Трудовая миграция. Особенности миграционной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
исследовать теоретические основы трудовой миграции;
рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы;
проанализировать ситуацию в области реализации миграционной политики в России

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы исследования трудовой миграции
Сущность и понятие рынка труда……………………………..5
Миграция рабочей силы. Понятие, причины, виды………….8
Трудовая миграция в современном мире………………..........16
Глава 2. Трудовая миграция в Российской Федерации. Тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации………..22
Глава 3. Миграционная политика Российской Федерации
3.1 Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики……………………………………………………………….28
3.2 Основные цели миграционной политики Российской Федерации……………………………………………………………..32
3.3 Изменения в миграционном законодательстве Российской Федерации……………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовая работа по мировой экономике.docx

— 98.39 Кб (Скачать файл)

Волков А.Г., независимый  эксперт, бывший сотрудник НИИ Госкомстата  России: «Компенсировать на ближайшее  будущее и на длительную перспективу  неблагоприятные последствия демографического развития страны, при исключении негативных явлений во внутренней и внешней  миграции и создании условий для  безболезненной интеграции мигрантов  в российское общество».

Островский А.В., заместитель  директора Института Дальнего Востока  РАН: «Основные цели миграционной политики России — обеспечить необходимое  количество рабочей силы по отраслям экономики и регионам из стран  СНГ и других стран мира в соответствии с экономической стратегией России на период до 2050 года».

Рощин Ю.В., директор института  управления миграционными процессами Государственного университета управления: «Максимально возможное привлечение  мигрантов, прежде всего из стран  СНГ, с соответствующим эффективным  контролем и селективным отбором, а также изменение вектора  внутренней миграции в сторону Дальнего Востока и Севера».

Тарасова В.П., заместитель  руководителя аппарата Комитета Государственной  Думы по делам СНГ и связям с  соотечественниками: «Создание предпосылок  максимально организованного переселения  на историческую родину российских соотечественников  в целях защиты их интересов, улучшения  демографической и экономической  ситуации в России и ее регионах».

Цуканов В.В., начальник Управления по делам миграции ГУВД Краснодарского края, полковник внутренней службы: «Основной целью миграционной политики России является экономическая, политическая и социальная составляющая развития государства и его экономики, эффективное регулирование миграционных потоков».

Шишкин В.И., врио руководителя Управления по делам миграции УВД Оренбургской области: «Обеспечение эффективного социально-экономического и демографического развития страны, безопасности России, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия РФ».

Юдина Т.Н., проректор Российского  государственного социального университета: «Целями миграционной политики России являются рациональное (селективное) привлечение  мигрантов, в первую очередь из стран  СНГ и Балтии для поддержания  демографического баланса населения  и удовлетворения потребностей в  трудовых ресурсах российской экономики; обеспечение их интеграции в российское общество через создание специальных  Программ; оптимизация внутренних миграционных процессов».

Ястребова А.Ю., советник Председателя общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест": «Создание системы должного государственного регулирования процессов миграции».

 

3.3 Изменения в миграционном  законодательстве.

Главное направление происшедших  изменений состоит в сильном  упрощении регистрации иностранных  граждан по месту пребывания, а  также правил трудоустройства.

Ранее, чтобы получить право  на пребывание в России, иностранный  гражданин обязан был в течение 3-х дней зарегистрироваться по месту  жительства. Регистрация производилась  в милиции, соответствующий штамп  ставился в паспорт. Регистрация  могла быть совершена только с  согласия всех лиц, постоянно проживающих  по тому адресу, по которому регистрируется мигрант. Для этого требовалось  не просто соответствующее заявление, но личная явка в милицию как ответственного владельца или съемщика жилого помещения, так и всех в нем проживающих лиц. Именно регистрация (прописка) в том виде, как она осуществлялась, была главным камнем преткновения на пути законного пребывания в России и официального трудоустройства. Бюрократические барьеры, связанные с регистрацией, оказались практически непроходимыми для большинства мигрантов.

Принимая во внимание, что  наличие регистрационного штампа в  паспорте было обязательным условием трудоустройства, не приходится удивляться буквально расцвету различных криминальных сервисов по продаже "адреса", равно  как и криминализации милиции  на миграционной почве. Только зная прежний  порядок, можно по достоинству оценить  произошедшие перемены.

Летом 2006 г. были приняты  новые законодательные документы, коренным образом изменившие миграционный режим в России. Во-первых, были внесены  существенные изменения в закон "О правовом положении иностранных  граждан" и принят новый закон "О миграционном учете иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации" Оба закона вступили в силу с 15 января 2007 года.

Новый порядок сильно упростил процедуру регистрации для временно пребывающих на территории страны, каковыми и является основная часть  мигрантов. Для этой категории мигрантов  отменена разрешительная регистрация  по месту жительства со штампом в  паспорте. Она заменена уведомительной регистрацией по месту пребывания. Лицо или организация, принимающая  мигранта, должны сдать заявление  по установленной форме, где в  качестве места пребывания мигранта может быть указан не обязательно  адрес места жительства. Альтернативой  может быть адрес места работы или посреднической фирмы. Заявление  можно сдать не только в милицию, но и отправить по почте в местное  управление миграционной службы. Корешок  от заявления со штампом о его  приеме является удостоверением легального пребывания мигранта. При этом до минимума сокращен перечень требуемых для постановки на учет документов. Нужны лишь паспорт и миграционная карта. Впервые со времен существования паспортной системы введена модель, отобравшая у милиции разрешительную функцию регистрации мигрантов. Впервые также временно пребывающему в России не требуется регистрационный штамп в паспорте. В 2 раза - до 180 дней - удлинен срок временного пребывания, который может быть продлен до 1 года.

Не менее решительно изменен  порядок трудоустройства мигрантов. Ранее разрешение на найм иностранной рабочей силы выдавалось работодателю. Это ставило мигрантов в зависимое положение от работодателя, провоцировало развитие неправовых практик трудового найма, обманной вербовки, рабского труда, торговли живым товаром.

Теперь разрешение на работу в виде трудовой карты выдается лично  мигранту, а не работодателю, как  раньше. Мигрант получил право  свободного поиска работы, а работодатель - свободного найма иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу. Таким  образом, ликвидирована "привязка" работника к работодателю и созданы  условия для свободного перемещения  на рынке труда иностранной рабочей  силы.

Перемены пока коснулись  только мигрантов, приезжающих в  Россию на безвизовой основе из стран  СНГ. Рабочую силу из стран СНГ  Россия рассматривает как приоритетную для себя, поэтому преференции  в ее отношении естественны.

Квотированный порядок выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к квотированию расширены. Теперь квоты  должны устанавливаться в зависимости  от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а  также по регионам России. При этом квоты не распространяются на квалифицированных  специалистов, трудоустраивающихся  по своей специальности, и это  тоже новшество. На 2007 г. были установлены  две квоты: для иностранных граждан  из безвизовых стран (6 миллионов разрешений) и для иммигрантов, прибывающих  в визовом порядке в целях  осуществления трудовой деятельности (308,8 тыс. приглашений). Огромная квота для безвизовых стран на 2007 год позволила провести легализацию большинства накопившихся незаконных мигрантов из этих стран. В этих целях была проведена разовая акция по выдаче дубликатов миграционных карт мигрантам, просрочившим сроки пребывания или потерявшим миграционные карты. Вместе с тем, пока что механизм квотирования в условиях России не является эффективным методом управления трудовым миграционным потоком. Возможность расчета квот в условиях современного российского рынка труда - быстро меняющегося, импульсивного, в значительной части находящегося в тени - проблематична.

Итоги действия новой политики дают полные основания говорить о  впечатляющем позитивном эффекте. Во-первых, впервые были получены довольно достоверные  данные об общем количестве иммигрантов, в том числе о количестве трудовых мигрантов. В течение 2007 г. было зарегистрировано 8 млн. въездов на временное пребывание и выдано 1,8 млн. трудовых карт.

Во-вторых, важнейшим результатом  новой политики является повышение  уровня легальности временных трудовых мигрантов, что, в свою очередь, способствовало улучшению защиты их прав человека и трудовых прав. Ситуация изменилась радикальным образом. Если раньше почти  половина мигрантов (46%) не были зарегистрированы, то сейчас удельный вес этой категории  мигрантов уменьшился в 3 раза (до 15%). Подавляющее большинство мигрантов (85%) встали на миграционный учет и выведены из тени / по сравнению с 54% ранее.

Резко возросла доля иммигрантов, легально работающих на территории РФ со всеми вытекающими отсюда позитивными  экономическими (рост налогооблагаемой базы и др.) и социальными (улучшение  условий жизни и труда мигрантов  и возможностей для защиты их прав) последствиями. Раньше, до реформирования миграционного законодательства, по данным различных исследований, официально работали лишь от 15 до 25% трудовых мигрантов, а 75-85% работали нелегально. После введения в действие нового законодательства ситуация стала диаметрально противоположной. Три четверти мигрантов имеют разрешение на работу (76%), а четверть не имеют(24%). Более, чем в 2 раза увеличилась налогооблагаемая база за счет иностранных работников.

Согласно новым правилам работодатель, принявший на работу иностранного работника, имеющего трудовую карту, обязан уведомить об этом службу занятости. Однако в 40% случаев работодатели не сделали этого, чтобы избежать выплаты налогов.

Существует и проблема недостаточной осведомленности  мигрантов и работодателей о  новых процедурах, чем сразу же воспользовался рынок теневых услуг. В результате трудовые мигранты нередко  получают недействительные или поддельные документы и т.д.

Российское правительство  урежет квоты на гастарбайтеров. Премьер-министр Владимир Путин специальным постановлением утвердил лимиты привлечения трудовых мигрантов на 2010 год, они будут меньше квот 2009 года. Квота на гастарбайтеров составит 1,3 млн человек. При этом порядка 600 тыс. разрешений на работу может быть выдано мигрантам в том случае, если потребность российского рынка труда в гастарбайтерах окажется больше расчетной.

Установленная на этот год  квота в 1,9 млн разрешений для трудовых мигрантов выбрана лишь на 64%. То есть право работать в России на законных основаниях оформили в органах Федеральной миграционной службы (ФМС) порядка 1,2 млн иностранцев. По сообщению пресс-секретаря ФМС Константина Полторанина, «миграционное ведомство с конца прошлого года фиксирует отток мигрантов из России и сокращение количества обращений за разрешениями на работу». В ФМС отмечают и некоторый рост числа нелегальных гастарбайтеров, «неизбежный при любом закручивании гаек», но на фоне общего сужения рынка труда это явление уже не выглядит массовым.

Гастарбайтерам в 2008-м было выдано около 3,4 млн разрешений на работу, и стабильно высокого - опять же по сравнению с докризисными временами - уровня безработицы. По прогнозам правительства, в 2010 году число зарегистрированных безработных прогнозируется на уровне 2,2 млн человек. Власть намерена «по максимуму использовать российскую рабочую силу, людей, которые из-за экономического кризиса потеряли работу».

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Подвижность населения и  трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современной демографии. Страны-экспортеры и страны-импортеры  трудовых ресурсов, международные организации  по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Международная организация  труда является уникальной среди  всемирных организаций в том  отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями  правительств.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим  рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

В заключении можно сделать  вывод, о том, что миграция оказывает  существенное влияние на социально-экономическое  развитие. Современное положение  требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными  процессами. Одним из возможных направлений  совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная  корректировка бюджета края с  учетом социально-экономических последствий  миграции. Все вышеуказанное позволяет  сделать некоторые выводы:

1. Миграционные процессы  при снижении их масштабов  определяют в современных условиях  прирост численности населения  и являются крайне разнообразными  по социальному, этническому,  демографическому составу мигрантов.

2. Миграционные потоки  в различной степени влияют  на социальное и экономическое  положение и отдельные элементы  его социальной инфраструктуры.

3. Система управления  миграцией сводится сегодня к  фиксации прибывающих мигрантов  и принятию ограничительных актов.  При этом не просчитываются  последствия различных видов  миграции.

Для нейтрализации отрицательных  последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в  результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию  в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В  этой области особенно очевидны неэффективность  жестких, директивных мер и необходимость  косвенных, координирующих воздействий  со стороны государств и правительств.

Информация о работе Трудовая миграция. Особенности миграционной политики Российской Федерации