Трудовой потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие трудового потенциала. Показатели его характеризующие.
2. Основные показатели трудового потенциала страны.
3. Основные проблемы в сфере занятости.
4. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Трудовой потенциал РБ.docx

— 49.41 Кб (Скачать файл)

И, в заключение, следует  оценить и вопросы занятости.

Доля и численность  занятых в производственной сфере снижаются, а в непроизводственной сфере растет. Рост занятости в непроизводственной сфере не компенсирует высвобождение занятых в производственной сфере. Падение занятости в производственной сфере является в большей мере следствием падения объема производства и уровня инвестиций и в меньшей степени результатом роста производительности труда. Рост численности занятых в сфере обращения характеризует, в частности, гипертрофированное развитие посреднических структур, а также неэффективных форм торговли (например, крупных вещевых рынков). Рост численности занятых в отраслях непроизводственной сферы обусловлен, на наш взгляд, следующими причинами: в ЖКХ и здравоохранении: низким уровнем организации отрасли; в сфере финансов и кредита: низкой производительностью труда, неоправданным распространением банковских операций там, где без них можно обойтись, низкой квалификацией работников; в сфере высшего образования: расширением коммерческого сектора, который преследует цель извлечения прибыли и, как правило, не в состоянии обеспечить приемлемое качество обучения, не ориентируется на потребности народного хозяйства. Рост числа работников с высшим и средним специальным образованием в отраслях, подготовка которых не всегда соответствует профилю выполняемой работы, а уровень подготовки не соответствует высшему образованию. Число студентов юридических и экономических специальностей превышает потребности народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные проблемы в сфере занятости

 

Основными проблемами в сфере  занятости являются:

1. Наличие излишней численности  персонала, в особенности на  государственных предприятиях и  в учреждениях;

2. Дисбаланс спроса и  предложения рабочей силы по  некоторым профессионально-квалификационным  составляющим;

3. Расширение масштабов  неформальной занятости и нерегистрируемой  безработицы.

Практически во всех отраслях при формальной достаточности кадров оказывается невозможным обеспечить их профессиональное соперничество  в силу родственных связей и приятельских отношений, отсутствие регулярной ротации  и перемещения. Так, в науке, высшей школе, органах управления и в  ряде других отраслей многие специалисты  занимают свои должности десятилетиями, не имея необходимости на конкурсных началах бороться за место работы, сменить место жительства и обогатиться  новым опытом. В этом помогло бы создание действительно единого  пространства по занятости в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации с обязательной ротацией кадров и распределением молодых  специалистов по Союзу 

Следует отметить, что по прогнозам, численность занятых  в экономике к 2020 г. сократится до 3865 тыс. человек, при нынешних 4654 тыс. человек. Переориентация экономики нашей страны на наукоемкие производства способствует постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости.

Считается, что для нашей  страны в настоящее время характерна довольно высокая доля работающих в материальной сфере.

В настоящий момент, по состоянию  на конец 2010 года занятое население в экономики распределилось следующим образом:

Промышленность - 25,6%

Сельское хозяйство - 9,7%

Строительство - 9,3%

Транспорт и связь - 7,6%

Торговля и общественное питание - 14,3%

Образование - 9,5 %

Другие - 24% (от общей численности занятого населения).

Развитие рыночного сектора  экономики, переход к различным  формам собственности, развитие частного предпринимательства привели к  перераспределению трудовых ресурсов в пользу негосударственного сектора  экономики. Доля рабочих и служащих государственных предприятий и  организаций в структуре занятости  постоянно снижается

             

Одни отрасли в большей  степени привлекательны для молодежи, в других отраслях трудится значительное число лиц старше трудоспособного  возраста. Так, наибольшая доля молодежи среди работающих имеет место  в сфере обращения и в сфере  финансов и кредита. Первая из них  требует мотивированных, инициативных и мобильных работников, способных переносить большие нагрузки. Вторая - хорошо подготовленных, амбициозных сотрудников. Самая большая доля лиц старших возрастов имеет место в сфере образования. Эта сфера является мало престижной и низко оплачиваемой, непривлекательной для молодежи. Социальный заказ, к сожалению, не предъявляется на высокообразованных людей в большинстве областей в силу общей примитивизации производства (слабое внедрение инноваций, акцент на развитие сферы обращения, приниженная роль промышленности и так далее).

Следует отметить, что уровень  образования трудовых ресурсов в  Республике Беларусь далеко опережает  средний уровень для стран  СНГ, но отстает от таких стран  как Япония и США по числу лет  на обучение.

               

В отраслях имеются большие  различия по уровню образования работников. Самый высокий уровень образования  в сфере науки и научного обслуживания, за ним следует образование и  культура и искусство.

Самый низкий образовательный  уровень сохранился в сельско-хозяйственной отрасли. Очевидно, что обеспечение данной отрасли высококвалифицированными кадрами, как и в 2006, так и в 2010 году стоит очень остро.

Итак, динамика занятости  в Республике Беларусь имеет следующие  особенности:

1. Общая численность занятых  хотя и снизилась по отношению  к 1990 году, но после 2004 года  имеет тенденцию роста и в  настоящее время составляет 4 686,0 тысяч человек.

2. Рост числа лиц с  документами о высшем и среднем  специальном образовании, которые  практически не имеют никакой  квалификации или имеют подготовку, но не могут найти работу  по профилю образования .

Таким образом, современные  социально-экономические процессы в совокупности с неблагоприятной  экологической и демографической  ситуациями в нашей республике обусловили обострение проблемы трудовых ресурсов. В новых условиях республика должна ориентироваться на трудосберегающие технологии. Но добиться высокого и  эффективного уровня занятости населения  возможно только при условии социально-профессиональной мобильности рабочей силы в едином образовательном и экономическом  пространстве с соседними странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси

 

Демографические факторы, о  воздействии которых говорилось в предыдущих главах, проявляются  в настоящее время в ухудшении  воспроизводственной основы формирования молодых поколений рабочей силы.

И, несмотря на то, что наша страна в целом обладает достаточным  трудовым потенциалом, преодоление  негативных тенденций необходимо, но, следует отметить, что эта ситуация осложняется следующими факторами:

* диспропорциями в распределении  (село-город; между регионами и  отраслями народного хозяйства);

* недостаточным по современным  требованиям уровнем профессионального  образования;

* недостаточной конкуренцией  на рынке труда и требовательностью  к кадрам на всех уровнях  в силу наличия родственных  связей и клановости, а также и отсутствия возможностей регулярной ротации внутри республики, не говоря уже об едином экономическом пространстве СНГ.

Проанализировав все вышесказанное, следует рассказать об тех способах, которые возможны для увеличения трудовых ресурсов нашей страны.

Во-первых, за счет внутренних ресурсов.

- увеличение пенсионного  возраста - достаточно высокой уровень  пенсий по сравнению со средней  зарплатой по стране и относительно  низкий пенсионный возраст обуславливают  высокий уровень социальных взносов  - 34% от фонда зарплаты, из которых  29% направляются на выплату пенсий. Такая ситуация усугубляет проблемы  нанимателей в части себестоимости  продукции и сохранений конкурентоспособности.

В Беларуси пенсионный возраст  является одним из наиболее низких в Восточной Европе. Учитывая, что продолжительность жизни женщин в Беларуси в среднем на 8 лет больше, чем у мужчин, первое, что можно сделать - это увеличить пенсионный возраст для женщин в Беларуси до уровня мужчин.

Но, в случае принятия данного  решения, не избежать множества вопросов и обсуждений.

- более эффективное использование  имеющихся трудовых ресурсов - технологическое  перевооружение предприятий и  повышение производительности труда.  В будущем даже сельское хозяйство,  не говоря уже о промышленности, имеет значительный резерв в  сокращении избыточной занятости  и высвобождении дополнительных  трудовых ресурсов для белорусской  экономики. Чтобы оценить потенциал  этого возможного прироста трудовых  ресурсов за счет более эффективного  использования уже имеющихся  ресурсов, можно привести пример  из отрасли сельского хозяйства.  В Литве в 2009 году 50 тысяч фермеров  собрали 3,3 млн. т. зерна, а  400 тыс. человек, вовлеченных в  сельхозпроизводстве в Беларуси, - 9 млн. тонн. То есть, выработка  на одного работника отличается в 3 раза.

Модернизация экономики, техническое и технологическое  переоснащение предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, способны в разы повысить производительность труда в экономике Республики Беларусь. В этом есть значительный потенциал. То есть, целесообразно стремиться к тому, чтобы нынешние 4,6 млн. работников стали оснащены более передовой техникой и технологиями, чтобы их производительность труда приблизилась к уровню развитых стран (это значит, повысилась в 5-10 раз). Тогда и нынешние работники могут повысить ВВП в течение 5 лет на 60%, как того требует программа социально-экономического развития на 2011 - 2015 гг..

- существуют и другие  внутренние источники за счет  оптимизации структуры имеющихся  трудовых ресурсов и включения  имеющихся резервов - это сокращение  армии (это дополнительные 40 - 45 тыс.  человек в качестве трудовых  ресурсов), реформа уголовно-процессуальной  системы и снижение числа заключенных  (это еще 40 - 45 тыс. человек), увеличение  занятости женщин в экономике  (50 - 100 тыс. человек), а также людей  с ограниченными двигательными  способностями, прежде всего, так называемых колясочников (50 - 100 тыс. чел.). Названные источники увеличения экономически активного населения не способы решить проблему старения населения, но вполне в состоянии ее смягчить.

- более бережное отношение  к уже имеющимся трудовым ресурсам - сокращение числа суицидов (это  дополнительные - 4,5 тыс. чел. в  качестве трудовых ресурсов), сокращение  убийств, сокращение количества  случаев гибели людей на дорогах  и на производстве, сокращение  количества смертельных случаев  от отравления алкоголем и  от болезней, связанных с курением.

- добиться сокращения  оттока белорусов в другие  страны на ПМЖ за проведения  государственной политики доходов,  ориентированную на дорогую рабочую  силу. Не делать ставку на дешевую  рабочую силу, как на конкурентное  преимущество. Различными инструментами  макроэкономической политики (прежде  всего, налогово-бюджетной, денежно-кредитной  и валютной политики) добиваться  того, чтобы средняя зарплата  в Беларуси в долларовом эквиваленте  по паритетному курсу была  одной из самых высоких среди  стран Восточной Европы, стран  Балтии и стран СНГ. Это конечно  будет серьезно напрягать экономику,  производителей, но с другой стороны,  это будет подталкивать их  к повышению производительности  труда за счет внедрения новых  технологий с тем, чтобы избежать  использования большого количества  относительно дорогой рабочей  силы. Во-вторых, увеличение трудовых  ресурсов за счет внешних источников, а именно - привлечения мигрантов.  Если все таки рост производительности труда кардинально повысить не удастся и ставка в экономическом росте будет делаться на уже существующие предприятия с практически неизменными технологиями, то рост нынешнего ВВП на 60% за пятилетку потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов.

Если же проанализировать и предположить, что все варианты использованы, то через 10 - 15 лет, число  необходимых дополнительных работников будет исчисляться цифрой более 1 млн. человек. Для сравнения, за последние 10 лет миграционный приток в Беларусь составил всего 85 тысяч человек. Чтобы понять насколько это весомая цифра - 1 млн. человек - можно отметить, что, например, увеличение пенсионного возраста в Беларуси на 5 лет у мужчин и женщин потенциально могло бы обеспечить прирост занятого населения всего на 285 тысяч человек. Это с учетом того, что многие люди в нашей стране (41 % женщин и 7 % мужчин) продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Так что даже продление пенсионного возраста на 5 лет полностью не решит проблемы возможного дефицита трудовых ресурсов.

           

На современном этапе  политика государства преимущественно  направлена на сохранение кадрового  потенциала крупных предприятий  и максимальное поддержание занятости, что обусловливает стабильно  низкий уровень регистрируемой безработицы  по сравнению с другими странами в переходной экономикой.

Таким образом, современные  социально-экономические процессы в совокупности с неблагоприятной  экологической и демографической  ситуацией в Беларуси обусловили обострение проблем трудовых ресурсов. Чтобы добиться высокого уровня занятости населения необходимо создать условия для социально-профессиональной мобильности рабочей силы; достигнуть количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест на рынке труда.

Информация о работе Трудовой потенциал