Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:43, курсовая работа
Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
исследовать теоретические основы трудовой миграции;
рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы;
проанализировать ситуацию в области реализации миграционной политики в России
Введение……………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы исследования трудовой миграции
Сущность и понятие рынка труда……………………………..5
Миграция рабочей силы. Понятие, причины, виды………….8
Трудовая миграция в современном мире………………..........16
Глава 2. Трудовая миграция в Российской Федерации. Тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации………..22
Глава 3. Миграционная политика Российской Федерации
3.1 Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики……………………………………………………………….28
3.2 Основные цели миграционной политики Российской Федерации……………………………………………………………..32
3.3 Изменения в миграционном законодательстве Российской Федерации……………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………45
Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки мозгов».
Формы утечки мозгов различны [10]:
Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий принадлежит США.
Исходя из всего выше сказанного в целом можно отметить следующие тенденции складывающиеся на мировом рынке труда:
Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD) отметила в своем докладе следующие основные миграционные тренды последних лет:
По мнению экономистов из OECD использование иностранной рабочей силы не оказывает влияния на безработицу среди коренного населения принимающих стран, так как трудовые мигранты занимают весьма специфические ниши занятости и не конкурируют на рынке труда с местными жителями.
Анализ миграционных процессов и миграционной политики западноевропейских стран показывает, что до начала 70-х годов политика набора «гостевых рабочих» на временной основе работала успешно. Требования рынка труда и политика в отношении миграции соответствовали друг другу, что способствовало нормальному развитию экономики этих стран.
После нефтяного кризиса 70-х, несмотря на то, что все страны заморозили прием иностранных рабочих, в страны исхода вернулась только половина. Уже вразрез с политикой западноевропейских государств и требованиями экономики росла численность иностранцев за счет воссоединения семей (по данным ОЕСD 50% всех миграций в европейские страны идет по линии семейных обстоятельств; кроме того, численность мигрантов растет и за счет более высоких показателей их фертильности) [11]. Страны приема в течение 20 лет упорно старались не замечать возникновения и становления так называемых «новых меньшинств».
В 90-х годах, когда демографические
процессы и требования рынка труда
вошли в противоречие с запретительной
миграционной политикой западноевропейских
правительств, последняя стала
Международная миграция, однако,
стала не только мощным инструментом
перераспределения мировых
Прогрессирующая нелегальная миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной транспортировкой людей и работорговлей. Уже сейчас, по самым скромным оценкам, численность нелегальных мигрантов в развитых странах превышает 10 млн. человек [12]. Одновременно растут и масштабы нарушений прав мигрантов (среди них – прежде всего детей и женщин), еще более усиливающие напряженность миграционной ситуации. Неурегулированность многих вопросов, связанных с правовой защитой мигрантов, повышает уровень социального неравенства в трудовых отношениях, обеспечении доступа к услугам образования, здравоохранения и др. Международная миграция приводит к серьезному дисбалансу численности населения между странами в отдельных регионах. Сфера миграции чутко реагирует на все катаклизмы и кризисы международной и общественной жизни.
Глава 2
Рынок труда в РФ. Трудовая миграция населения в РФ: тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
Рассматривая тенденции
миграционных процессов в России,
которые мы наблюдаем в настоящее
время, отражающие неустойчивость и
непредсказуемость многих сторон нашей
жизни, обусловленных политическими,
национальными, экономическими, социальными
и другими факторами, необходимо
разграничивать тенденции, являющиеся
результатом естественного хода
развития общества, сформировавшиеся
ранее и имеющие как
Интеграция России в международный
рынок труда означает усилившийся
за последние десятилетия
Изменение социально-экономических
условий – кризис экономики, разрыв
хозяйственных связей, сокращение производства,
ухудшение жизненного уровня значительных
категорий населения, усилившаяся
региональная дифференциация уровня жизни
– нашло отражение в
Внутренние миграции населения
являются доминирующим компонентом
в миграционных процессах регионов
страны, их объемы и направления
оказывают заметное влияние на перераспределение
численности населения
Рис.1. Внутрироссийская миграция, 1998–2009 гг.
По данным текущего учета после Всероссийской переписи населения (за 2003–2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.
В 2001–2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 – 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.) [6] (рис. 1.)
Во внутренних миграциях поток ориентирован с севера и востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003–2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%) [10].
Сибирь и Дальний Восток
потеряли более 350 тыс. своих жителей,
что составляет более половины (52%)
перераспределенного между
Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.
Такая ситуация привела к
минимизации потоков
Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина – выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс. человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек) (рис. 2).
Рис. 2. Международная миграция, 2000–2009 гг.
Наиболее привлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы этих округов – 99% выходцы из стран – участников СНГ.
Рис.3. Удельный вес иммигрантов из стран-участников СНГ, 2010 гг., %
Северокавказский и Южный федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8% [9]. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств (рис. 4).
Учтенная эмиграция на
протяжении двух десятилетий ежегодно
уменьшается. При этом ее структура
по странам предполагаемого
Рис.4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел.
Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов.
С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда. Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Вторым же важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.
Информация о работе Трудовая миграция. Особенности миграционной политики Российской Федерации