Трудовая миграция. Особенности миграционной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
исследовать теоретические основы трудовой миграции;
рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы;
проанализировать ситуацию в области реализации миграционной политики в России

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы исследования трудовой миграции
Сущность и понятие рынка труда……………………………..5
Миграция рабочей силы. Понятие, причины, виды………….8
Трудовая миграция в современном мире………………..........16
Глава 2. Трудовая миграция в Российской Федерации. Тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации………..22
Глава 3. Миграционная политика Российской Федерации
3.1 Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики……………………………………………………………….28
3.2 Основные цели миграционной политики Российской Федерации……………………………………………………………..32
3.3 Изменения в миграционном законодательстве Российской Федерации……………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовая работа по мировой экономике.docx

— 98.39 Кб (Скачать файл)
 

Глава 3

Миграционная политика Российской Федерации

3.1 Проблемы выработки  эффективной государственной миграционной  политики.

Национальная и экономическая  безопасность напрямую связана с  миграционными процессами. Нелегальная  миграция, как и не контролируемая государством легальная миграция, является одним из факторов формирования новых  вызовов и угроз национальной экономической безопасности.

Геополитическое и геостратегическое  положение России в современном  мире обусловливает особую остроту  миграционных проблем для российского  общества. В силу своего географического  положения Россия является трансъевразийским мостом между Западом и Востоком, Севером и Югом, средоточием самых разнообразных трансграничных миграционных потоков. Они оказывают глубоко противоречивое воздействие на национальные экономические интересы, состояние экономики и рынков, демографическую ситуацию. Нелегальная миграция напрямую связана с криминологической обстановкой в стране, укоренением таких новых видов преступности, как экономическая, организованная, транснациональная, консолидацией внутри них этнопреступности на основе отдельных этнических сообществ. Нерегулируемая массовая миграция вносит свой вклад в разрастание коррупции в обществе.

Конечно, в условиях демографического кризиса, серьезных деформаций в  профессионально-квалификационной структуре, напряженности на рынке труда  миграция способна ослабить нехватку рабочих рук. Но, как показывает опыт, она не способна возместить «утечку  мозгов», падение трудового потенциала национальной экономики, решить проблему человеческого капитала для модернизации российской экономики. Даже самый беглый анализ воздействия массовой миграции на ключевые национальные экономические интересы, формирование угроз и рисков в области экономики, остроту этих угроз, динамику показателей экономической безопасности, связанную с понижением качества рабочей силы, увеличением доли неквалифицированного и малопроизводительного труда, его конкурентного давления на уровень доходов работников, криминализацией рынков труда и увеличением коррупционной нагрузки на экономику, показывает, что проблему миграции нельзя рассматривать ни узкопрагматически (с позиций дефицита рабочей силы), ни с точки зрения отвлеченно понимаемых категорий общечеловеческих ценностей и прав человека.

Сегодня требуется четко  увязать понимание миграции, миграционную политику и миграционное регулирование  с экономической безопасностью  страны, увидеть все стороны миграции через призму правильно понятых  национальных интересов, объективно складывающихся угроз и опасностей в экономике  и обществе, реальных социально-экономических  последствий, которые возможно количественно  оценить и сравнить с пороговыми значениями экономической безопасности применительно к данной сфере. Необходимо также ясно и беспристрастно видеть, анализировать, прогнозировать и управлять теми тенденциями, которые возникают на стыке экономической, демографической, социальной и культурной безопасности.

Пока существуют различия, часто полярные, в социально-экономическом  развитии территорий и стран, в оплате и условиях труда, миграционные потоки будут оставаться объективной и  неизбежной необходимостью. Полностью  закрыть национальные границы от потока мигрантов невозможно, да и  не нужно. Но вопросы о наиболее целесообразных институтах миграционного регулирования, эффективных механизмах миграционной политики продолжают оставаться более  чем актуальными. Остановить либо жестко ограничивать миграционные потоки исключительно административно-правовыми механизмами (включая запретительные) практически невозможно.

Для выработки эффективных  решений, которые способны обеспечить тактическую и стратегическую национальную экономическую безопасность, наряду с непосредственным регулированием миграционных процессов необходимо воздействовать на весь комплекс факторов развития экономики и социальной сферы, которые являются основной причиной, порождающей массовую миграцию и  ее социально, культурно и политически  неприемлемые формы. Также важно  выявление причинно-следственных связей между миграционными процессами и социально-экономическими явлениями.

Регулирование миграционных процессов должно основываться на серьезной  научной основе, объективных экспертно-аналитических  разработках; иметь достаточную  нормативно-правовую базу. Концептуальные и законодательные основы создают  предпосылки для формирования миграционной стратегии, проведения соответствующей  миграционной политики. Начинать надо с Концепции государственной  миграционной политики, которая должна быть увязана со всем комплексом базовых  документов по национальной и экономической  безопасности. Регулирование миграционных процессов должно исходить из целевой  функции, которая должна быть принята  за базу программно-целевого планирования. При отсутствии сформулированной цели (группы целей) неизбежен хаотичный  и внутренне противоречивый набор  механизмов регулирования. Постановка целей упорядочивает набор средств  и механизмов. В этой связи необходимо четко определить и утвердить  в тексте Концепции государственной  миграционной политики цели, которые  ориентированы на регулирование  миграции. Цели и приоритеты, направленные на обеспечение стратегической экономической безопасности страны, могут быть следующими: привлечение в Россию дополнительных трудовых ресурсов по необходимым специальностям для трудоустройства в конкретных регионах; радикальное сокращение хаотичных миграционных потоков (в первую очередь нелегальных), создающих социально-экономические проблемы; регулирование и обеспечение социальных условий жизнедеятельности мигрантов, прибывших в Россию, как в плане социально-трудовых отношений, так и в плане соблюдения ими законов страны, уважения традиционных ценностей и традиций коренного населения; пресечение вовлечения мигрантов в криминальный бизнес и использования миграции для пополнения контингентов организованной преступности, политического экстремизма и международного терроризма, поддержания нелегальных каналов контрабанды, торговли живым товаром, наркотиками, оружием, контрафактом. В числе приоритетных целей - привлечение русского и цивилизационно идентичного (или близкого) русскоязычного населения из стран бывшего СССР; сокращение оттока высокообразованных и квалифицированных кадров из страны.

Существуют три основные группы интересов в отношении  миграции, зачастую не совпадающие  и противоречащие друг другу: а) национально-государственные; б) региональные и муниципальные; в) производственно-корпоративные. На сегодняшний  день основные миграционные потоки являются во многом следствием частных экономических  интересов отдельных бизнес-структур, мотивированных дешевизной, социальной незащищенностью и политической инертностью привлекаемой рабочей силы из числа мигрантов. Миграционная политика не может идти на поводу этих интересов. Интересы экономической безопасности требуют при формировании миграционной политики согласовывать весь спектр интересов: общенациональных интересов; интересов регионов и муниципальных образований; большинства социальных групп (традиционных этносов и конфессиональных сообществ).

Эти интересы должны быть учтены в действующих законах, правоприменительной  практике, облечены в регламентированные экономические, политические и культурные формы. Комплекс механизмов эффективного решения данной проблемы заключается  в согласовании интересов страны, регионов и предприятий, который должен быть переведен в рамки оговоренных законом договорных процедур и облечен в регламентированные экономические, политические и правовые формы. Пока же количество и состав принимаемых и выпускаемых мигрантов формируется стихийно, во многом хаотически, без учета интересов страны, субъектов Федерации, основных групп граждан, населяющих нашу страну. Наличие хозяйственных интересов одновременно формирует систему лоббирования и коррупции, которая в настоящее время действует эффективнее, чем государственные механизмы регулирования. При этом понятно, что без лоббирования и коррупции нелегальная миграция невозможна в принципе.

 

3.2 Основные цели миграционной  политики РФ.

Проблема иммиграции возникла в тесной связи с демографическим  кризисом. Демографы единодушны относительно будущего населения России. И демографы  ООН, и Росстат, и исследователи  прогнозируют быстрое сокращение его  численности. Согласно среднему варианту последнего прогноза Росстата, выполненному в 2007 г., население России к 2026 г. уменьшится до 135,6 млн человек, при условии некоторого прогресса в рождаемости (повышении коэффициента суммарной рождаемости с 1,32 до 1,62) и в средней продолжительности жизни (подъема с 60,3 до 61,8 года у мужчин и 73,2 до 75 лет у женщин), а также увеличении нетто-иммиграции со 156 тыс. человек в 2007 г. до 469 тыс. человек в 2025 г. Если же будут пролонгированы современные тенденции рождаемости, смертности и иммиграции, численность населения страны может упасть до 125 млн человек. Прогноз ООН определяет население России на конец 2025 г. в 130 млн человек[22]. Правда, значительное улучшение ситуации с естественным приростом, по итогам предстоящей переписи может сделать ожидаемую компенсацию вполне достижимой.

Хотя население России убывает с 1992 г., этот процесс до 2007 г. не затрагивал трудоспособные возрастные контингенты. Напротив, на фоне нисходящей тенденции общей численности  населения его трудоспособная часть  росла, причем весьма заметно, вследствие благоприятного соотношения входящих в трудоспособный возраст и выходящих  за его пределы поколений. В 2006 г. этот рост закончился и начался период стремительной естественной убыли  трудоспособного населения. Вначале, в 2007 г., убыль была сравнительно небольшой - около 300 тыс. человек, но уже в 2008 году это будет в 2 раза больше, а в 2010-2019 гг. сокращение превысит 1 млн. человек  ежегодно. В сумме в период до 2026 г. естественная убыль трудоспособного  населения России, если оно не будет  пополняться мигрантами, превысит 18 млн. человек. При сравнении этой величины с численностью занятых  в экономике России, составляющей 69 млн. человек, чрезвычайная серьезность  ситуации становится очевидной.

Такой обвал ресурсной  составляющей рынка труда за столь  короткий период невозможно возместить за счет технического прогресса и  переструктуризации экономики, для которых характерны более плавные изменения. Не спасают и надежды на повышение рождаемости в связи с современной активной демографической политикой страны - ведь дети, которые выйдут на рынок труда в ближайшие два десятилетия, уже родились. Безусловно, необходимо мобилизовать имеющиеся внутренние резервы, но этот источник тоже не может быть основным. Все это приводит к выводу о необходимости увеличения иммиграции, особенно ее трудовой составляющей, чтобы дефицит на рынке труда не стал тормозом развития экономики страны.

Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшей перспективе  труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России, а миграция приобретает, без преувеличения, судьбоносное значение для ее развития. От того, насколько  страна справится с задачей привлечения  необходимого количества иммигрантов, самым непосредственным образом  зависят темпы ее экономического роста, а, следовательно, уровень жизни населения, его пенсионное обеспечение, социальная стабильность, региональные пропорции развития, наконец, размеры страны и ее целостность.

Ожидаемое резкое сжатие трудового  потенциала выводит иммиграционную составляющую на уровень стратегического  направления миграционной политики России. Следовательно, перспективная  миграционная политика России - это, прежде всего, иммиграционная политика.

Федеральной миграционной службой  России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением  трудоустройства российских граждан  за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные  с возвращением мигрантов, требуют  дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной  базы регулирования миграционных процессов  в РФ продолжается[23].

Наиболее важными аспектами  российской миграционной политики являются:

1. Реализация гражданами  РФ прав на свободу перемещения;

2. Гарантия защиты и  поддержки трудящихся-мигрантов  за рубежом;

3. Обеспечение беспрепятственного  возвращения на родину и помощь  в адаптации мигрантов.

Поскольку Россия в международной  миграции является одновременно принимающей  и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

В рамках направления миграционной политики рассматриваются следующие  вопросы:

• Изучение политики миграции и анализ трудовых потоков в России;

• Прогнозирование внутренних и внешних потоков миграции на основе структурной модели;

• Определяющие факторы  и результаты географической мобильности  труда в России;

• Препятствия на пути внутренней миграции;

• Долговые контракты и  нелегальная миграция;

• Анализ издержек и выгод  от миграции;

Ответы экспертов на вопрос" Основные цели миграционной политики России".

Мкртчян Н.В., старший научный  сотрудник Лаборатории анализа  и прогнозирования миграции: «Основные  цели миграционной (иммиграционной) политики: (1) компенсация (частичная или полная) за счет мигрантов демографических  потерь населения России; (2) восполнение  дефицита в трудовых ресурсах в экономике, в т.ч. в ее отдельных отраслях; (3) обеспечение безопасности и сохранение этнокультурной (этноконфессиональной) стабильности в России и ее региона».

Зайончковская Ж.А., заведующая лабораторией миграции Института народнохозяйственного  прогнозирования РАН: «Главные цели миграционной политики: способствовать (1) ускорению социально-экономического развития страны: развитию рыночных отношений, росту благосостояния населения, насыщению  рынка труда рабочей силой; (2) обеспечению социальной стабильности как внутри страны, так и на ее внешних границах; (3) созданию условий  для интеграции иммигрантов в  принимающие сообщества».

Ганнушкина С.А., председатель региональной общественной благотворительной  организации помощи беженцам и вынужденным  переселенцам "Гражданское содействие": «Решение демографических и народнохозяйственных проблем страны посредством рационально  организованного привлечения иностранных  граждан для временной трудовой деятельности или переселения на постоянное место жительства. (2) Выполнение государством взятых на себя международных обязательств в отношении приема вынужденных мигрантов».

Информация о работе Трудовая миграция. Особенности миграционной политики Российской Федерации