Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 20:05, контрольная работа
Целью контрольной работы является анализ роли транспортного комплекса в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1) Рассмотреть значение транспорта для экономики страны.
2) Изучить общую характеристику транспортного комплекса.
3) Проанализировать проблемы транспортного комплекса.
4) Исследовать роль и стратегию транспортной политики в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
2.1. Роль и значение транспорта
2.2. Железнодорожный транспорт
2.3. Морской транспорт
2.4. Речной транспорт
2.5. Автомобильный транспорт
2.6. Магистральный трубопроводный транспорт
2.7. Воздушный транспорт
2.8. Проблемы транспортного комплекса
3. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ЮГА РОССИИ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1. Развитие комплекса в Южном федеральном округе
3.2. Приоритеты и проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Суммарный объём перевалки грузов в портах Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов превышает 160 млн. тонн в год, в том числе 30% – по переработке сухих грузов и 70% – по перегрузке наливных грузов (нефть и нефтепродукты). Удельный вес перевалки грузов в морских портах ЮФО в соответствующем грузообороте России равен 34%.
В грузообороте морских портов Южного федерального округа наибольший удельный вес имеют порты Новороссийск (70,6%) и Туапсе (13,3%).
Протяженность внутренних водных судоходных путей на территории Юга России составляет 3,5 тыс. км.
Основной водной артерией, связывающей порты пяти морей, и в том числе бассейны Каспийского и Черного, является Волго-Донской судоходный канал, протяженностью 100 км. Базовыми параметрами, определяющими условия судоходства в Волго-Донском канале, являются глубина водного пути – 3,5 м, ограничивающая грузоподъемность судов 5000 тонн, сезонность навигации (8-9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. К числу барьерных объектов на пути движения судов на рассматриваемом направлении относятся Кочетовский гидроузел, а также разводной железнодорожный мост через реку Дон в городе Ростове-на-Дону.
Объем перевозки грузов по одному из главных водных транспортных путей – Волго-Донскому судоходному каналу – за навигацию-2009 вырос на 16,8% по сравнению с аналогичным показателем 2008 года – до 13,2 млн. тонн. Основное направление грузопотока (с востока на запад) составляет 85% всего объёма грузоперевозок.
По обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием ЮФО занимает второе место в России после Центрального федерального округа. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 60,8 тыс. км, что равняется 11,7% общероссийского уровня. Территорию Южного федерального округа пересекают федеральные автомагистрали М-4 «Дон», М-6 «Каспий», М-21 «Волгоград – Кишинев», М-27 «Джубга – Сочи», М-29 «Кавказ».
Ведущую роль в региональных перевозках грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт. По уровню автомобилизации ЮФО занимает ведущее место среди федеральных округов России. Общее число зарегистрированных автотранспортных средств составляет: легковых – 3 806 тыс. шт., грузовых – 760 тыс. шт., автобусов – 150 тыс. шт. Уровень автомобилизации легковых автомобилей на 1000 жителей в среднем по округу составляет 176 ед. (наивысший показатель в Краснодарском крае – 228). Доля перевозок грузов, осуществляемых грузовым автопарком крупных и средних предприятий всех отраслей экономики ЮФО, составляет 9,4% от общего объема грузовых перевозок в стране.
Автобусным транспортом крупных и средних предприятий обслуживается 170 городов и поселков городского типа, 4445 сельских населенных пунктов в регионах ЮФО. Общая протяженность маршрутной сети составляет 311 тыс. км. Доля перевозок пассажиров, осуществляемых автотранспортом в субъектах ЮФО, составляет 10,5% от общего объема пассажирских перевозок автобусами в России.
Крупные города – административные центры субъектов Юга России и центры курортных зон (Минеральные Воды и Сочи) обеспечены регулярным воздушным сообщением практически со всеми регионами России и рядом зарубежных стран. В Южном федеральном округе действуют 18 аэропортов, в том числе 8 – федерального значения, имеющих международный статус – 12.
Крупные международные аэропорты федерального значения функционируют в городах Ростове-на-Дону, Краснодаре, Минеральных Водах, Сочи, Волгограде.
Объём перевозок пассажиров воздушным транспортом Южного федерального округа в 2006 году составил 2,78 млн человек (4,3% от общероссийского объема).
Тем не менее, в отрасли есть проблемы, которые требуют решения. Прежде всего, необходимо увязать транспортные схемы в единую логистическую систему, согласовать со схемами размещения производственных и рекреационных объектов, устранить диспропорции в развитии различных составляющих этого комплекса. Нужна реалистичная программа развития транспорта, учитывающая реальные потребности и финансовые возможности государства и частного капитала.
Транспорт в экономике Юга России имеет стратегическую роль, поскольку эта отрасль является основным источником доходов для жителей регионов ЮФО. Поэтому администрации регионов должны активно участвовать в развитии транспортного комплекса регионов, реализации новых транспортных проектов.
Накопилось и немало достижений, о чем свидетельствует динамичный рост объёмов перевозок пассажиров и грузов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Событием большой значимости для южного региона и всей страны стало открытие железнодорожных паромных переправ Кавказ-Крым и Кавказ-Поти.
Южный федеральный округ имеет особое геополитическое, экономическое и стратегическое значение для России. По территории округа проходят транспортные коммуникации, обеспечивающие связь центрального региона Поволжья, Урала и Сибири с Югом России, а также международные транспортные маршруты, связывающие Азию с Северной, Центральной и Южной Европой.
Среди главных направлений развития сети автомобильных дорог в составе коридора «Север-Юг» – модернизация, строительство и реконструкция основных автомагистралей по маршрутам: Мурманск – Санкт-Петербург – Ростов-на-Дону – Владикавказ – Москва – Астрахань – Махачкала и других. Сюда включены подъезды к границам Финляндии и Норвегии – на севере страны, Грузии, Азербайджана и Казахстана – на юге.
На железнодорожном транспорте в рамках развития международных транспортных коридоров предусматривается модернизация и реконструкция направлений Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск, Сызрань – Волгоград – Новороссийск, Волгоград – Астрахань – Самур, Кочетовка – Саратов – Верхний Баскунчак, станций Новороссийск и Верхний Баскунчак. Продолжится развитие припортовых станций Новороссийск, Туапсе, пограничных станций с Украиной, Казахстаном и Азербайджаном. Планируется организация скоростного движения пассажирских поездов в направлении Москва – Ростов-на-Дону – Минеральные Воды.
Подпрограмма развития воздушного транспорта предусматривает реконструкцию взлетно-посадочных полос, аэровокзальных и грузовых комплексов, объектов авиатопливного обеспечения, спецоборудования в аэропортах Ростов-на-Дону, Волгоград, Сочи, Краснодар, Геленджик Минеральные Воды, Анапа, Владикавказ.
На внутреннем водном транспорте завершена реконструкция Кочетовского гидроузла, продолжится создание контейнерных терминалов в речных устьевых портах Ростова-на-Дону, Азова, Волгограда, Астрахани, реконструкция и развитие Усть-Донецкого и Ейского портов.
Подпрограммой «Морской транспорт» предусмотрено строительство и реконструкция перегрузочных комплексов общей мощностью 91 миллион тонн в морских портах Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк, Таганрог, Махачкала, Оля, а также в новом порту Железный Рог. Планируется поставка нового флота: 28 сухогрузных судов дедвейтом 355 тысяч тонн, 15 наливных судов дедвейтом 658 тысяч тонн и 7 комбинированных судов дедвейтом 664 тысячи тонн и 21 обеспечивающего судна.
К сожалению, в транспортном комплексе Юга России есть серьезные проблемы. Одна из них – ситуация в Новороссийском транспортном узле, который не справляется с растущим грузопотоком. Главная причина заключается в неэффективном управлении грузопотоками. С этой точки зрения создание информационно-логистической сети, а также реализация комплекса мероприятий по обслуживанию перевозок позволят активизировать перевозочный процесс.
В процессе написания данной работы было выяснено, что транспорт играет очень важную роль в народном хозяйстве, во внешнеэкономических связях России, в связях между городом и селом, между отдельными районами страны. В современной жизни без транспорта невозможно представить производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг населения. Транспорт формирует экономические, культурные, рекреационные и другие связи, а также ускоряет социально-экономическое развитие общества. Транспорт влияет на эффективность и цену продукции, поскольку в процессе производства он существенным образом влияет на её себестоимость.
Транспорт является необходимым условием специализации и комплексного развития регионов, формирование территориально-
Однако, необходимо также подчеркнуть, что в России есть необходимые стартовые условия для формирования современной системы транспортных коммуникаций, которая отвечала бы европейским стандартам. К ним, прежде всего, относятся: необходимость во всех видах транспорта коренного технического переоснащения области и существенных организационных изменений; достаточная ресурсная база и уровень развития техники и технологий; наличие квалифицированного трудового потенциала и передовых научно-технических разработок; выгодные природно-климатические и географические характеристики территории; наличие конкурентоспособных научно-технических проектов, которые прошли соответствующую экспертизу и готовые к реализации; наличие утвержденной концепции создания и функционирование в России национальной сети международных транспортных коридоров.
У государства есть довольно много мотивов, рычагов, методов и образов для того, чтобы транспортная система развивалась сбалансировано и целеустремленно, под действующим контролем, как единое целое, как важное звено транспортной сети европейского континента.
Необходимо отметить, что комплексно поставить проблемы, связанные с развитием транспортной системы, определить задачу и пути их решение, дать им надлежащее обеспечение (финансовое, материально-техническое, ресурсное, организационное, правовое и т.п.), организовать и осуществить процесс выполнения задач и мер можно лишь при условии разработки и реализации Государственной программы развития транспортной системы России, при формировании которой целесообразно учитывать и приоритеты сопредельных программ, прежде всего, социально-экономического развития отдельных регионов.
1. Алехин Э.В. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - Пенза: Государственный университет, 2007 г.
2. Видяпина В.И., Степанова М.В. Региональная экономика: Учебник. - Москва, 2002 г.
3. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. - Москва, 2006 г.
4. Взаимодействие видов транспорта. Конспект лекций. 2000.
5. Транспорт Юга. Региональный специализированный журнал. № 1-2 (19-20), 2005 г.
6. http://www.gks.ru/
7. http://www.donland.ru/
8. http://www.taganrog.su/
9. http://www.seanews.ru/
10. http://www.korabel.ru/
Приложение 1[2]
Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования
за 2008 год
Значение показателя | Кол-во, млн. чел. |
Транспорт - всего | 22352 |
Железнодорожный | 1296 |
Морской | 1,4 |
Внутренний водный | 20 |
Воздушный | 51 |
Автобусный | 12112 |
Таксомоторный | 7 |
Трамвайный | 2537 |
Троллейбусный | 2733 |
Метрополитены | 3594 |