Трудовая миграция. Особенности миграционной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
исследовать теоретические основы трудовой миграции;
рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы;
проанализировать ситуацию в области реализации миграционной политики в России

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы исследования трудовой миграции
Сущность и понятие рынка труда……………………………..5
Миграция рабочей силы. Понятие, причины, виды………….8
Трудовая миграция в современном мире………………..........16
Глава 2. Трудовая миграция в Российской Федерации. Тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации………..22
Глава 3. Миграционная политика Российской Федерации
3.1 Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики……………………………………………………………….28
3.2 Основные цели миграционной политики Российской Федерации……………………………………………………………..32
3.3 Изменения в миграционном законодательстве Российской Федерации……………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовая работа по мировой экономике.docx

— 98.39 Кб (Скачать файл)

Международная миграция высококвалифицированных  кадров получила название «утечки мозгов».

Формы утечки мозгов различны [10]:

  1. непосредственная эмиграция – выезд на постоянное местожительство;
  2. выезд за рубеж на контрактной основе;
  3. наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны–донора;
  4. полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны–донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.

Лидерство в конкуренции  за преимущественное обладание интеллектом  как носителем и генератором  современных научных знаний и  высоких технологий принадлежит  США.

Исходя из всего выше сказанного в целом можно отметить следующие  тенденции складывающиеся на мировом рынке труда:

  • рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР;
  • повышение входного барьера проникновения на международный рынок рабочей силы;
  • усиление конкуренции между продавцами рабочей силы;
  • продолжает существовать дискриминация мигрантов;
  • активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.

Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD) отметила в своем докладе следующие  основные миграционные тренды последних  лет:

  1. Рост количества беженцев и трудовых мигрантов, стремящихся в процветающие страны, включая страны – кандидаты (Чехию, Венгрию, Польшу).
  2. Постепенное превращение стран Центральной и Восточной Европы из транзитных в страны приема; введение ими пограничного режима с транзитными странами; введение зон свободной торговли (особенно в приграничных территориях, в частном секторе, что способствовало увеличению занятости иностранцев).
  3. Смена эмиграции на временную миграцию, увеличение миграционного обмена между странами Центральной Европы.
  4. Рост нелегальной миграции и борьба с ней. Основным направлением борьбы с нелегальной миграцией является: сотрудничество со странами исхода. Оно предусматривает общий контроль границ (распространение информации между странами о миграционной ситуации); связи с агентствами по рекрутменту трудовых мигрантов; меры по интеграции мигрантов.
  5. Существенные послабления в возможностях трудоустройства в западноевропейских странах для стран – кандидатов.

По мнению экономистов  из OECD использование иностранной  рабочей силы не оказывает влияния  на безработицу среди коренного  населения принимающих стран, так  как трудовые мигранты занимают весьма специфические ниши занятости и  не конкурируют на рынке труда  с местными жителями.

Анализ миграционных процессов  и миграционной политики западноевропейских стран показывает, что до начала 70-х годов политика набора «гостевых  рабочих» на временной основе работала успешно. Требования рынка труда  и политика в отношении миграции соответствовали друг другу, что  способствовало нормальному развитию экономики этих стран.

После нефтяного кризиса 70-х, несмотря на то, что все страны заморозили прием иностранных рабочих, в страны исхода вернулась только половина. Уже вразрез с политикой  западноевропейских государств и требованиями экономики росла численность  иностранцев за счет воссоединения семей (по данным ОЕСD 50% всех миграций в европейские страны идет по линии семейных обстоятельств; кроме того, численность мигрантов растет и за счет более высоких показателей их фертильности) [11]. Страны приема в течение 20 лет упорно старались не замечать возникновения и становления так называемых «новых меньшинств».

В 90-х годах, когда демографические  процессы и требования рынка труда  вошли в противоречие с запретительной миграционной политикой западноевропейских правительств, последняя стала пересматриваться в сторону более дифференцированного, избирательного подхода к разным категориям стран и видам специальностей. Возросла роль «новых меньшинств»: государства  были вынуждены признать, что закрывать  глаза на проблемы иностранцев –  не значит решить их. Объективный процесс  роста доли населения «новых меньшинств»  со своей миграционной сетью дает основание думать, что запретительные меры будут мало эффективны. Европа нуждается в рабочей силе, в основном неквалифицированной, сезонной, для специфичных отраслей, и рынок труда диктует свои правила. Поскольку легальная миграция более предпочтительна, чем нелегальная (даже с точки зрения получения налогов), страны Евросоюза в настоящее время находятся в процессе мучительного поиска золотой середины между разрешительными и ограничительными мерами миграционного контроля.

Международная миграция, однако, стала не только мощным инструментом перераспределения мировых трудовых ресурсов, но и сферой, которая генерирует тенденции, осложняющие межгосударственные отношения и внутреннюю ситуацию во многих странах. Интенсивность людских  потоков, пересекающих государственные  границы, нарастает не только вследствие трудовой миграции, но также за счет вынужденного переселения, вызванного политической нестабильностью и  конфликтами.

Прогрессирующая нелегальная  миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной  транспортировкой людей и работорговлей. Уже сейчас, по самым скромным оценкам, численность нелегальных мигрантов в развитых странах превышает 10 млн. человек [12]. Одновременно растут и масштабы нарушений прав мигрантов (среди них – прежде всего детей и женщин), еще более усиливающие напряженность миграционной ситуации. Неурегулированность многих вопросов, связанных с правовой защитой мигрантов, повышает уровень социального неравенства в трудовых отношениях, обеспечении доступа к услугам образования, здравоохранения и др. Международная миграция приводит к серьезному дисбалансу численности населения между странами в отдельных регионах. Сфера миграции чутко реагирует на все катаклизмы и кризисы международной и общественной жизни.

 

 

Глава 2

Рынок труда в РФ. Трудовая миграция населения в РФ: тенденции  и проблемы

 

2.1 Анализ трудовой миграции  в Российской Федерации

Рассматривая тенденции  миграционных процессов в России, которые мы наблюдаем в настоящее  время, отражающие неустойчивость и  непредсказуемость многих сторон нашей  жизни, обусловленных политическими, национальными, экономическими, социальными  и другими факторами, необходимо разграничивать тенденции, являющиеся результатом естественного хода развития общества, сформировавшиеся ранее и имеющие как положительные, так и отрицательные черты, и  тенденции, носящие промежуточный, конъюнктурный характер, а также  определить новые тенденции, складывающиеся как адекватное отражение перехода к рыночным отношениям, если они складываются, или же к интенсивному типу развития экономики, если они, рыночные отношения, еще незначительны.

Интеграция России в международный  рынок труда означает усилившийся  за последние десятилетия международный  трудовой обмен. Для России здесь  существенна трудовая миграция в  дальнее зарубежье. Если въезд из ближнего зарубежья намного превышает  выезд, то с дальним зарубежьем все  наоборот. Эмиграцию из России можно  условно разделить на следующие  группы: этническая (евреи, немцы, греки, армяне) – на постоянное жительство; массовая трудовая – найти приемлемую работу или временно, или постоянно [13].

Изменение социально-экономических  условий – кризис экономики, разрыв хозяйственных связей, сокращение производства, ухудшение жизненного уровня значительных категорий населения, усилившаяся  региональная дифференциация уровня жизни  – нашло отражение в структурных изменениях миграционного потенциала и характере миграционных процессов. Важную роль для формирования и развития миграционного потенциала стали играть следующие моменты: высвобождение трудовых ресурсов в результате сокращения производства, и, как следствие, появление безработных, возвращение в Россию мигрантов из республик бывшего Союза.

Внутренние миграции населения  являются доминирующим компонентом  в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления  оказывают заметное влияние на перераспределение  численности населения субъектов  Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места  жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций [14].

Рис.1. Внутрироссийская миграция, 1998–2009 гг.

 

По данным текущего учета  после Всероссийской переписи населения (за 2003–2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.

В 2001–2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 – 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.) [6] (рис. 1.)

Во внутренних миграциях  поток ориентирован с севера и  востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003–2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%) [10].

Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% – Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между  округами.

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.

На учитываемые статистикой  объемы международной миграции в  большой степени сказываются  изменения в законодательстве. В  частности, резкое сокращение числа  прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.

Такая ситуация привела к  минимизации потоков учитываемых  иммигрантов – в 2004 г. их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран – участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек) (рис. 2.2.).

Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина – выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс. человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек) (рис. 2).

Рис. 2. Международная миграция, 2000–2009 гг.

Наиболее привлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы этих округов – 99% выходцы из стран – участников СНГ.

Рис.3. Удельный вес иммигрантов из стран-участников СНГ, 2010 гг., %

 

Северокавказский и Южный  федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8% [9]. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств (рис. 4).

Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура  по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х  годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало  число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3–5 раз, в 2001–2005 гг. их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.

 

Рис.4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел.

 

Расширение использования  иностранной рабочей силы в экономике  России как результат включения  страны в систему международного рынка труда обусловлено целым  рядом факторов.

С экономической точки  зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к  двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда. Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Вторым же важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

Информация о работе Трудовая миграция. Особенности миграционной политики Российской Федерации