Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:28, курсовая работа
Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, как требующих детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.
Трансакционные издержки -- центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа.
Введение
1. Основы теории трансакционных издержек
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек
1.2. Виды трансакционных издержек
1.3. Масштабы деятельности трансакционного сектора
1.4. Трансакционные издержки как экономические потери общества
2. Анализ роли трансакционных издержек в российской экономике
2.1.Образование трансакционных издержек в России
2.3.Механимзмы минимизации и управления трансакционными издержками в России
Заключение
Список использованных источников
Данный вывод в целом очевиден: в условиях «трения» затрат на единицу товара больше, следовательно, располагаемый объем ресурсов даст нам меньший «выход» конечной продукции. Рыночные «последствия» этого эффекта также понятны. Фактически они сводятся к смещению кривой предложения вверх и влево. Равновесная цена при этом будет выше, а равновесный объем уменьшится. (рис 3.6)
Необходимо также учесть, что оптимизация объема выпуска фирмой будет строиться на основе «чистой» производственной функции, поскольку именно она отражает истинное «положение вещей». Действительно, для того, чтобы продать объем товара ОВ, недостаточно будет затратить ОА ресурсов. Условия ведения бизнеса таковы, что BD составят трансакционные расходы. Поэтому для того, чтобы продать условно намеченные ОВ единиц, надо будет инвестировать ОЕ единиц ресурса.
Чем данная ситуация оборачивается на практике?
Высокие трансакционные издержки приводят к снижению деловой активности: предприниматели заключают меньше сделок, чем предсказывает неоклассическая модель. Причем иногда не реализуются и те трансакции, которые полностью соответствуют неоклассическому критерию МС = MR. Например, фирма может отказаться от найма дополнительного работника, поскольку МС превысят MR , если учесть издержки контроля над его трудом. Из практического опыта мы также знаем, что по тем же причинам предпринимателями отклоняется масса деловых предложений, которые несут в себе «стандартную выгоду», описываемую неоклассической теорией. На первый взгляд это может показаться странным: выбраковываются зачастую самые рентабельные проекты. Однако для их практического осуществления данных о прямых затратах и выгодах недостаточно: мы должны учесть издержки контроля и принуждения, а также возможные потери из-за несовершенства информации. Кроме того, очень большое значение будут иметь риски и возможность их объективной оценки.
Снижение объема производства и повышение равновесных цен – самый «мягкий» вариант развития событий для рынка «с трением». Зачастую общая сумма трансакционных издержек достигает такого уровня, что обмен на данном рынке становится невозможным. Потребитель отказывается от покупки товара, и фирмы приостанавливают свою деятельность. Данная ситуация характеризуется как «провал рынка» вследствие высоких трансакционных затрат. В развитой экономике это явление достаточно редкое, хотя иногда оно наблюдается на «проблемных» сегментах некоторых отраслей.[11]
2.АНАЛИЗ РОЛИ ТРАНСАКЦИОННЫХ
ИЗДЕРЖЕК В РОССИЙСКОЙ
2.1.Образование
С.Малахов отделяет собственно денежные трансакционные издержки (Т) от неденежных трансакционных издержек (S) –издержек поиска, информации, ожидания и т.п. согласно принципу альтернативности, он говорит о том, что данная дихотомия представляет возможность исследовать трансакционные издержки с позиций неоклассического подхода:
«Понятие “цены несовершенного конкурентного равновесия”, сформулированное в рамках модели (или “справедливой цены”), раскрывает особенности функционирования советской плановой экономики. Государственный контроль цен препятствовал установлению равновесия меджу денежными и неденежными трансакционными издержками, при котором минимальные совокупные трансакционные издержки (А) обеспечиваются равенством T=S (Amin = S+T=2T). Сдерживание роста цен обусловливало искусственное снижение Т, что вело к непропорциональному росту S, то есть росту совокупных трансакционных издержек А. Предприятия и домашние хозяйства тратили значительные усилия на поиск и приобретение необходимых ресурсов».
Наиболее явное нарушение баланса между Т и S наблюдались в ходе аукционных торгов 1989-1990 гг. У предприятий возникла необходимость выбирать – либо переплачивать несколько раз за товар, увеличивая Т и сводя к минимуму S, или искать пути «выколачивания» необходимых ресурсов, минимизируя Т и увеличивая S. Таким образом, через аукционы, с одной стороны, и централизованное распределение фондов – с другой, достигались экстремально высокие А. В одном случае рост А вызывался непропорционально высокими Т (аукционы), в другом – завышенными S (централизованное распределение фондов).
Добиться временного равновесия в этот период помогло установление договорных цен. Т покупателя в результате снижалось, так как договорные цены были ниже аукционных и биржевых. При этом покупателю приходилось прилагать некоторые усилия на поиск продавца, но такие затраты (S) были меньше, чем затраты на получение и ожидание фондов из центра.
«Высвобождению» денежных трансакционных издержек способствовала также либерализация цен. В результате резкого роста Т, предприятия стали предпринимать попытки снизить их посредством неплатежей, а впоследствии и заместить меньшими S в форме взаимозачетов. В результате этого был достигнут новый баланс между T и S. У предприятий появилась возможность приобретения ресурсов на открытом рынке, либо, как альтернатива - посредством натурального обмена. Однако в результате ускоренного темпа роста натурализации обмена произошла практически полная демонетизация реального сектора и резкое снижение налоговых поступлений в бюджет.
В статье Г.В.Колодней «Роль трансакционных издержек в деятельности современной фирмы» подробно описана картина необходимых затрат связанных с трансакционными издержками:
«В последние десятилетия во всем мире большинство компаний стало активно использовать персональные компьютеры на рабочих местах, и приступило к массовому внедрению современных офисных технологий. Широкое применение компьютерных сетей и средств мобильной связи в текущей деятельности компаний приводит к необходимости финансирования затрат, связанных с приобретением, содержанием и обслуживанием информационной техники (ИТ) – трансакционных издержек»[13]. Только в 2007 году расходы компаний на информационные технологии в мире превысили 1 трлн.долл. и составили 2% ВВП. Также последние 2-3 лет стало заметно появление новой тенденции у средних и малых предприятий на покупку ИТ. Так, к примеру, в 2003 г. предприятия малого и среднего бизнеса только в США потратили на ИТ более 85 млрд. долл.
В нашей стране наблюдается аналогичная картина. Рынок ИТ демонстрирует устойчивый рост в течении последних 5 лет. Отечественные компании приобретают и устанавливают информационные системы стоимостью от 500 тыс. долл. до 50 млн. долл. «Работа современной фирмы связана с необходимостью обязательной оплаты достаточно высоких трансакционных издержек, связанных с покупкой и обслуживанием информационной техники, расходованием значительных ресурсов, направленных на оплату услуг ИТ-консультантов, а также финансированием весомых затрат, связанных с защитой и хранением информации»[13].
Современная фирма вынуждена нести значительное бремя трансакционных затрат. Величина трансакционных издержек только по защите прав собственности компаний варьирует от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов.
Оценивая значение трансакционных издержек в деятельности компании, необходимо отметить, в настоящее время трансакционные издержки превратились в определяющий фактор жизнеобеспечения современной фирмы. Для современной фирмы трансакционные издержки из ранга затратной статьи переместились в необходимый элемент финансирования, способный определять будущее развития компании и способствовать повышению уровня ее конкурентоспособности.
2.3.Механимзмы минимизации и
управления трансакционными
Я.В. Сергиенко проводил исследование фирм, действующих в развитых рыночных экономиках. Он показал, что существование трансакционных издержек делает невозможной реализацию компаниями «чистых» стратегий использования собственных ключевых ресурсов. При этом автором выделены две основные стратегии снижения издержек «компромисса» между выгодами специализации и возрастающими с увеличением специализации трансакционными издержками. Этими стратегиями являются использование эффекта экономии на масштабе и доверительная стратегия управления бизнесом. На основе анализа опыта рыночных экономик сделан вывод о том, что эффективность применения указанных стратегий в большой степени зависит от использования компаниями сетевых форм взаимодействия с контрагентами.
«Подход, ориентированный на снижение трансакционных издержек, возник в континентальных европейских странах, а также в Японии и наибольшее распространение получил в 1970-1980-е гг. Источником повышения эффективности деятельности компаний в рамках данного направления является формирование особых отношений между контрагентами, позволяющих контролировать одной стороне действия другой или хотя бы полностью понимать ее мотивы. Эти отношения с полным правом можно назвать «социальными». В условиях неопределенности они создают основу для постепенного исключения угрозы оппортунизма. Ведь, как отмечает ряд исследователей, желание установить социальные отношения является наиболее частой причиной воздержания сторон от оппортунистического поведения по отношению друг к другу. В случае успеха подобная стратегия позволяет сформировать устойчивые связи между фирмами (как на экономическом, так и на социальном уровне). Как результат, существенно снижается скорость возрастания трансакционных издержек по мере углубления специализации фирм на их ключевых ресурсах»[12].
Я.В.Сергиенко отмечает два основных этапа формирования отношений социального типа. Первым из них является ознакомление двух взаимодействующих сторон друг с другом, он подчеркивает: «Не случайно более успешные компании проводят на 20-25 % больше времени в переговорах с контрагентами, чем менее успешные». Обычно ознакомление проходит на стадии заключения сделок и состоит в уяснении причин и характеристик текущих действий контрагента. Как следствие формируется своеобразная психологическая структура взаимоотношений компаний, которая сама по себе существенно снижает степень неопределенности при взаимодействии.
Параллельно с формированием долгосрочных правовых отношений между компаниями (а оно обычно длится годы) происходит возрастание степени доверительности отношений. Я.В.Сергиенко выделяет несколько дополнительных инструментов, способствующих наряду с продолжительностью совместных действий росту неформальности отношений между компаниями.
«Первым из таких механизмов являются личные связи менеджеров. Б.Лионс и Ю.Мета отмечают, что большинство менеджеров осознает в настоящее время незаменимость личного контакта, предпочитая длительное путешествие переписке.
Другой возможностью установления неформальных контактов между компаниями является их совместное участие в профессиональных саморегулирующихся ассоциациях. Примером одной из них является Немецкий институт нормирования в ФРГ. Участие в нем гарантирует соблюдение фирмой определенных минимальных стандартов и норм корректного поведения с контрагентами. При этом многие компании отмечают трудность выхода из подобных общественных организаций. Если фирма попытается выйти из ассоциации, большинство ее партнеров зададут вопрос о том, почему она это сделала, что может иметь негативные последствия для их дальнейших взаимоотношений.
Японские компании используют несколько иную форму взаимодействия, создавая ассоциации поставщиков компании-клиента. Весьма часто последняя тенденция встречается в технологических цепочках, где особое значение имеет качество приобретаемой продукции, а не ее цена. Это стандартная ситуация для стран, где развиты доверительные отношения. Значительная часть производства традиционно сосредоточена здесь на так называемых «hi-end» сегментах. Они характеризуются чрезвычайными требованиями к качеству, довольно высокой степенью свободы в ценообразовании, концентрацией на особых потребностях конечных покупателей в технологически сложных продуктах. Не случайно по показателю разнообразия продукции компании, придерживающиеся доверительных стратегий, обычно существенно превосходят ближайших конкурентов.
Дополнительной гарантией стабильности взаимоотношений между контрагентами является перекрестное владение частью акционерного капитала друг друга, которое представляет еще один вид совместной инвестиционной деятельности. Как отмечает К.Майер, «производственный процесс, который требует нескольких различных соглашений с поставщиками и покупателями, особенно зависит от модели собственности, укрепляющей взаимную поддержку и доверие»[12].
Несмотря на несомненные преимущества, достигнутые за счет формирования доверительных отношений между фирмами, такие стратегии сокращения трансакционных издержек имеют ряд ограничений, таких как постепенное снижение эффективности, уменьшение инноваций в долгосрочной перспективе, обусловленное фактическим получением поставщиками гарантий сбыта и страхом покупателей перед сменой партнеров. Поэтому фирмы прибегают ко второму пути снижения трансакционных издержек, а именно – экономия на масштабе.
«Все больше и больше компаний перестают ограничиваться исключительно национальными рынками сбыта. Осуществляя свои операции и на внешних рынках, эти фирмы достигают необходимого минимально эффективного объема производства и тем самым существенно снижают издержки. Зачастую для достижения статического эффекта экономии на масштабе, особенно на новых рынках, фирмы сознательно идут на убытки, стимулирую рост продаж за счет значительного занижения цены относительно конкурентов»[12].
Список использованных источников и литературы
Информация о работе Трансакционные издержки в российской экономике