынке неценовая конкуренция играет ведущую роль, так как выяснилось, что затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся предприятию дешевле, чем затраты на ценовую конкуренцию [13, c. 190].

4. В зависимости от формы различают  три основных формы конкуренции.

Функциональная конкуренция является постоянным фактором, не зависящим от того, есть у предприятия на рынке конкуренты, предлагающие аналогичные товары, или нет. Функциональную конкуренцию связывают с существованием принципиально иных видов продукции или внерыночных способов удовлетворения клиентов в потребностях, на которые ориентирована деятельность данного предприятия.

Так если предприятие осуществляет перевозки пассажиров во внутрирайонном сообщении в сельской местности, то фактором функциональной конкуренции для предприятий будет привычка местных жителей ездить на велосипеде. В результате для предприятия теряется часть пассажиропотока. Если, например, для России или Беларуси этот пример может быть не особенно показательным, то в Германии, Голландии и других странах граждане зачастую осуществляют взаимопосещения на велосипедах даже на расстоянии 30 – 40 км [18, c. 35].

При городских пассажирских перевозках фактором функциональной конкуренции является привычка жителей ходить пешком. А предприятия в результате теряют пассажиропоток на короткие расстояния.

При грузовых перевозках и централизованном обслуживании клиентов фактором функциональной конкуренции можно считать самовывоз грузов.

Видовая конкуренция реализуется при наличии нескольких разновидностей товаров, предлагаемых конкурирующими предприятиями. На транспорте примером видовой конкуренции является рынок междугородных перевозок грузов, которые могут выполняться автомобильным, железнодорожным, речным, морским, трубопроводным и воздушным транспортом

При межфирменной конкуренции предприятия предлагают на рынке однотипные товары. Иногда эту форму называют предметно-видовой конкуренцией.

5. По территориальному или страновому признаку конкуренция делится на внутриотраслевую и межотраслевую, на иностранную и внутреннюю.

Внутриотраслевая конкуренция наиболее развита в странах с высоким уровнем производства и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня. Она реализуется между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству, ассортименту, дизайну.

Межотраслевая конкуренция реализуется между крупными хозяйствующими субъектами, в результате чего капитал перетекает из менее доходных видов производства в более прибыльные.

С иностранной конкуренцией сталкиваются предприятия одной страны вследствие импорта товаров из другой страны.

Внутренняя конкуренция реализуется в пределах одной страны.

6. По уровню конкуренции ее  делят на совершенную и несовершенную.

Совершенная действует на рынке чистой или абсолютной конкуренции.

Конкуренция несовершенная, когда покупатели или продавцы способны самостоятельно повлиять на уровень устанавливаемых цен, по которым они покупают или продают. К несовершенной конкуренции относят монополистическую, олигополистическую конкуренцию и монополию.

7. Инновационная конкуренция осуществляется  за счет: использования новых  технологий, новой техники; нового  дизайна;

нового уровня издержек производства; нововведений в системе

распределения и сбыта; новых цен.

Предприятия, осуществляющие международные перевозки грузов и пассажиров, приобретая себе подвижной состав или получая его по лизингу из Германии и других стран более соответствующий международным требованиям, существенно повышают свою конкурентоспособность.

Аналогично складывается ситуация, когда отечественные предприятия закупают импортное оборудование для мойки, покраски, организации инструментального контроля технического состояния автомобилей.

8. По типу конкурентов и их  роли в конкурентной борьбе  различают:

9. Помимо конкуренции между производителями (продавцами)

существует конкуренция и между потребителями (покупателями)

товаров.

Конкуренция продавцов осуществляется при их соперничестве за наиболее выгодные условия сбыта товаров.

Конкуренция покупателей осуществляется при их соревновании между собой за доступ к товарам, за продавца, если на рынок доставляется меньше товаров, чем покупатели готовы приобрести по сложившимся ценам.

Обе эти формы могут реализовываться рядом друг с другом в определенном сочетании, характерном для каждого конкретного рынка в зависимости от рыночной силы продавцов и покупателей. Так на рынке продавца, где из-за ненасыщенности рынка, его монополизации продавцы обладают значительной рыночной силой и могут диктовать покупателям свои условия, преобладает конкуренция покупателей. На рынке покупателей в основном реализуется конкуренция продавцов. При развитой рыночной экономике при насыщении рынка товаров значение конкуренции покупателей снижается, наступает время рынка покупателя, когда между собой соревнуются продавцы товаров.

10. По количеству участвующих  в противоборстве хозяйствующих  субъектов различают индивидуальную  и групповую конкуренцию.

Индивидуальная конкуренция реализуется, когда конкурентами являются отдельно взятые предприятия.

При групповой конкуренции соперничество развивается между сложившимися группами предприятий (объединениями, союзами, ассоциациями). Групповая конкуренция является продолжением индивидуальной. Отдельные предприятия внутри групп могут по-прежнему конкурировать между собой и действуют в одном направлении только в случае совпадения их интересов или при решении общих проблем, которые поодиночке трудно решить [15, c.101-102 ].

Таким образом, существует множество различных видов конкуренции, которые действуют в зависимости от экономических обстоятельств в стране.

 ВЫВОД: Отсутствие «нормальной» конкуренции , её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии.

Западные и белорусские экономисты сходятся на том, что имеется четыре типа рыночных ситуаций: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия, мы уделили в работе большее внимание двум из них: монополии и конкуренции. Монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополию объединяют в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции обуславливает появление новых черт в поведении товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия

 

 

 

 

 

 

 

3  ОСНОВНЫЕ РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Основными рыночными структурами в современной экономике являются конкуренция и монополия, кроме того, экономисты выделяют олигополию, как рыночную структуру, а также делят рассмотренные структуры на несколько видов, рассмотрим их подробнее.

Как мы уже отмечали, конкуренция - экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов [14, c. 87].

Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Победить в конкурентной борьбе за ограниченные денежные средства покупателей фирма может только путем производства либо лучших по свойствам товаров, либо таких же по свойствам товаров, как у конкурентов, но с меньшими затратами, что позволит продавать их дешевле. В конкуренции покупателей за дефицитный товар побеждают те, чья собственная деятельность ценится рынком особенно высоко и лучше оплачивается: вот почему они могут предложить за товар наивысшую цену. Именно благодаря конкуренции с иностранными фирмами-производителями российские и белорусские фирмы в 90-х годах XX в. вынуждены были научиться делать не просто вкусные, но и красиво упакованные продукты питания, освоить новые марки пива, новые модели автомобилей и новые варианты мебели. Выиграли от этого, естественно, прежде всего покупатели [9, c. 17].

Обычно выделяют следующие типы конкуренции (типы конкурентных рынков):

1) рынок совершенной (чистой) конкуренции;

2) рынок монополистической конкуренции;

3) олигопольный рынок;

4) рынок монополии [6, c. 99].

Рынок совершенной (чистой) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта. Именно так конкурируют между собой, например, мелкие производители сельскохозяйственной продукции или мелкие фирмы в сфере услуг.

При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия).

Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства [18, c. 39].

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.

Одна из моделей - монополия, для которой характерны:

Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции, если:

1) на рынке имеется много конкурирующих  фирм;

2) для удовлетворения одной и  той же потребности эти фирмы  предлагают различающиеся между  собой товары;

3) каждая фирма имеет некоторую  возможность влиять на цену, по  которой она продает свои товары;

4) существующие фирмы не могут  преградить вход на рынок новым  конкурентам [9, c. 19].

Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и так далее. На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении ее на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.

Монопсония – ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.

Рынок олигополии. Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары.

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры