Транспортная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................2-3
1. Характеристика системы...............................................................................3-4
2. Структура системы........................................................................................4-5
2.1. Железнодорожный транспорт.............................................................5-6
2.2. Морской транспорт..................................................................................6
2.3. Речной транспорт.................................................................................6-7
2.4. Трубопроводный транспорт................................................................7-8
2.4.1. Нефтепроводы..........................................................................8-10
2.4.2. Газопроводы...........................................................................10-14
2.4.3. Аммиакопровод...........................................................................14
2.4.4. Этиленопровод.......................................................................14-15
2.4.5. Продуктопровод..........................................................................15
2.5. Автомобильный транспорт..............................................................15-16
2.6. Воздушный транспорт.....................................................................16-17
2.7. Промышленный транспорт..............................................................17-18
2.8. Общественный транспорт.....................................................................18
2.9. Транспортные узлы..........................................................................18-19
2.10. Транспортные коридоры.......................................................................19
3. Организация управления транспортной системой.................................19-21
4. Транспортное законодательство...............................................................21-23
5. Основные межрайонные связи, потоки грузов и пассажиров...............23-26
Список используемой литературы...........................................................................27

Файлы: 1 файл

Региональная экономика-Транспортная система России.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом в настоящее  время регулируется Уставом автомобильного транспорта.

В сентябре 2010 года было завершено строительство автомагистрали «Амур».

 

    1. Воздушный транспорт.

 

Воздушный транспорт  является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся  грузы), бо́льшее значение он имеет  для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80 % (по состоянию на 2011 год) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву. Сеть действующих аэропортов в России с 1991 года по 2012 год сократилась более чем в 4 раза.

 

 

Колличество аэропортов в России.

Год

1991

1995

2000

2005

2010

2011

2012

Количество аэропортов в России

1450

876

533

393

332

332

315


 

В России самые протяжённые  в мире авиатрассы (800 тыс. км):

  • Москва — Екатеринбург — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток;
  • Москва — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский;
  • Санкт-Петербург — Екатеринбург — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток;
  • Санкт-Петербург — Пермь — Омск — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский.

 

    1. Промышленный транспорт.

 

К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования  и технологический транспорт, выполняющий  производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-91[18] в промышленный транспорт входят:

  • железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм,
  • технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики, тягачи с прицепами, электрокары) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами).
  • гидравлический транспорт,
  • канатный подвесной транспорт,
  • конвейерный транспорт.

 

    1. Общественный транспорт.

 

Во внутригородских  перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км. Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). В семи крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани — имеется метрополитен. Суммарная эксплуатационная длина путей метрополитена составляет более, чем 475 км. Вследствие развития многоэтажного строительства в крупных городах всё большее значение принимает такой вид транспорта, как лифт.

    1. Транспортные узлы.

 

На территории России можно выделить два типа транспортных узлов.

  • Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. К федеральным узлам относятся Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.
  • Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта Российской Федерации (республика, край, область, округ).

Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно дополняют  друг друга: грузы с определенной территории первоначально аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.

 

    1. Транспортные коридоры.

 

Путь из Европы в Азию через Россию — кратчайший, поэтому  для неё экономически целесообразно  развитие транспортных коридоров. В  настоящее время по территории России проходят три панъевропейских транспортных коридора: первый «Север—Юг» (Хельсинки — Таллин — Рига — Каунас и Клайпеда — Варшава и Гданьск), второй «Восток—Запад» (Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород) и девятый (Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург — Псков — Москва — Калининград — Киев — Любашёвка — Кишинёв — Бухарест — Димитровград — Александрополис).

Стратегически важными  являются Транссибирская магистраль, паромные линии на Балтике, коридор  для доставки грузов с Тихоокеанского побережья США в Китай через  российские порты Приморья, воздушное пространство России.

 

  1. Организация управления транспортной системой.

 

В России имеется министерство транспорта. В этом министерстве образованы:

-                       Федеративная авиационная служба (ФАС) России;

-                       Федеративная служба морского флота (Рос Морфлот);

-                       Федеративная служба речного  флота (РосРечфлот);

-                       Федеративная автомобильно-дорожная  служба.

Начальник каждой службы является министром. Железные дороги –  единственный вид транспорта вне юрисдикции министерства транспорта.

В министерстве транспорта имеет ся советник (МТ). МТ, в отличие  от ранее существующих транспортных министерств не распоряжается собственностью транспортных предприятий и не планирует  их хозяйственную деятельность. Задача МТ – проведение собственной политики в области цен и тарифов.

На местах в регионах формируются региональные управления транспортно-дорожным комплексом.

На морском транспорте учреждены морские администрации  портов, которые осуществляют регулирование деятельности компаний.

На железных дорогах  в основном сохранилась вертикальная структура управления: МПС дороги – отделения дорог со структурными единицами: станции, депо (локомотивные, вагонные), дистанции, участки.

В МПС имеется программа коренной реорганизации.

В России, где конкуренция  практически невозможна из-за естественных монополий и технологических  особенностей перевозки грузов и  пассажиров (пространство, погода, климат), государство должно выделять видам  транспорта сектор транспортного рынка на монопольное обслуживание.

Государство оставляет  за собой право:

  • контроля качества обслуживания
  • правильности применения и уравнения тарифов
  • контроля безопасности движения транспортных средств
  • соблюдением норм и правил проектирования и строительства транспортных средств и сооружений
  • выполнением стандартов экономических воздействий транспорта
  • учет национальных интересов.

Государственное регулирование  должно иметь следующие сферы:

  • организация рынка транспортных услуг с определением параметров спроса и предложения транспортной продукции и услуг, юридического закрепления прав и обязанностей транспортных предприятий (получение лицензий), в выполнении правил справедливой конкуренции
  • регулирование тарифов не только важно для отрасли, а государства в целом, т.к. уровень тарифов влияет на качество жизни людей
  • налоговое регулирование (введение льгот на работы по восстановлению, замене и модернизации транспортных средств)
  • инвестиционное регулирование
  • рациональное дотирование убыточных, но социально значимых транспортных предприятий.

 

  1. Транспортное законодательство.

 

Систему нормативных  актов, содержащих нормы, регулирующие транспортные отношения, называют транспортным законодательством.

Транспортное законодательство является наиболее кодифицированным массивом в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны. Особенно четко это можно проследить на примере развития законодательства о железнодорожных перевозках (на анализе уставов железных дорог). За период с 1920 г. до настоящего времени было принято восемь уставов железных дорог*(38), и если в первом Уставе железных дорог 1920 г. было всего 47 статей, то Устав железных дорог 1922 г. состоял из 76 статей и более подробно регулировал взаимоотношения грузоотправителей (грузополучателей) и железной дороги, а Устав железных дорог 1927 г. содержал 128 статей и конкретизировал те положения, которые были заложены в Уставе железных дорог 1922 г. В нем более подробно регламентировался порядок предъявления претензий к железной дороге, указывалось, какие именно документы прилагаются к претензии (этого не было в прежних уставах), подробно рассматривался вопрос об исковой давности.

В транспортном законодательстве отражается особенность договоров, заключаемых транспортными предприятиями  с большим кругом клиентуры: это  и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям, и т.д. Так, в российском законодательстве до сих пор действуют принятые еще первыми уставами и кодексами правила об ограниченной ответственности транспортных предприятий перед клиентурой за нарушение условий договора. Обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности.

В транспортном законодательстве, в отличие от других подотраслей гражданского законодательства, действует большое количество императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием. Особенно четко это прослеживается при анализе законодательства о железнодорожном и автомобильном транспорте (например, ст. 11, 18, 20, 33, 120 УЖТ, ст. 18, 36, 44, 52, 54, 126 УАТ и т.д. Немало норм подобного содержания и в законодательстве о других видах транспорта).

На транспортное законодательство весьма ощутимо влияет законодательство в области международного транспорта, причем это влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее законодательство находит отражение в законодательстве, регулирующем международное перевозки. Особенно это влияние ощущается при анализе статей Воздушного кодекса Российской Федерации и Кодекса торгового мореплавания. Например, в области торгового мореплавания основным международным соглашением является Брюссельская конвенция 1924 г., протокол которой содержит специальную оговорку о том, что участники Конвенции могут ввести ее в действие, "либо придав ей силу закона, либо включив в свое национальное законодательство правила, принятые Конвенцией в форме, соответствующей этому законодательству".

Основные акты транспортного  законодательства:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.;
  • Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.;
  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.;
  • Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г.;
  • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года;
  • Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ
  • Закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г.
  • Конвенция о договоре международной перевозки грузов

Информация о работе Транспортная система России