Торговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Без сомнения, на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов и всего мирового сообщества. Так как на протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства, теперь внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Но с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного обмена.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Торговая политика 3
1.1. Особенности торговой политики развивающихся стран 5
1.2. Особенности торговой политики России 10
Глава 2. Протекционизм 15
2.1. Аргументы в пользу политики протекционизма 17
2.2. Аргументы против политики протекционизма 24
Глава 3. Свободная торговля 26
3.1. Аргументы за политику свободной торговли 27
3.2. Таможенный союз 31
Заключение 33
Приложения 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 176.29 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2

Глава 1. Торговая политика 3

1.1. Особенности  торговой политики развивающихся  стран 5

1.2. Особенности  торговой политики России 10

Глава 2. Протекционизм 15

2.1. Аргументы  в пользу политики протекционизма 17

2.2. Аргументы  против политики протекционизма 24

Глава 3. Свободная  торговля 26

3.1. Аргументы  за политику свободной торговли 27

3.2. Таможенный  союз 31

Заключение 33

Приложения 36

Список литературы 38

 

 

 

Введение

Страны, занимая различное  положение в мировой экономике  в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих  интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие  государства на торговые отношения  с другими странами.

На выбор национальной внешнеэкономической политики существенное влияние оказывают как общеэкономическое  положение в стране, так и тенденции  в мировой экономике, учитывая современную  быструю интернационализацию мирохозяйственных  связей, расширение мировой торговли товарами и услугами, развитие международного предпринимательства, рост количества и увеличение сферы деятельности ТНК.

Важнейшей чертой функционирования мировой экономики в 21 веке служит развитие мирохозяйственных связей. Отмечается устойчивое нарастание масштабов контактов между отдельными государствами, их группами, национальными и международными организациями.

Без сомнения, на современном  этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном  развитии стран, регионов и всего  мирового сообщества. Так как на протяжении послевоенного периода  стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались и их среднегодовые  темпы роста в 1,5 раза превышали  темпы роста мирового производства, теперь внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Но с  другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран  от международного обмена.

В условиях современной мировой  торговли каждая страна встает перед  выбором – насколько открытой будет ее экономика. Известно, что  и политика свободной торговли, и  протекционизм обладают как преимуществами, так и недостатками.

Глава 1. Торговая политика

Под торговой политикой понимаются принятые в стране правила осуществления  и регулирования внешней торговли и платежей. Различают политику свободной  торговли, политику автаркии, когда  страна изолирует себя от международной  торговли, и политику протекционизма различной степени, реализуемую  с помощью тарифов, квот и т. д.

  Политика свободной  торговли - политика невмешательства  государства в международную  торговлю - это чисто теоретическое  понятие. Несмотря на строгое  теоретическое обоснование, свободная  торговля практически никогда  не практиковалась ни одной  страной. Государство всегда, так  или иначе, вмешивалось в международную  торговлю, если не по экономическим  причинам, то по политическим  или социальным, например, из соображений  безопасности или из желания  поддержать ту или иную социальную  группу населения и т. д.  В действительности торговая  политика любого государства  всегда характеризовалась и характеризуется  различной степенью протекционизма, направленной на защиту внутреннего  рынка с помощью различных  видов торговой политики.

  Основными видами  торговой политики являются таможенный  тариф, импортная квота, дискриминация  импорта, демпинг, экспортная  субсидия и компенсационная импортная  пошлина, косвенные ограничения  и другие виды - всего более  50 различных способов ограничения  внешней торговли.

  С точки зрения  последствий воздействия этих  основных видов торговой политики на внешнюю торговлю теория международной торговли определила ряд закономерностей, которые сводятся к следующим утверждениям:

  1. Таможенный тариф-налог,  которым облагается товар, импортируемый  в страну, всегда снижает уровень  благосостояния в торгующих странах.

  2. Таможенный тариф  всегда выгоден производителям  товаров, конкурирующих с импортом.

  3. В условиях способности  страны влиять на мировые цены  использование “оптимального тарифа” может принести ей чистый выигрыш.

  Применение оптимального  тарифа, иначе тарифа, максимизирую  его благосостояние страны, возможно, если ценовая эластичность предложения  иностранного товара или услуг  не является бесконечной. В  этих условиях обычно страна  может улучшить условия торговли  введением тарифа на импорт  этого товара, так как падение  спроса на импортный товар  вызовет падение мировой цены. Страна, вводящая тариф, уменьшает  объем торговли, но улучшает условия  торговли. Оптимум достигается тогда,  когда выгоды, получаемые от улучшения  условий торговли, компенсируют  потери от уменьшения объема  торговли. Условия торговли - это  соотношение между ценами экспорта  и ценами импорта.

  4. Последствия введения  импортных квот или иначе количественных  ограничений объема иностранной  продукции, разрешенной ежегодно  к ввозу в данную страну, аналогичны  последствиям от тарифа; кроме  того, возможна потеря выигрыша  потребителей от повышения цены.

  5. Дискриминация импорта  как результат экономической  интеграции иначе введение импортных  барьеров странами, организованными  в ту или иную форму экономической  интеграции по отношению к  третьим странам с целью ограничения  импорта из этих стран, ведет  к росту торговых потоков внутри  интегрированных стран, однако, отдельные  страны могут понести убытки. Так, в рамках ЕС ФРГ и  Нидерландам пришлось повысить  импортные пошлины до общего  единого тарифа, что лишило их  торговых преимуществ; США и  Канада потеряли часть европейских  рынков.

  6. Последствия введения  демпинга - практики продажи товаров  за границу по ценам ниже  тех, по которым продается данный  товар на внутреннем рынке  - не столь очевидны. Демпинг может  принести выгоду импортирующей  стране, заставляя импортера еще  больше снижать цены; может снизить экономическое благосостояние страны импортера и повысить его в стране экспортере. В целом, последствия демпинга, обусловленного различиями в эластичности спроса на товар на национальном и зарубежном рынках, зависят от правильно определенного размера антидемпингового тарифа, установленного государством на иностранные товары, конкурирующие с отечественными товарами.

  7. Экспортное субсидирование  отдельных товаров ведет к  избыточному росту торговли, приносит  вред субсидирующему государству  и всей мировой торговле. Компенсационные  пошлины, санкционированные Всемирной  торговой организацией (ВТО), приносят  убытки стране их вводящей, но  и, в целом, нейтрализуют экспортные  субсидии. При этом налогоплательщики  страны, субсидирующей экспорт, неявно  доплачивают налогоплательщикам  импортирующей страны. В основном, экспортные субсидии невелики. Но  применительно к отдельным товарам  они весьма существенны. Наибольшими  субсидиями пользуются сельскохозяйственные  товары.

1.1. Особенности торговой политики развивающихся стран

Принадлежность к группе из примерно 130 развивающихся стран  определяется более низким в сравнении  с развитыми странами показателями подушевого ВВП, более низкой долей городского населения, более высокими темпами роста населения, высокими показателями детской смертности и меньшими сроками средней продолжительности жизни людей. Группа весьма неоднородна и включает в себя, с одной стороны, страны с уровнем подушевого ВВП, приближающимся к среднему уровню развитых стран, а с другой — крайне бедные страны. Поэтому средние показатели уровня развития мало пригодны для выявления и анализа особенностей торговой политики развивающихся стран. Деление с этой целью группы развивающихся стран на более дробные подгруппы по интервалам показателей также не дает возможности выделения специфики торговой политики развивающихся стран.

Между тем за четыре последних  десятилетия, когда начался отсчет независимого развития этой группы стран, накоплен такой опыт и произошло  столько событий, а также предпринято  столько попыток осмысления этого  опыта и этих событий, что они  вполне позволяют назвать наиболее существенные особенности в этой области. В ряду этих событий безусловно следует назвать попытку установления в 1970-х гг. Нового международного экономического порядка (НМЭП), когда все развивающиеся страны и сразу по всему кругу вопросов пытались навязать мировому сообществу правила игры, отличающиеся от рыночных правил регулирования экономических отношений. Однако развитые страны отказались пойти на поводу требований установления НМЭП и с приходом к власти в начале 1980-х гг. консервативных сил в ряде развитых стран направили эти требования в русло диалога «Север-Юг», который окончательно завершился в середине 1980-х гг. Одним из позитивных следствий этого диалога является то, что развитые страны стали прислушиваться к проблемам «третьего мира» и более активно анализировать их. То обстоятельство, что в этих странах проживает почти 3/4 населения мира, при этом около 2 млрд человек находится в условиях абсолютной бедности, лишь подчеркивает важность этих проблем.

Одной из проблем такого рода, определивших особенность внешнеторговой политики развивающихся стран, стала нестабильность экспортной выручки. Складываясь у многих стран из доходов от экспорта сырья, она подвергается значительным годовым колебаниям вследствие нестабильности предложения сырья на экспорт, нестабильности спроса на него из-за колебаний конъюнктуры мировой экономики и нестабильности цен. Монокультурный характер экспорта многих развивающихся стран приводит к тому, что мировая конъюнктура влечет для них более тяжелые последствия, чем для развитых стран. При высокой степени открытости экономики, измеряемой отношением стоимости экспорта к ВВП, эти колебания напрямую воздействуют на величину ВВП и бюджета, ставя в уязвимое положение само существование государства. Нестабильность экспортной выручки происходит на фоне долгосрочной тенденции ухудшения условий торговли, т.е. уменьшения ее покупательной способности. Эта тенденция действует вследствие ряда причин, например из-за более низкой эластичности спроса на сырье в сравнении с эластичностью спроса на готовые продукты, более высокой степени конкурентности рынка сырья в сравнении с рынком готовой продукции, нередко олигополистическим, что также ведет к асимметрии цен. К числу других причин можно отнести появление заменителей сырья, широкую практику использования ТНК трансфертных цен и др.

Все это заставляет развивающиеся  страны вносить в свою торговую политику меры по стабилизации объемов экспорта, цен и покупательной способности экспортной выручки. К числу таких мер можно отнести попытки создания экспортных картелей; международных буферных запасов сырья; заключение международных соглашений об экспортных квотах; создание фондов, компенсирующих падение объемов экспортной выручки за счет средств, получаемых в годы благоприятной конъюнктуры; мер по диверсификации экспорта, по созданию интеграционных объединений с целью унификации торговой политики и др. Перечисленные меры получили воплощение во многих десятках различных инициатив, предполагавших согласование или прямое подчинение торговой политики этим инициативам, однако последние лишь в редких случаях имели частичный успех из-за разногласий интересов стран-участниц и несовпадения их с интересами развитых стран.

Другой отличительной  чертой торговой политики развивающихся  стран стало подчинение ее стратегическим целям экономической политики. Формирование группы развивающихся стран пришлось на период, когда определяющим признаком и критерием успеха в экономическом развитии было наличие промышленности и саморазвитие ассоциировалось с его индустриальной стадией. Преодоление отставания в уровнях экономического развития от промышленно развитых стран в общественном сознании ассоциировалось с ускоренной индустриализацией развивающихся стран, и индустриализация логично рассматривалась ими как ключевое звено всей стратегии и долгосрочных планов экономического развития. На индустриализацию возлагалось решение вопросов занятости, повышения технического уровня экономики, изменение ее отраслевой структуры, выгодного включения в мировой торговый обмен и целого ряда других задач.

В начальный период ориентации на промышленное развитие последнее мыслилось как развитие собственного производства широкого круга промышленных изделий для своего рынка. Рынок сбыта для них представлялся существующим, суверенитет гарантировал его защиту, развитые страны представлялись неисчерпаемым источником капитального оборудования. Лишь спустя годы, где-то в первой половине 1960-х гг., пришло понимание того, что выбранный путь индустриализации есть путь импортозамещения, который не столь однозначно простой. Ибо появились трудности замещения более сложных изделий, очевидной стала узость внутренних рынков, а защита от внешней конкуренции обернулась отсутствием стимулов к эффективности. Возникла и стала популярной идея противоположной — внешней ориентации индустриализации, которая нашла отражение в концепции экспортно-ориентированного развития. На первый взгляд она позволяла преодолевать недостатки импортозамещения, ибо снимала проблему узости рынков сбыта и давала стимулы к повышению эффективности. Но сразу становилось очевидным, что на внешних рынках завоевать позиции трудно из-за конкуренции развитых стран и их протекционистской политики в отношении экспортных товаров развивающихся стран.

В результате большинство  стран сохранило импортозамещение как главный вектор экономического развития, разделившись, правда, на две подгруппы по критерию сильной и умеренной ориентации на внутренний рынок, и лишь примерно пятая часть развивающихся стран избрала экспортно-ориентированное развитие, по большей части умеренное. Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея, выбрав путь безусловной экспортной ориентации, стали спустя десятилетие — полтора первым эшелоном новых индустриальных стран. Как бы там ни было, сегодня представляется, что у развивающихся стран было два альтернативных пути индустриального развития с противоположными целями и задачами торговой политики. Экспортная ориентация оказалась более эффективной, но она вряд ли была достижима сколько-нибудь более значительным числом стран. Импортозаменяющая стратегия оказалась менее эффективной, но она позволила, тем не менее, многим странам добиться выполнения целого ряда других задач. Включение в мировой товарообмен для них не закрыто, особенно для стран с умеренной ориентацией на импортозамещение, которая может быть относительно безболезненно переключена на умеренную экспортную ориентацию. С конца 1980-х гг., по мере признания глобализации как феномена мировой экономики, многие развивающиеся страны, взяв курс на либерализацию внешней торговли, объявили о торговых реформах, в том числе о пересмотре важнейших постулатов импортозамещения.

Информация о работе Торговая политика