Транспортная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................2-3
1. Характеристика системы...............................................................................3-4
2. Структура системы........................................................................................4-5
2.1. Железнодорожный транспорт.............................................................5-6
2.2. Морской транспорт..................................................................................6
2.3. Речной транспорт.................................................................................6-7
2.4. Трубопроводный транспорт................................................................7-8
2.4.1. Нефтепроводы..........................................................................8-10
2.4.2. Газопроводы...........................................................................10-14
2.4.3. Аммиакопровод...........................................................................14
2.4.4. Этиленопровод.......................................................................14-15
2.4.5. Продуктопровод..........................................................................15
2.5. Автомобильный транспорт..............................................................15-16
2.6. Воздушный транспорт.....................................................................16-17
2.7. Промышленный транспорт..............................................................17-18
2.8. Общественный транспорт.....................................................................18
2.9. Транспортные узлы..........................................................................18-19
2.10. Транспортные коридоры.......................................................................19
3. Организация управления транспортной системой.................................19-21
4. Транспортное законодательство...............................................................21-23
5. Основные межрайонные связи, потоки грузов и пассажиров...............23-26
Список используемой литературы...........................................................................27

Файлы: 1 файл

Региональная экономика-Транспортная система России.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Грузооборот трубопроводного  транспорта в части нефти и  нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн тонно-километров, увеличившись в сравнении  с 2000 годом на 49 %.

Длина магистральных  нефте- и нефтепродуктопроводов  на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км.

 

      1. Нефтепроводы.

 

 Магистральные нефтепроводы России

Российская государственная  компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в  мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006) и по которой прокачивается более 90 % российской нефти.

Действующие:

  • Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год) — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;
  • Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;
  • Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегирёвка — Одесса;
  • Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск;
  • Нижневартовск — Курган — Куйбышев;
  • Туймазы — Омск — Новосибирск;
  • Туймазы — Уфа;
  • Калтасы — Языково — Салават;
  • Шкапово — Салават;
  • Сургут — Полоцк;
  • Александровское — Анжеро-Судженск;
  • Красноярск — Ангарск;
  • Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;
  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
  • Восточный нефтепровод;
  • Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
  • Баку — Новороссийск;
  • Узень — Атырау — Самара.

Строящиеся:

 Новые и проектируемые нефтепроводы России

  • Балтийская трубопроводная система-II

28 октября 2010 года было  авершено строительство линейной  части БТС-2.(35 млн тонн в год).

1 августа 2011 года «Транснефть»  приступила к заполнению БТС-2 технологической нефтью.

  • Мурманский нефтепровод

В ноябре 2002 года российские нефтяные компании ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК и Сибнефть — подписали меморандум о намерении строительства экспортного нефтепровода Западная Сибирь — Мурманск. Однако из-за отрицательного отношения Правительства Российской Федерации к появлению частных трубопроводов реализация проекта заморожена по настоящее время.

С 2003 года в проекте  участвует компания Транснефть, которая  рассматривает в качестве альтернативы нефтепровод по маршруту Харьяга-Индига мощностью 50 млн тонн нефти в год.

  • Нефтепровод Заполярное — Пурпе

В октябре 2010 года председатель правительства России В. В. Путин  подписал распоряжение о строительстве  нефтепровода Заполярное — Пурпе, который  свяжет месторождения Ямала с  нефтепроводом Восточная Сибирь — Тихий океан. Мощность нефтепровода составит 12 млн тонн, затраты на строительство первой очереди оценивалась в 60 млрд рублей.

25 октября 2011 "Транснефть" ввела в промышленную эксплуатацию  нефтепровод Пурпе-Самотлор протяженностью 429 км, предназначенный для транспортировки  нефти с Ванкорского месторождения и месторождений на севере Красноярского края на нефтеперерабатывающие заводы России и на мировые рынки. Участок Пурпе-Самотлор является первым этапом проекта "Заполярье - Пурпе — Самотлор".

  • Расширение Каспийского трубопровода (КТК-2)

15 декабря 2010 года принято окончательное решение об инвестировании по проекту расширения мощности трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-2) до 67 млн. тонн нефти в год.

 

      1. Газопроводы.

 

 Действующие и проектируемые магистральные газопроводы России

Крупнейшим оператором российских газопроводов является государственная  компания Газпром.

Крупные газопроводы:

  • Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
  • Ставрополь — Москва;
  • Кольцевой газопровод Московской области;
  • Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;
  • Средняя Азия — Урал;
  • Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;
  • Надым — Пунга — Пермь;
  • Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск;
  • Уренгой — Помары — Ужгород — крупнейшая в мире система газопроводов, соединяет газовые месторождения Западной Сибири с конечными потребителями в Европе (4451 км);
  • газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы;
  • Ямал — Европа;
  • Голубой поток;
  • Дзуарикау — Цхинвал;
  • Джубга — Лазаревское — Сочи

Строятся газопроводы  Северный поток, Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Проектируются газопроводы Южный  поток, Алтай, Якутия — Хабаровск  — Владивосток и Прикаспийский  газопровод.

Действующие

  • Саратов — Москва.

Газопровод от месторождений природного газа в непосредственной близости от Саратова, в долине реки Елшанка, до Москвы. Проложен по территориям Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей.

Первый магистральный  газопровод России. В 1944 году — принято  постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве газопровода «Саратов—Москва», создании Управления строительства и Дирекции строящегося газопровода. Строительство газопровода было начато в годы Великой Отечественной войны, в строй вступил в 1946 году.

Протяжённость газопровода 843 км, диаметр трубы — 325 мм.

  • Уренгой — Помары — Ужгород

Соединяет газовые месторождения  севера Западной Сибири с конечными  потребителями в Европе.

Построен в 1983 году.

Общая длина — 4 451 км, мощность — 32 млрд кубометров газа в год. Диаметр каждой из трёх ниток — 1420 мм.

  • Ямал — Европа

Соединяет газовые месторождения  севера Западной Сибири с конечными  потребителями в Европе. Проходит через территорию Белоруссии и Польши.

Пропускная способность  — около 30 млрд кубометров газа в год.

  • Голубой поток

Газопровод между Россией  и Турцией, проложенный по дну  Чёрного моря.

Трубопровод был построен в рамках российско-турецкого соглашения от 1997, по которому Россия должна поставить  в Турцию 364,5 млрд кубометров газа в 2000—2025 гг. Затраты на строительство составили $3,2 млрд. Строительство осуществлялось российско-итальянской компанией «Блю стрим пайплаин компани Б. В.», которой в равных долях владели «Газпром» и итальянская Eni.

Общая протяжённость  газопровода — 1213 км, из них:

сухопутный участок  на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Черного  моря длиной 373 км;

морской участок от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу», расположенного в 60 км от города Самсун (Турция) длиной 396 км;

сухопутный участок  на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.

Диаметр трубы газопровода: равнинная часть сухопутного  участка — 1400 мм, горная часть сухопутного  участка — 1200 мм, морской участок — 610 мм. Операторы газопровода — «Газпром экспорт» и турецкая Botas.

Коммерческие поставки российского природного газа по газопроводу  в Турцию начались в феврале 2003 года[13]. В 2003 по «Голубому потоку» в Турцию поставлено 2[13] млрд м³ газа, 2004 — 3,2[14] млрд м³, 2005 — 5 млрд м³, 2006 — 7,5[15] млрд м³, 2007 — 9,5[16] млрд м³, 2008 — 10,1[17] млрд м³. Планируется, что в 2010 газопровод выйдет на полную мощность (16 млрд кубометров газа в год).

 

Существуют планы строительства  продолжения газопровода в Израиль, Италию, а также расширения мощности «трубы» в 2 раза — до 32 млрд м³ в год.

  • Дзуарикау — Цхинвал

Экспортный газопровод из России в Южную Осетию. Начинается в селе Дзуарикау (Северная Осетия) далее проходит через Кавказский хребет, затем через город Квайса, и до города Цхинвала. Является самым высокогорным в мире.

Открытие состоялось 26 августа 2009 года. Запуск газопровода  позволил избавится Южной Осетии от зависимости от поставок газа из Грузии по газопроводу Агара-Цхинвал, которые не раз прерывались с грузинской стороны по политическим причинам. Кроме того, что Грузия продавала Южной Осетии газ по 645 лари (около 450 долларов) за тыс. м³, что в несколько раз дороже, чем цена за газ из России.

Общая длина — 175 км, мощность — 252,5 млн кубометров газа в год. Диаметр трубы — 426 мм. Рабочее давление — 50 атмосфер. Председатель правительства Южной Осетии Вадим Бровцев заявил, что республика получает российский газ по газопроводу «Дзуарикау-Цхинвал» по цене 7,32 рублей за м³, но для потребителей стоимость газа составит 4,18 рубля за кубометр, так как остальное доплачивается из бюджета страны.

Планируются ответвления  от основной магистрали во все районы Южной Осетии.

  • Джубга — Лазаревское — Сочи

Строительство газопровода  было проведено в период с сентября 2009 года по июнь 2011 года.

Строящиеся:

  • Северный поток

Строительство газопровода  началось в начале 2010 года.

Мощность газопровода  должна составить 55 млрд м³ газа в год (2 нитки).

Бованенково — Ухта

Основная статья: Бованенково  — Ухта

Решение о строительстве газопровода было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года.

Проектная протяжённость  газопровода — 1100 км, производительность — 140 млрд м³ газа в год.

  • Сахалин — Хабаровск — Владивосток

Соединяет Сахалин м  Приморским краем и другими регионами Дальнего Востока.

Строительство газопровода  было начато 31 июля 2009 года в Хабаровске.

Проектируемые:

  • Южный поток
  • Алтай
  • Якутия—Хабаровск—Владивосток
  • Прикаспийский газопровод

 

      1. Аммиакопровод.

 

  • Тольятти — Одесса

 

      1. Этиленопровод

 

  • Кольцевой трубопровод, перекачивающий этилен, объединяет несколько предприятий в Татарстане и Башкирии.

 

    2.4.5. Продуктопроводы.

 

Крупные продуктопроводы:

  • Уфа — Брест с ответвлением на Ужгород;
  • Уфа — Омск — Новосибирск;
  • Нижнекамск — Одесса;
  • Западная Сибирь – Урал – Поволжье (Сургут - Тобольск - Тюмень - Уфа - Нижнекамск) поврежден в результате железнодорожной катастрофы под Уфой, не действует. Планируется реконструкция. Примерные затраты 4 млрд долларов.

 

    1. Автомобильный транспорт.

 

Общая длина автомобильных  дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008). В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.

С 2000 по 2008 годы объём  перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот — на 41 %.

По общей протяженности  автомобильных дорог Россия превосходит  почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место  во всем мире. По отношению к численности  населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США — около 13 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей. Общая протяжённость автодорог — 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом, 45,4 тыс. км дорог федерального значения. По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки. Плохое состояние автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом — около 300 км в сутки (в странах Европы — приближается к 1500 км в сутки).

Информация о работе Транспортная система России