Транспортная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................2-3
1. Характеристика системы...............................................................................3-4
2. Структура системы........................................................................................4-5
2.1. Железнодорожный транспорт.............................................................5-6
2.2. Морской транспорт..................................................................................6
2.3. Речной транспорт.................................................................................6-7
2.4. Трубопроводный транспорт................................................................7-8
2.4.1. Нефтепроводы..........................................................................8-10
2.4.2. Газопроводы...........................................................................10-14
2.4.3. Аммиакопровод...........................................................................14
2.4.4. Этиленопровод.......................................................................14-15
2.4.5. Продуктопровод..........................................................................15
2.5. Автомобильный транспорт..............................................................15-16
2.6. Воздушный транспорт.....................................................................16-17
2.7. Промышленный транспорт..............................................................17-18
2.8. Общественный транспорт.....................................................................18
2.9. Транспортные узлы..........................................................................18-19
2.10. Транспортные коридоры.......................................................................19
3. Организация управления транспортной системой.................................19-21
4. Транспортное законодательство...............................................................21-23
5. Основные межрайонные связи, потоки грузов и пассажиров...............23-26
Список используемой литературы...........................................................................27

Файлы: 1 файл

Региональная экономика-Транспортная система России.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Важным элементом транспортного  законодательства являются правила  перевозок и тарифы.

 

  1. Основные межрайонные связи, потоки грузов и пассажиров.

 

Для всей экономической  истории нашей страны характерно хозяйственное освоение новых территорий. И этот процесс, который особенно широко протекает сейчас, тоже требует  опережающего развития транспорта.

Преобладание равнинного рельефа на территории страны облегчает выполнение транспортом его задач. Вместе с тем континентальный характер климата страны и расположение большей ее части в умеренных и северных широтах служат причиной длительного ледостава почти на всех реках и озерах, что сильно повышает потребность в дорогих искусственных путях сообщения. Большая амплитуда колебаний между летними и зимними температурами на значительной части нашей территории требует и для транспортных сооружений, и для подвижного состава дополнительных затрат. Транспортное значение наших рек заметно снижается и вследствие несовпадения направлений главных речных артерий и крупнейших грузопотоков: наиболее важные транспортно-экономические связи внутри страны развиваются в направлениях запад—восток, восток—запад, а все крупнейшие реки (Волга, Кама, Иртыш, Обь, Енисей, Лена) текут поперек этих направлений.

Многие моря, омывающие  берега, представляют собой дешевые  и удобные пути для международных  связей и перевозок. Правда, при этом сохраняется проблема подвоза экспортных грузов к портам и вывоза из них импортных товаров. Многие из портов замерзают, и судоходство на прилегающих акваториях поддерживается с помощью ледоколов. С другой стороны, то же окраинное положение морей ограничивает их роль во внутреннем грузообороте. Лишь на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, а также в Закавказском, Северо-Кавказском и Южном экономических районах роль морского транспорта во внутреннем обороте грузов существенно велика.

Современный характер размещения путей сообщения и общая конфигурация транспортной сети отражают исторически сложившееся неравномерное размещение населения, сельского хозяйства и промышленных центров в стране. Более 2/3 протяженности железных и автомобильных дорог приходится на главную хозяйственную полосу, протянувшуюся от западных границ на восток. Ее осью служит стержневая железнодорожная магистраль страны Брест Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток. В этой полосе наблюдается наибольшее сгущение сельских поселений, здесь размещено большинство крупных городов страны, связанных между собой густой сетью железных и автомобильных дорог.

На обширные пространства, лежащие к северу от главной полосы хозяйственного освоения, приходится, более 1/2 территории страны. Для них  характерны суровые природные условия, особенно севернее 60° с. ш„ что требует специальной транспортной техники. К югу от главной полосы, на территориях. занятых пустынями, сухими степями и горами, имеются свои трудности для прокладки дорог и эксплуатации транспортных средств.

Основные межрайонные связи, потоки грузов и пассажиров.

Разные районы нашей  страны специализируются на производстве тех продуктов, которые могут  быть произведены в них с наименьшими  затратами или тех, которые в  других районах вообще нельзя добыть или произвести. Обмен такими продуктами и создает межрайонные связи, которые способствуют эффективному разделению труда в единой хозяйственной системе страны, внутрирайонные связи содействуют комплексному развитию каждого района. Главная задача транспорта — обеспечить и те и другие связи.

Работу транспорта определяют такие грузы, как нефть и нефтепродукты  уголь руда, черные металлы, лес, хлеб, минеральные строительные материалы. Именно они оказали главное влияние  на сложившуюся географию транспортной ветки.

К началу девятой пятилетки около 38% перевозок магистральных видов транспорта приходилось на долю топливных грузов. На первое место среди них вышли нефть и нефтепродукты, перевозится более 750 млн. т. Не имеют себе равных нефтяные грузы по затрачиваемой на них транспортной работе, т. е. по произведению объема перевозок на их дальность. Крупнейшие потоки их зарождаются в Урало-Волжском районе и оттуда идут в Центральную Россию, на Северо-Запад, в Прибалтику и Белоруссию. Нефть направляется и за границу — в европейские социалистические государства и в другие страны мира. Новым и очень быстро растущим районом нефтяной промышленности стала Западная Сибирь (главным образом Тюменская область). Ее нефтью обеспечиваются теперь вся Сибирь и Дальний Восток. Отпала необходимость снабжать эти районы урало-поволжской нефтью. С 1970 г. тюменская нефть пошла и на запад в европейские районы страны. На Кавказе перерабатывается своя, а также привозная (из Поволжья и Туркменистана) нефть. Быстро растет добыча нефти на полуострове Мангышлак, откуда она поступает на нефтеперерабатывающие заводы Поволжья и Южного Урала.

С созданием крупной  нефтепереработки в районах потребления  нефтепродуктов потоки бензина, керосина, дизельного топлива все более  «замыкаются» внутри экономических  районов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Тархов С.А. Транспорт и связь / С.А. Тархов. - М.: Просвещение, 2007
  2. http://lawtoday.ru/razdel/biblo/trans-pr/DOC_009.php
  3. http://www.russia-city.ru/strana-v-proshlye-gody/458-osnovnye-mezhrajonnye-svyazi-potoki-gruzov-i-passazhirov.html
  4. Основные показатели транспорта // Росстат
  5. Комаров К. Л., Максимов С. А. Проблемы и задачи формирования системы мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров) в Российской Федерации (на примере Новосибирского мультимодального транспортного узла). — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2003. — 43 с
  6. Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. — М.: ГАРДАРИКИ, 2006.
  7. Коваленко Е.Г.  Региональная экономика и управление. - Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с

Информация о работе Транспортная система России