Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 20:05, контрольная работа
Целью контрольной работы является анализ роли транспортного комплекса в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1) Рассмотреть значение транспорта для экономики страны.
2) Изучить общую характеристику транспортного комплекса.
3) Проанализировать проблемы транспортного комплекса.
4) Исследовать роль и стратегию транспортной политики в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
2.1. Роль и значение транспорта
2.2. Железнодорожный транспорт
2.3. Морской транспорт
2.4. Речной транспорт
2.5. Автомобильный транспорт
2.6. Магистральный трубопроводный транспорт
2.7. Воздушный транспорт
2.8. Проблемы транспортного комплекса
3. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ЮГА РОССИИ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1. Развитие комплекса в Южном федеральном округе
3.2. Приоритеты и проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сеть автомобильных дорог области представлена федеральными, прочими федеральными и территориальными автодорогами общего пользования, а также ведомственными (сельскими) дорогами.
На территории области расположены следующие федеральные магистрали:
М-4 «Дон» – от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска;
М-19 – Новошахтинск – Майский (из Киева через Полтаву, Харьков) от границы с Украиной до магистрали «Дон»;
М-21 – Волгоград – Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев);
М-23 – Ростов-на-Дону – Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу); Все перечисленные выше дороги находятся в федеральной собственности.
Автодорожными узлами являются, как правило, районные центры, но наиболее загруженными из них являются города: Ростов-на-Дону, Миллерово, Каменск-Шахтинский, Белая Калитва, Зерноград, Таганрог.
На территории области воздушный транспорт представлен аэропортом Ростова-на-Дону.
По территории Ростовской области проходят следующие трассы магистральных нефтепроводов:
нефтепровод «Лисичанск – Тихорецк» (1982), L = 246 км по Ростовской области, D – 720 мл, давление – 50 атм, производительность – 60 тыс. тонн/сутки;
нефтепровод «Самара – Тихорецк», L = 257 км по Ростовской области, D – 800 мм, дав-ление – 40 атм, производительность – 30 тыс. тонн/сутки;
нефтепровод «Самара – Лисичанск», L = 151 км по Ростовской области, D – 1200 мм, давление – 35 атм, производительность – 114 тыс. тонн/сутки;
обходная ветка нефтепровода «Суходольная – Родионовская», L = 260 км, которая проходит по территории Ростовской области вдоль границы с Украиной, производительность – 70 тыс. тонн/сутки.
В структуре грузооборота Ростовской области по видам транспорта преобладает железнодорожный транспорт, объём перевозок которого достигает 84% от общего объёма (без учета морского транспорта).
Железнодорожный транспорт выполняет функции по доставке экспортных грузов к портам Ростовской области и дальнейшей транспортировке импортируемых в Россию грузов через эти порты. На долю 16 станций (Ростов-Товарная, Батайск, Заречная, Марцево, Таганрог, Сулин, Горная, Лихая, Замчалово, Гуково, Миллерово, Репная, Грачи, Жирнов, Быстрореченская, Новомихайловская) приходится 46,5% от суммарного годового объема грузоотправлений и грузополучений в целом по области, при этом по отправлению — 74,5%, по прибытию — 26,4%.
Рис. 1. Структура грузооборота по всем видам транспорта
за январь — октябрь 2006 года по сравнению с 2005 годом[7]
Основными грузами отправления с этих станций являются минерально-строительные материалы, каменный уголь (включая кокс), нефтепродукты, черные металлы (включая лом), лесные и хлебные грузы. В прибытии основными грузами являются минерально-строительные материалы, нефтепродукты, каменный уголь (включая кокс), черные металлы (включая лом), хлебные и лесные грузы.
Таблица 2.
Объем перевозок отдельных видов грузов железнодорожным транспортом[8]
Вид груза | Январь — декабрь 2005 г. | В % к январю — декабрю 2004 г. | Справочно январь — декабрь 2004 г. в % к январю — декабрю 2003 г. |
Каменный уголь | 6973,4 | 117,9 | 92,8 |
Черные металлы | 1412,0 | 101,3 | 122,2 |
Строительные материалы | 6255,3 | 117,4 | 104,8 |
Зерно и продукты перемола | 1538,3 | 105,8 | 119,7 |
Посредством железнодорожных перевозок в украинские порты экспортируются значительные объемы российских грузов, в том числе угля. Основной объем отправок угля через южнороссийские порты приходится на Туапсе (3014,3 тыс. тонн), Ейск и Азов, куда по железной дороге в 2005 году было отправлено 489,3 тыс. тонн и 167,5 тыс. тонн угля соответственно.
Рис. 2. Динамика ж/д перевозок российского угля в порты Юга РФ, 2004–2005 годы
Объем отправки угля через порты Украины почти в 3 раза превышает показатель портов Юга России. Наибольший объем российского угля был отправлен в порт Южный — 4406,6 тыс. тонн. За ним следуют Мариуполь и Измаил, в адрес которых было перевезено 1617,6 тыс. тонн и 1130 тыс. тонн соответственно. В Керчь было отправлено 1017 тыс. тонн, в Бердянск — 461,6 тыс. тонн. Перевозки угля в Рени по итогам 2005 года составили 434,8 тыс. тонн, в порт Николаев — 348,1 тыс. тонн.
Рис. 3. Динамика ж/д перевозок российского угля в порты Украины, 2004–2005 годы
Если в прошлом порты Ростовской области осуществляли в основном перевалку каботажных грузов (генеральные грузы, минерально-строительные материалы, лес, шлак и др.), то после распада СССР перевалка указанных грузов снизилась примерно в 4–6 раз, и портам пришлось осваивать новый вид портовой деятельности — перевалку экспортно-импортных грузов. В настоящее время структура грузооборота выглядит в Ростовской области следующим образом: из общего объема переработанных портами грузов 85,3% являются экспортными, 9,5% — импортными, 4,9% — каботажными.
Основными экспортными грузами, проходящими через порты Ростовской области, являются зерновые (экспорт ориентирован на страны Азии, Северной Африки), металлолом, продукты переработки подсолнечника (шрот, жом, подсолнечное масло), а также черные металлы.
Глинозем, руда и минерально-строительные материалы составляют значительную часть импорта, проходящего через Ростовскую область. При этом необходимо отметить, что отсутствие соответствующей инфраструктуры не позволяет принимать в существенных объемах генеральные грузы, в том числе контейнеры.
Таблица 3.
Структура экспортных, импортных и каботажных грузопотоков в портах Ростовской области в 2005 году, тыс. тонн[9]
| Ростовский портовый комплекс | Таганрогский морской торговый порт | Азовский портовый комплекс |
1 | 2 | 3 | 4 |
Экспорт: | 4452,1 | 2476,8 | 3031,5 |
контейнерные грузы | 0 | 24,7 | 0 |
зерно | 1668,6 | 934,2 | 1201,6 |
металлолом | 1490,6 | 67,2 | 511,3 |
шрот | 429,1 | 0 | 0 |
жом | 0 | 28,5 | 0 |
ячмень | 255,1 | 0 | 147,8 |
подсолнечное масло | 186,4 | 0 | 0 |
лесные грузы | 172,9 | 121,9 | 5,2 |
химпродукция | 74,3 | 9 | 0 |
сельхоз продукция | 71,8 | 4,6 | 148 |
черные металлы | 69,3 | 677,8 | 855,1 |
уголь | 21,2 | 49,2 | 156,1 |
нефтеналивные грузы | 0 | 453,6 | 0 |
руда | 0 | 67,7 | 0 |
генеральные грузы | 0 | 0 | 1,1 |
стекло | 0 | 38,4 | 0 |
оборудование | 0 | 0 | 5,3 |
Импорт: | 533,1 | 388,9 | 17,4 |
сахар-сырец | 0 | 162,6 | 0 |
глинозем | 221,3 | 53 | 7,3 |
контейнерные грузы | 12,3 | 55,7 | 0,765 |
руда | 113,7 | 44,2 | 0 |
Продолжение Таблицы 3
1 | 2 | 3 | 4 |
соя | 0 | 33,4 | 0 |
продовольственные грузы | 0 | 11,9 | 0 |
черные металлы | 7,1 | 10 | 0 |
химпродукция | 4,2 | 9,1 | 2,9 |
минерально-строительные материалы | 138,1 | 5 | 2,9 |
генеральные грузы | 29 | 0 | 1,2 |
оборудование | 2,7 | 2,1 | 0 |
табак | 4,7 | 0 | 0 |
Каботажные грузы: | 0 | 174,4 | 0 |
черные металлы | 0 | 106,9 | 0 |
мазут | 0 | 67,5 | 0 |
[2] По данным Федеральной службы государственной статистики
[3] Источник: сайт Администрации Ростовской области (http://www.donland.ru/
[4] http://www.taganrog.su/node/
[5] За 1-ое полугодие 2008г. По данным информационного аналитического агентства SeaNews (http://www.seanews.ru/news/
[6] За 9 месяцев 2008 года (http://www.korabel.ru/news/
[7] Источник: Ростовстат.
[8] Источник: Ростовстат
[9] Источник: SeaNews, данные стивидорных компаний