Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа
Без сомнения, на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов и всего мирового сообщества. Так как на протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства, теперь внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Но с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного обмена.
Введение 2
Глава 1. Торговая политика 3
1.1. Особенности торговой политики развивающихся стран 5
1.2. Особенности торговой политики России 10
Глава 2. Протекционизм 15
2.1. Аргументы в пользу политики протекционизма 17
2.2. Аргументы против политики протекционизма 24
Глава 3. Свободная торговля 26
3.1. Аргументы за политику свободной торговли 27
3.2. Таможенный союз 31
Заключение 33
Приложения 36
Список литературы 38
Определенное своеобразие торговой политике развивающихся стран придает характерный для многих из них дуализм экономики. Контраст между современной и традиционной экономикой наблюдается не только при сравнении развитых стран с развивающимися но и внутри развивающихся стран, где анклавы современной экономики соседствуют с традиционным окружением. Экономический прирост в этих странах связан не только с преобразованием традиционного хозяйства, но и с появлением островов современных предприятий. Современный сектор экономики отличается более высоким уровнем технического оснащения, более высокими зарплатами и, конечно, большей выработкой на одного работающего, или большей эффективностью. В известном смысле эта ситуация отражает некий «разлом» рынка или свидетельствует о наличии рыночного дефекта. Торговая политика защищает современный сектор, который, как правило, является сектором промышленных предприятий, от конкурирующего импорта, поощряя в то же время импорт ими капитального оборудования и экспорт готовой продукции. Сама торговая политика, в сущности, становится дуалистичной и непоследовательной. Еще более противоречивой она становится в том случае, когда современные предприятия представлены филиалами ТНК, интересы которых не всегда совпадают с национальными интересами развивающихся стран. Необходимость адаптировать торговую политику к императивам, вытекающим из самого факта наличия ТНК на территории развивающихся стран, может рассматриваться и как еще одна специфическая черта торговой политики развивающихся стран.
В литературе иногда развивающиеся страны объединяются со странами переходной экономики, что призвано, по-видимому, подчеркнуть схожесть хотя бы части их параметров развития и проблем. Однако, даже если такое сходство существует, это объединение не совсем корректно, ибо переходное состояние ожидается исторически менее длительным, чем состояние слаборазвитости, да и характер трансформаций здесь качественно иной. Важно отметить, что общим вектором изменений в торговой политике стран с переходной экономикой стал отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю, ее либерализация в соответствии с требованиями открытости экономики.
Торговая политика любой страны в основном определяется сложившейся моделью экономики и историей ее формирования. Не является исключением и Россия, принципиальные контуры модели, развития которой сложились еще в советский период. Рыночные преобразования в России 1990-х гг. начались с большим запозданием: почти все предшествующее десятилетие было потрачено впустую в поисках путей заставить работать экономику, ничего в ней не меняя. Назревшая кризисная ситуация потребовала решительных рыночных реформ, но начинать их пришлось с внешнеторговой сферы, которую надо было буквально «распахнуть», чтобы за счет импорта снять остроту неудовлетворенного спроса населения, а внезапное сужение в целом внутреннего спроса компенсировать экспортом ставшего излишним предложения. Начальный период формирования российского внешнеэкономического комплекса весьма точно отражен в анализе ведущего экспертного центра страны в этой области — Научно-исследовательского конъюнктурного института следующим образом: «Либерализация внешнеэкономической деятельности в отсутствие эффективных инструментов государственного регулирования привела к массовому вывозу сырьевых ресурсов, чрезвычайно выгодному из-за значительной разницы внутренних и мировых цен, и росту высокодоходного потребительского импорта... В условиях глубокого общехозяйственного кризиса процессы первоначального накопления сконцентрировались во внешнеторговом секторе, что предопределило его гипертрофированную роль в экономике, а также породило многочисленные структурные деформации и высокую криминализацию экспортно-импортной деятельности».
Реформирование экономики
в целом с тех пор приняло
затяжной характер, поэтому внешнеторговая
либерализация в известном
По этой причине торговая политика страны в значительной мере переключилась на регулирование экспорта, которое породило обилие мер экспортного квотирования, лицензирования, экспортных пошлин, налогов и других экспортных ограничений, которым в сложившихся условиях, в отличие от других стран, отдается предпочтение перед мерами стимулирования экспорта. Только по экспортным тарифам в марте 2003 г. в стране было, например, 878 позиций (Финансовые известия. 2003. 12 марта).
Топливно-сырьевая направленность экспорта между тем продолжала углубляться, формируя его уже более чем на 90%. Видимое благополучие, возникшее на дрожжах конъюнктурного роста экспортных доходов периода 2003—2008 гг., притупляло восприятие опасности превращения этой чрезмерной специализации в катализатор кризисных явлений в национальной экономике. Третий системный кризис с начала нефтяного периода новейшей отечественной истории, вызванный глобальным экономическим кризисом, показал всю меру этой опасности ввиду непредсказуемости долговременных последствий для благосостояния и устойчивости развития страны.
Не лучшим образом обстоит дело и в областях регулирования импорта. Долго формировавшийся гигантский отложенный спрос на потребительские товары, повсеместный дефицит накануне распада СССР и в первые годы рыночных реформ, реальное удорожание рубля к доллару (6,44 раза за период 1993-1997 гг.), неготовность отечественных производителей противостоять напору импорта, неэффективная таможенная защита и другие обстоятельства вызвали стремительный рост импорта и высокую зависимость от него внутреннего рынка по самому широкому кругу товарных позиций. По- видимому, небезосновательно по этому поводу высказался упомянутый выше НИКИ: «Россия фактически сдала в бессрочную и очень льготную аренду свой внутренний рынок импорту, тем самым существенно ослабив собственный потенциал устойчивого развития».
Ситуация почти не изменилась и в последнее десятилетие. При росте ВВП в период 2000—2007 гг. в 1,7 раза импорт вырос в 6,6 раза. «Засилье агрессивного импорта», по выражению того же источника, проявляется, например, в том, что в товарных ресурсах различного рынка доля импорта в 2008 г. составила 50%. Реальной становится перспектива полного исчезновения с рынка многих видов продукции отечественного производства. Практически не выполняет импорт и модернизационную функцию экономики. Если не изменить ситуацию, под угрозой окажутся источники воспроизводства общественного богатства, страна может превратиться в пассивный объект глобализации, эксплуатируемый развитыми экономиками.
Изменить ситуацию с гипертрофированной сырьевой специализацией и засильем импорта невозможно лишь мерами торговой политики. Нужна внятная и долговременная программа модернизации страны, в которой торговой политике должна быть определена роль эффективного инструмента реализации такой программы.
Обращает на себя внимание, ставшее устойчивым преобладание «доходной» функции торговой политики над регулирующей, отсюда гипертрофированность фискальной роли внешнеторгового регулирования. Таможенные сборы обеспечивают более 50% доходной части федерального бюджета. Структуру платеж можно представить в виде диаграммы (Приложение 1).
На протяжении длительного времени в стране не удавалось решить проблемы оптимизации таможенно-тарифной политики. По оценке того же НИКИ, «система таможенного контроля длительное время функционировала крайне неэффективно, оставляя массу возможностей для злоупотреблений и ухода от уплаты причитающихся платежей» (уклонение от уплаты и серые схемы импорта, охватывавшие в 90-е гг. 60—80% импорта, масштабная контрабанда и т.п.). Несовершенным был и тариф (слабая степень дифференциации и детализации, ограниченное число специфических и комбинированных ставок и т.д.).
Во внешнеторговом регулировании весьма значительную роль играет ведомственный интерес — остаточное явление хорошо известного из социалистического прошлого «ведомственного феодализма». Будучи наделенным (до 01.01.04 г.) не только фискальными, но и правоохранительными полномочиями (более 3000 уголовных дел в 2001 г. — Сегодня. 2001, 27 янв.), Таможенный комитет (сегодня — Федеральная служба) постепенно начал жить по логике собственных интересов, и меры по либерализации некоторых сторон внешнеторговой практики в связи с предстоящим присоединением к ВТО воспринимать как противоречащие интересам страны. Примечательна в этом отношении статья в газете «Известия» «Не убивайте доброго слона» (2000. 16 нояб.). Авторы учебника не разделяют этих обвинений, однако согласны с высказанной журналом «Эксперт» (2003. № 35) точкой зрения, что вступавший в силу с 1 января 2004 г. Таможенный кодекс удобен не столько бизнесу, сколько самой таможне. Ведомственность проявляется и в том, что единой стратегии внешнеэкономических связей в стране нет, различные полномочия внешнеэкономических связей и в этой сфере отнесены к компетенции разных министерств.
В общем смысле и для России верно утверждение: какова экономика, такова и внешняя торговля. Незавершенность экономических реформ определяет противоречивость торговой политики, в которой романтическая вера в принципы внешней торговли на уровне политики сочетается с неумеренным прагматически-бюрократическим протекционизмом практиков, а регулирующее предназначение внешнеторгового регулирования уступило место фискальным целям типично ведомственного исполнения. Выгодами открытости переходная экономика в полной мере еще не пользуется, а возросшая вследствие ее уязвимость от внешних факторов преодолевается лишь мерами сокращения открытости. Внешняя торговля России сегодня — скорее слабая оборонительная линия, чем катализатор реформирования и модернизации экономики страны.
Протекционизм (фр. protectionnisme, от лат. protectio — защита, покровительство) — экономическая политика государства, нацеленная на защиту национальной экономики. Протекционизм предполагает любые государственные меры по защите промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Осуществляется посредством прямого или косвенного ограничения импорта иностранных товаров, снижающих их конкурентоспособность в сравнении с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм защищает главным образом развитие промышленности, иной раз и сельское хозяйство. В настоящее время активную протекционистскую политику по отношению к сельскому хозяйству проводят практически все промышленно развитые страны мира. В странах Западной Европы субсидии сельскому хозяйству достигают 43% стоимости сельскохозяйственных продуктов, в Японии — 68%, в США — 30%, в Канаде — 41%.
Протекционизм возник в период
первоначального накопления капитала.
Теоретической основой
Протекционизм обладает рядом
социально-экономических
а) протекционизм поддерживает обороноспособность страны, ибо отказ от протекционистской политики при условии узкой специализации может привести к значительному риску при обострении международных отношений, тем более в случае военных действий. Страна должна обеспечить развитие таких стратегических видов производства, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, металлургия и другие отрасли, которые необходимы для национальной безопасности. В данном аспекте сошлемся на пример России. Поскольку в 90-е гг. XX в. сельское хозяйство крайне слабо поддерживалось государством, страна фактически попала в зависимость от импорта продовольствия;
б) протекционизм необходим для защиты стран с более низким уровнем и качеством жизни от стран, где эти показатели достаточно высоки;
в) протекционистская политика
создает предпосылки для
Систему протекционизма защищали многие крупные экономисты Запада, среди которых был, например, экономист Германии Ф. Лист.
Лист Фридрих (1789-1846) — немецкий экономист, с 1817 г. профессор государственной практики в Тюбингенском университете. В 1841 г. опубликовал свою основную работу «Национальная система политической экономии», где утверждал, что достижение высшей «стадии экономического развития» нации возможно только посредством осуществления политики протекционизма. Он выступал за активное государственное вмешательство в экономику. Лист выдвинул концепцию о «национальной экономии», согласно которой - экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам и, следовательно, каждой стране присуща своя «национальная экономия». Ключевое значение в системе «национальной экономии» Листа имела его концепция о так называемом «воспитательном протекционизме», суть которой состояла в том, что государство должно обеспечить быстрый индустриальный рост страны посредством установления правительственных таможенных пошлин. Конец жизни Листа был трагичен: не добившись материальной обеспеченности для своей семьи, он осенью 1846 г. покончил жизнь самоубийством.
Экономическую полезность протекционизма отстаивал Дж. Ст. Милль, он защищал покровительственные пошлины, особенно в странах, которые только недавно вступили на путь индустриального развития. Дж. М. Кейнс в работе «Трактат о деньгах» (1930) сформулировал идею о защите протекционистских мер и их значении в повышении уровня занятости.
Таким образом, Ф. Лист, Дж. Ст. Милль и Дж. М. Кейнс подходили к проблеме протекционизма исходя из закономерностей развития стран в различных исторических периодах.
Аргументы в пользу протекционистских мер более многообразны, и набор этих мер для каждой их использующей страны весьма специфичен, придавая своеобразие не только торговой, но и экономической политике в целом.