Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа
Без сомнения, на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов и всего мирового сообщества. Так как на протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства, теперь внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Но с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного обмена.
Введение 2
Глава 1. Торговая политика 3
1.1. Особенности торговой политики развивающихся стран 5
1.2. Особенности торговой политики России 10
Глава 2. Протекционизм 15
2.1. Аргументы в пользу политики протекционизма 17
2.2. Аргументы против политики протекционизма 24
Глава 3. Свободная торговля 26
3.1. Аргументы за политику свободной торговли 27
3.2. Таможенный союз 31
Заключение 33
Приложения 36
Список литературы 38
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Торговая политика 3
1.1. Особенности
торговой политики
1.2. Особенности торговой политики России 10
Глава 2. Протекционизм 15
2.1. Аргументы
в пользу политики
2.2. Аргументы
против политики протекционизма
Глава 3. Свободная торговля 26
3.1. Аргументы
за политику свободной торговли
3.2. Таможенный союз 31
Заключение 33
Приложения 36
Список литературы 38
Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
На выбор национальной
внешнеэкономической политики существенное
влияние оказывают как
Важнейшей чертой функционирования мировой экономики в 21 веке служит развитие мирохозяйственных связей. Отмечается устойчивое нарастание масштабов контактов между отдельными государствами, их группами, национальными и международными организациями.
Без сомнения, на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов и всего мирового сообщества. Так как на протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства, теперь внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Но с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного обмена.
В условиях современной мировой торговли каждая страна встает перед выбором – насколько открытой будет ее экономика. Известно, что и политика свободной торговли, и протекционизм обладают как преимуществами, так и недостатками.
Под торговой политикой понимаются
принятые в стране правила осуществления
и регулирования внешней
Политика свободной
торговли - политика невмешательства
государства в международную
торговлю - это чисто теоретическое
понятие. Несмотря на строгое
теоретическое обоснование,
Основными видами
торговой политики являются
С точки зрения
последствий воздействия этих
основных видов торговой
1. Таможенный тариф-налог,
которым облагается товар,
2. Таможенный тариф
всегда выгоден производителям
товаров, конкурирующих с
3. В условиях способности
страны влиять на мировые цены
использование “оптимального
Применение оптимального
тарифа, иначе тарифа, максимизирую
его благосостояние страны, возможно,
если ценовая эластичность
4. Последствия введения
импортных квот или иначе
5. Дискриминация импорта
как результат экономической
интеграции иначе введение
6. Последствия введения
демпинга - практики продажи товаров
за границу по ценам ниже
тех, по которым продается
7. Экспортное субсидирование
отдельных товаров ведет к
избыточному росту торговли, приносит
вред субсидирующему
Принадлежность к группе из примерно 130 развивающихся стран определяется более низким в сравнении с развитыми странами показателями подушевого ВВП, более низкой долей городского населения, более высокими темпами роста населения, высокими показателями детской смертности и меньшими сроками средней продолжительности жизни людей. Группа весьма неоднородна и включает в себя, с одной стороны, страны с уровнем подушевого ВВП, приближающимся к среднему уровню развитых стран, а с другой — крайне бедные страны. Поэтому средние показатели уровня развития мало пригодны для выявления и анализа особенностей торговой политики развивающихся стран. Деление с этой целью группы развивающихся стран на более дробные подгруппы по интервалам показателей также не дает возможности выделения специфики торговой политики развивающихся стран.
Между тем за четыре последних десятилетия, когда начался отсчет независимого развития этой группы стран, накоплен такой опыт и произошло столько событий, а также предпринято столько попыток осмысления этого опыта и этих событий, что они вполне позволяют назвать наиболее существенные особенности в этой области. В ряду этих событий безусловно следует назвать попытку установления в 1970-х гг. Нового международного экономического порядка (НМЭП), когда все развивающиеся страны и сразу по всему кругу вопросов пытались навязать мировому сообществу правила игры, отличающиеся от рыночных правил регулирования экономических отношений. Однако развитые страны отказались пойти на поводу требований установления НМЭП и с приходом к власти в начале 1980-х гг. консервативных сил в ряде развитых стран направили эти требования в русло диалога «Север-Юг», который окончательно завершился в середине 1980-х гг. Одним из позитивных следствий этого диалога является то, что развитые страны стали прислушиваться к проблемам «третьего мира» и более активно анализировать их. То обстоятельство, что в этих странах проживает почти 3/4 населения мира, при этом около 2 млрд человек находится в условиях абсолютной бедности, лишь подчеркивает важность этих проблем.
Одной из проблем такого рода, определивших особенность внешнеторговой политики развивающихся стран, стала нестабильность экспортной выручки. Складываясь у многих стран из доходов от экспорта сырья, она подвергается значительным годовым колебаниям вследствие нестабильности предложения сырья на экспорт, нестабильности спроса на него из-за колебаний конъюнктуры мировой экономики и нестабильности цен. Монокультурный характер экспорта многих развивающихся стран приводит к тому, что мировая конъюнктура влечет для них более тяжелые последствия, чем для развитых стран. При высокой степени открытости экономики, измеряемой отношением стоимости экспорта к ВВП, эти колебания напрямую воздействуют на величину ВВП и бюджета, ставя в уязвимое положение само существование государства. Нестабильность экспортной выручки происходит на фоне долгосрочной тенденции ухудшения условий торговли, т.е. уменьшения ее покупательной способности. Эта тенденция действует вследствие ряда причин, например из-за более низкой эластичности спроса на сырье в сравнении с эластичностью спроса на готовые продукты, более высокой степени конкурентности рынка сырья в сравнении с рынком готовой продукции, нередко олигополистическим, что также ведет к асимметрии цен. К числу других причин можно отнести появление заменителей сырья, широкую практику использования ТНК трансфертных цен и др.
Все это заставляет развивающиеся страны вносить в свою торговую политику меры по стабилизации объемов экспорта, цен и покупательной способности экспортной выручки. К числу таких мер можно отнести попытки создания экспортных картелей; международных буферных запасов сырья; заключение международных соглашений об экспортных квотах; создание фондов, компенсирующих падение объемов экспортной выручки за счет средств, получаемых в годы благоприятной конъюнктуры; мер по диверсификации экспорта, по созданию интеграционных объединений с целью унификации торговой политики и др. Перечисленные меры получили воплощение во многих десятках различных инициатив, предполагавших согласование или прямое подчинение торговой политики этим инициативам, однако последние лишь в редких случаях имели частичный успех из-за разногласий интересов стран-участниц и несовпадения их с интересами развитых стран.
Другой отличительной чертой торговой политики развивающихся стран стало подчинение ее стратегическим целям экономической политики. Формирование группы развивающихся стран пришлось на период, когда определяющим признаком и критерием успеха в экономическом развитии было наличие промышленности и саморазвитие ассоциировалось с его индустриальной стадией. Преодоление отставания в уровнях экономического развития от промышленно развитых стран в общественном сознании ассоциировалось с ускоренной индустриализацией развивающихся стран, и индустриализация логично рассматривалась ими как ключевое звено всей стратегии и долгосрочных планов экономического развития. На индустриализацию возлагалось решение вопросов занятости, повышения технического уровня экономики, изменение ее отраслевой структуры, выгодного включения в мировой торговый обмен и целого ряда других задач.
В начальный период ориентации на промышленное развитие последнее мыслилось как развитие собственного производства широкого круга промышленных изделий для своего рынка. Рынок сбыта для них представлялся существующим, суверенитет гарантировал его защиту, развитые страны представлялись неисчерпаемым источником капитального оборудования. Лишь спустя годы, где-то в первой половине 1960-х гг., пришло понимание того, что выбранный путь индустриализации есть путь импортозамещения, который не столь однозначно простой. Ибо появились трудности замещения более сложных изделий, очевидной стала узость внутренних рынков, а защита от внешней конкуренции обернулась отсутствием стимулов к эффективности. Возникла и стала популярной идея противоположной — внешней ориентации индустриализации, которая нашла отражение в концепции экспортно-ориентированного развития. На первый взгляд она позволяла преодолевать недостатки импортозамещения, ибо снимала проблему узости рынков сбыта и давала стимулы к повышению эффективности. Но сразу становилось очевидным, что на внешних рынках завоевать позиции трудно из-за конкуренции развитых стран и их протекционистской политики в отношении экспортных товаров развивающихся стран.
В результате большинство
стран сохранило