Транспортный комплекс юга России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является анализ роли транспортного комплекса в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1) Рассмотреть значение транспорта для экономики страны.
2) Изучить общую характеристику транспортного комплекса.
3) Проанализировать проблемы транспортного комплекса.
4) Исследовать роль и стратегию транспортной политики в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
2.1. Роль и значение транспорта
2.2. Железнодорожный транспорт
2.3. Морской транспорт
2.4. Речной транспорт
2.5. Автомобильный транспорт
2.6. Магистральный трубопроводный транспорт
2.7. Воздушный транспорт
2.8. Проблемы транспортного комплекса
3. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ЮГА РОССИИ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1. Развитие комплекса в Южном федеральном округе
3.2. Приоритеты и проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

 

Сеть автомобильных дорог области представлена федеральными, прочими федеральными и территориальными автодорогами общего пользования, а также ведомственными (сельскими) дорогами.

На территории области расположены следующие федеральные магистрали:

      М-4 «Дон» – от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска;

      М-19 – Новошахтинск – Майский (из Киева через Полтаву, Харьков) от границы с Украиной до магистрали «Дон»;

      М-21 – Волгоград – Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев);

      М-23 – Ростов-на-Дону – Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу); Все перечисленные выше дороги находятся в федеральной собственности.

 

Автодорожными узлами являются, как правило, районные центры, но наиболее загруженными из них являются города: Ростов-на-Дону, Миллерово, Каменск-Шахтинский, Белая Калитва, Зерноград, Таганрог.

 

На территории области воздушный транспорт представлен аэропортом Ростова-на-Дону.

 

По территории Ростовской области проходят следующие трассы магистральных нефтепроводов:

      нефтепровод «Лисичанск – Тихорецк» (1982), L = 246 км по Ростовской области, D – 720 мл, давление – 50 атм, производительность – 60 тыс. тонн/сутки;

      нефтепровод «Самара – Тихорецк», L = 257 км по Ростовской области, D – 800 мм, дав-ление – 40 атм, производительность – 30 тыс. тонн/сутки;

      нефтепровод «Самара – Лисичанск», L = 151 км по Ростовской области, D – 1200 мм, давление – 35 атм, производительность – 114 тыс. тонн/сутки;

      обходная ветка нефтепровода «Суходольная – Родионовская», L = 260 км, которая проходит по территории Ростовской области вдоль границы с Украиной, производительность – 70 тыс. тонн/сутки.

 

В структуре грузооборота Ростовской области по видам транспорта преобладает железнодорожный транспорт, объём перевозок которого достигает 84% от общего объёма (без учета морского транспорта).

Железнодорожный транспорт выполняет функции по доставке экспортных грузов к портам Ростовской области и дальнейшей транспортировке импортируемых в Россию грузов через эти порты. На долю 16 станций (Ростов-Товарная, Батайск, Заречная, Марцево, Таганрог, Сулин, Горная, Лихая, Замчалово, Гуково, Миллерово, Репная, Грачи, Жирнов, Быстрореченская, Новомихайловская) приходится 46,5% от суммарного годового объема грузоотправлений и грузополучений в целом по области, при этом по отправлению — 74,5%, по прибытию — 26,4%.

Рис. 1. Структура грузооборота по всем видам транспорта
за январь — октябрь 2006 года  по сравнению с 2005 годом[7]

 

Основными грузами отправления с этих станций являются минерально-строительные материалы, каменный уголь (включая кокс), нефтепродукты, черные металлы (включая лом), лесные и хлебные грузы. В прибытии основными грузами являются минерально-строительные материалы, нефтепродукты, каменный уголь (включая кокс), черные металлы (включая лом), хлебные и лесные грузы.

Таблица 2.

Объем перевозок отдельных видов грузов железнодорожным транспортом[8]

Вид груза

Январь — декабрь 2005 г.

В % к

январю — декабрю 2004 г.

Справочно

январь — декабрь 2004 г. в % к январю — декабрю 2003 г.

Каменный уголь

6973,4

117,9

92,8

Черные металлы

1412,0

101,3

122,2

Строительные материалы

6255,3

117,4

104,8

Зерно и продукты перемола

1538,3

105,8

119,7


Посредством железнодорожных перевозок в украинские порты экспортируются значительные объемы российских грузов, в том числе угля. Основной объем отправок угля через южнороссийские порты приходится на Туапсе (3014,3 тыс. тонн), Ейск и Азов, куда по железной дороге в 2005 году было отправлено 489,3 тыс. тонн и 167,5 тыс. тонн угля соответственно.

Рис. 2. Динамика ж/д перевозок российского угля в порты Юга РФ, 2004–2005 годы

Объем отправки угля через порты Украины почти в 3 раза превышает показатель портов Юга России. Наибольший объем российского угля был отправлен в порт Южный — 4406,6 тыс. тонн. За ним следуют Мариуполь и Измаил, в адрес которых было перевезено 1617,6 тыс. тонн и 1130 тыс. тонн соответственно. В Керчь было отправлено 1017 тыс. тонн, в Бердянск — 461,6 тыс. тонн. Перевозки угля в Рени по итогам 2005 года составили 434,8 тыс. тонн, в порт Николаев — 348,1 тыс. тонн.

Рис. 3. Динамика ж/д перевозок российского угля в порты Украины, 2004–2005 годы

 

Если в прошлом порты Ростовской области осуществляли в основном перевалку каботажных грузов (генеральные грузы, минерально-строительные материалы, лес, шлак и др.), то после распада СССР перевалка указанных грузов снизилась примерно в 4–6 раз, и портам пришлось осваивать новый вид портовой деятельности — перевалку экспортно-импортных грузов. В настоящее время структура грузооборота выглядит в Ростовской области следующим образом: из общего объема переработанных портами грузов 85,3% являются экспортными, 9,5% — импортными, 4,9% — каботажными.

Основными экспортными грузами, проходящими через порты Ростовской области, являются зерновые (экспорт ориентирован на страны Азии, Северной Африки), металлолом, продукты переработки подсолнечника (шрот, жом, подсолнечное масло), а также черные металлы.

Глинозем, руда и минерально-строительные материалы составляют значительную часть импорта, проходящего через Ростовскую область. При этом необходимо отметить, что отсутствие соответствующей инфраструктуры не позволяет принимать в существенных объемах генеральные грузы, в том числе контейнеры.

Таблица 3.

Структура экспортных, импортных и каботажных грузопотоков в портах Ростовской области в 2005 году, тыс. тонн[9]

 

Ростовский портовый комплекс

Таганрогский морской торговый порт

Азовский портовый комплекс

1

2

3

4

Экспорт:

4452,1

2476,8

3031,5

контейнерные грузы

0

24,7

0

зерно

1668,6

934,2

1201,6

металлолом

1490,6

67,2

511,3

шрот

429,1

0

0

жом

0

28,5

0

ячмень

255,1

0

147,8

подсолнечное масло

186,4

0

0

лесные грузы

172,9

121,9

5,2

химпродукция

74,3

9

0

сельхоз продукция

71,8

4,6

148

черные металлы

69,3

677,8

855,1

уголь

21,2

49,2

156,1

нефтеналивные грузы

0

453,6

0

руда

0

67,7

0

генеральные грузы

0

0

1,1

стекло

0

38,4

0

оборудование

0

0

5,3

Импорт:

533,1

388,9

17,4

сахар-сырец

0

162,6

0

глинозем

221,3

53

7,3

контейнерные грузы

12,3

55,7

0,765

руда

113,7

44,2

0



Продолжение Таблицы 3

1

2

3

4

соя

0

33,4

0

продовольственные грузы

0

11,9

0

черные металлы

7,1

10

0

химпродукция

4,2

9,1

2,9

минерально-строительные материалы

138,1

5

2,9

генеральные грузы

29

0

1,2

оборудование

2,7

2,1

0

табак

4,7

0

0

Каботажные грузы:

0

174,4

0

черные металлы

0

106,9

0

мазут

0

67,5

0

 

 

 

 



[1] Стратегия для транспорта Юга (часть 1). Статья. http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=635

[2] По данным Федеральной службы государственной статистики

[3] Источник: сайт Администрации Ростовской области (http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=7&infoId=15112&topicInfoId=15112)

[4] http://www.taganrog.su/node/8992

[5] За 1-ое полугодие 2008г. По данным информационного аналитического агентства SeaNews (http://www.seanews.ru/news/news.asp?newsID=60215)

[6] За 9 месяцев 2008 года (http://www.korabel.ru/news/comments/gruzooborot_oao_ust-donetskiy_port_v_yanvare-sentyabre_sokratilsya_v_24_raza_i_sostavil_4472_tisyach_tonn.html)

[7] Источник: Ростовстат.

[8] Источник: Ростовстат

[9] Источник: SeaNews, данные стивидорных компаний


Информация о работе Транспортный комплекс юга России